Создание природного окружения в Autodesk 3ds Max

3a75ad439cdd71a6c6f7b3f18d123269.jpg

   Думаю каждый 3D Художник сталкивается с задачей моделирования природного окружения. Autodesk 3ds Max - это отличный инструмент, любимый многими 3D художниками во всем мире. Данная программа позволяет нам реализовать свои творческие идеи, однако есть такие задачи, которые сложно реализовать стандартными средствами 3ds Max. И тут нам на помощь приходят плагины и скрипты.

   Одной из самых сложных задач при создании природного окружения является создание растительности. Безусловно, самым простым способом является использование библиотечных моделей. Однако использование библиотечных моделей подходит не для всех проектов. Причин множество. Вот лишь некоторые: Первая - проект не будет выглядеть уникальным. Особенно это будет заметно на ближних планах. Вторая причина - тяжеловесность моделей. Библиотечные модели обычно содержат много лишних полигонов, а оптимизировать геометрию готовых моделей крайне сложно. Еще одна не маловажная причина - это авторские права на модели. Зачастую заказчики просят, чтобы в проекте не было библиотечных моделей.И теперь представьте, что перед вами поставили задачу смоделировать определенный вид растительности или всю растительность в сцене. Начиная от травы и заканчивая деревьями. Вдобавок еще и с анимацией роста растений или анимацией ветра. И все это необходимо сделать, не выходя из любимого 3ds Max. Как быть в данном случае? Обычные способы моделирования тут не помогут. Решить эти задачи поможет отличный плагин GrowFX  разработанный для 3ds Max. С его помощью можно создать реалистичные растения, оптимизировать геометрию созданных моделей. На основе предыдущего растения сделать другое и при необходимости создать анимацию. Все это гибко настраивается  различными модификаторами и построителями, и вы полностью управляете процессом. Подчеркну  это не генератор растений, а именно плагин для создания растительности.На изображении ниже представлена пальма созданная в Autodesk 3ds Max при помощи GrowFX.

33d5f6893770435bc37a64e9e1269ee3.jpg

   Следующая задача после моделирования растений - это расстановка растительности в сцене. Можно использовать стандартные средства Autodesk 3ds Max, такие как Scatter. Но тут есть множество сложностей. Основная - это нехватка оперативной памяти при рендере и как следствие долгий рендер или падение 3ds Max. Так как растения иногда нужно рассаживать сотнями, а то и тысячами. В данном случае количество полигонов в сцене будет исчисляться миллионами. Стандартный Scatter может не справиться с подобной задачей.Нужен другой более подходящий инструмент, который будет использовать ресурсы компьютера более оптимально. Одно из решений - это использовать плагин MultiScatter, который позволяет очень быстро просчитывать "тяжелые" сцены и оптимизировать процесс расстановки растений. Одно из удобных свойств MultiScatter - это возможностьудалять любой объект из массива, а так же возможность использовать инструмент "кисть" для ручного нанесения или удаления элементов. Опять таки все это мы можем делать, не выходя из 3ds Max и V-Ray.Ниже представлены следующие изображения:Первое изображение принтскрин из Autodesk 3ds Max с развернутыми окнами MultiScatter, второе изображение - это уже  рендер сцены с рассаженной растительностью.

b73e3f834351bf6c4497d86329eeb288.jpg

b2488106e6db122c1c0b820d5e2e5031.jpg

   После того как растения созданы и расставлены в сцене, возникает вопрос рендеринга, настройки материалов, постановки света и т.д. Вот уже много лет я использую визуализатор V-Ray для этих целей. Почему именно V-Ray? Ведь есть много других визуализаторов. Безусловно, это личное предпочтение, но в 3d графике всегда узким местом была скорость визуализации. Как раз одно из преимуществ V-Ray - это скорость и поддержка данного визуализатора разработчиками плагинов для создания различных эффектов.Сейчас данный визуализатор динамично развивается. В работе с окружением стоит отметить такие материалы как VRayFastSSS2 - отличное решение для создания поверхностей с диффузным рассеиванием и бликами.

   Примером подобных поверхностей может быть океанская вода. Думаю тот, кто хотя бы раз пробовал сделать визуализацию водной поверхности, сталкивался с тем, что вода вроде и простой материал для визуализации, но добиться реалистичности не так просто, особенно с диффузными эффектами. VRayFastSSS2 помогает быстро настроить материал и получить отличный результат при меньших затратах времени на рендер.Другой отличный материал VRay2SidedMtl. Выручает, когда необходимо создать материал листьев для растительности. Материал позволяет имитировать просвечивающие поверхности и быстро просчитывается в отличие от стандартного материала VRayMtl  при использовании параметров Translucency.Интересной задачей и в тоже время требующей определенного подхода при создании природной сцены является создание эффектов окружения таких как: облака, воздушная перспектива и других атмосферные явления. Опять таки, можно использовать фото панорамы с облаками из библиотеки. А воздушную перспективу сделать при постобработке, заранее подготовив канал ZDepth для рендера. Но бывает одну и ту же сцену необходимо показать с различными вариантами дневного либо вечернего освещения с различных ракурсов. А как следствие этого, атмосферные эффекты и облака будут выглядеть по-разному.Думаю, на сегодняшний день лучшее решение для этой задачи - плагин Ozone. Он содержит большое количество настроенных параметров для атмосферы, плюс можно создавать свои настройки. Хочу отметить, что данный  плагин часто используется в киноиндустрии. К примеру, в фильмах: "Мстители", "Пираты Карибского моря 2", "Аватар" и т.д . Ozone является частью программы Vue. Разработчики решили сделать его отдельным продуктом с поддержкой 3dsMax и V-Ray, за что им большое спасибо.На первом изображении представленном ниже вы можете видеть окно плагина Ozone с вариантами выбора атмосферы. На втором изображении финальный рендер с облаками из курса Render.ru "Художник 3D Окружения. Часть. 2. Моделирование природного окружения".

e00005fbfa9fec14da69db86b0aff67c.jpg

b749ac3a281a47bba605df35dfc07937.jpg

   После того как сцена полностью готова, а необходимые изображения отрендерены, остается выполнить постобработку. Для этого отлично подойдет программа Adobe After Effects. Тут сразу у большинства может возникнуть вопрос  - А можно сделать постобработку в Photoshop, ведь так привычней? Безусловно, можно, но как быть если вам необходимо это сделать для анимации. Тут без After Effects или подобного софта обойтись не выйдет. Освоив азы Adobe After Effects, работа в нем покажется вам не сложней чем в Adobe Photoshop. Под After Effects разработано множество скриптов и плагинов с всевозможными эффектами, имитирующими дефекты оптики, особенности фотопленки, световые эффекты, настройки глубины резкости и т.д.Ниже представлен принтскрин из Adobe After Effects. В левой части интерфейса программы вы можете видеть эффекты, примененные к изображению.

0c36089581f6a7f7687d237548c056ee.jpg

   Все выше перечисленные инструменты, разработанные специально под Autodesk 3ds Max, позволяют 3D Художнику решить сложные технические задачи, тем самым, оставляя больше времени для творчества.

Автор статьи: Александр Пазуренко (Paz) 

Комментарии (41)

+1
G-line
Комментарий удален
+1
paz
Комментарий удален
0
G-line
Комментарий удален
0
paz
Комментарий удален
0
G-line
Убрал комментарии, теперь не актуально.
+1
domovoynafany
Читал, читал, читал, читал.... и думал...когда же уже закончится краткое содержание и начнется сам урок... и тут БАЦ - комментарии пошли...кпц.
0
paz
Просто обзорная статья
0
nkv3d
"Хочу отметить, что данный плагин часто используется в киноиндустрии. К примеру, в фильмах: "Мстители", "Пираты Карибского моря 2", "Аватар" и т.д."

Что серьезно? А я думал они Houdini пользуются...
0
paz
Нет, я шучу безусловно. Речь идет о Ozone - это часть Vue, которая создает атмосферу http://www.e-onsoftware.com/showcase/?page=2 
0
nkv3d
Да знаю я что это такое и для чего его используют))
Просто когда смотришь мэйкингофы по различным фильмам, в них VFX артисты все как один говорят что для симуляции сложных атмосферных эффектов наша студия использовала Houdini.(Как раз началось это все с Аватара, потом Прометий, Стартрэк...)
Я вот ни разу не слышал упоминания про Vue во всяческих рилах и мэйкингофах именитых студий.
Ну, в общем не знаю, у меня сложилось субъективное мнение, что в индустрии в данный момент отдается предпочтение Houdini по части атмосферных эффектов...
Vue обладает хорошим потенциалом, но его интеграция в пакеты и стабильность работы оставляет желать лучшего.
+1
grdesigner
Да ладно? Пираты Карибского Моря один из ярких примеров. В мультиках часто используют.
0
lih_81
Этот парень знает о чем говорит, у него друг vfx супервайзер, собственно как и у меня))))
А вообще вуйку используют по полной программе, чтоб по быстрому и дешево сделать бэк.
+1
Flyboy
100 % Vue использовался в Пиратах
0
paz
Комментарий удален
+2
paz
Специально сейчас сделал ссылку на страницу в каких фильмах использовали. Продублирую тут http://www.e-onsoftware.com/showcase/?page=2 
Теперь будете знать, что не только в Houdini. В фильмах очень много инструментов используют и да же VRay

З.Ы. Сарказм не вышел, Спасибо + 1 к статье :)
0
nkv3d
Ну при этом какие-то инструменты важнее и их используют эффективнее и чаще и без них не обойтись, а какие-то раз в пятилетку.
Тут все зависит от пайплайна.
+1
albatr0s
а теперь основной вопрос - как поженили Ozone и вирей, чтоб при этом был нормальный GI и нормальные темные тени?
0
paz
Уже давно свадьбу отгуляли :) Как поженили вопрос не ко мне, но все нормально работает. Тени регулируются, нужно просто знать, что редактировать
0
albatr0s
так а в чем там секрет, при обычном сетапе вирея (под стандартные варианты освещения VraySun или HDRI) получается блеклая картинка, с невменяемым GI и с высветленными тенями, будто сканлайном отрендерено
может там какие то свои хитрости с настройками гаммы макса и колормаппингом вирея?
тесты проводил на VUE xStream 2014.6, с менталом же проблем никаких вообще, и ничего дополнительно настраивать не нужно, при дефолтных настройках сразу все работает, ну и по скорости оч медленно с виреем получается почему то
0
paz
Зачем VraySun?
0
albatr0s
вирейсана нет, я имел в виду настройки вирея были использованы стандартные для работы с привычными для вирея типами экстерьерного освещения, т.е. гамма в максе 2.2, инпут 2.2, аутпут 1.0, в колормапинге рейнхард гамма 2.2, мульт 1.0, берн 0.35
0
paz
Подсказка - когда вы создаете сцену в Vue extreme нужно использовать стандартный источник света (который был автоматом добавлен в сцену) Рендеры, которые вы видите в статье делались именно с Vray и Ozone. Гамму можно использовать любую
0
paz
а вот burn value опускать ниже 0,6 - это преступление! Если я вас правильно понял
0
Sean
burn value опускать ниже 0,6 - это преступление!

Аргументируйте, пожалуйста.
0
paz
так картинка блеклой становится
0
Sean
Ии... Всё?
0
paz
из справки:
Reinhard - Рейнгард - в этом режиме можно выбрать преобразование цвета, среднее, между экспоненциальным преобразованием цвета и линейным преобразованием. Если значение Burn value равно 1.0, получается линейное преобразование цвета, если значение Burn value равно 0.0, результат - экспоненциальное преобразование.

Правда по середине. Ниже 0,5 опускать смысла я не вижу. Очень редко ставлю 0,6. Обычно 0,7-08
+1
Sean
В общем, как и думал, 0.6 - ваше субъективное мнение. И преступлением это вряд ли можно назвать
0
albatr0s
вот сейчас тест отрендерил:
освещение вуйское, на лицо косячное GI, плоские тени и нет нормальных отражений http://fotoifolder.ru/view_foto/gvnf-27mtrux/ 
освещение HDRI тут все в порядке http://fotoifolder.ru/view_foto/i1qqqft28j96/ 
при подключении вуйки вирей сан отключен, он был использован исключительно для автопривязки вуйского источника света, включен только вуйский источник света, с энвайромента все убрано и оставлен черный цвет
попробую протестировать еще на 5 озоне, однако не думаю, что тут дело в том, полноценная это вуйка или озон, тем более, что тестировал на самой свежей вуйке
0
paz
Нет, тут дело в настройках атмосфер эдитора. там же модель нужно грамотно выбрать в зависимости от ситуации и настроить правильно. http://c2n.me/jivIiZ 
0
albatr0s
вот теперь уже понятнее в какую сторону копать, ща буду пробовать) спасибо
0
paz
Обращайся если, что. Есть хороший курс по Vue
0
albatr0s
покопал настройки, переключился на стандартный спектральный режим, переключился с ambient на GI, со светотеневым контрастом там все понятно стало, однако GI отрабатывает некорректно, и это хорошо видно в отмеченных местах на картинке http://fotoifolder.ru/view_foto/olmz7d06j6bd/ 

ПС сейчас берн 1.0 выставлен
единственный рабочий метод взаимодействия (с нормальным GI), который я нашел - отвязка FG вуйки от рендера, отключение вуйского ИС и включение сана, а так же постановка вирей ская в слот освещения в вирейском енвароменте, однако в этом случае яркость неба надо подбирать на глаз, ибо на освещение оно более никак не влияет, а влияет исключительно на отражения
0
nkv3d
Помнится года 2 назад тоже такие же эксперименты ставил)
Там действительно 100% панацеи нет, все ручками и на глаз склеивается или в композе доводится.
Как не крути это все равно склейка 2 разных рендеров(по сути композ) а не рендер объектов Vue в среде вирея или ментала.
0
nkv3d
Честно говоря не вижу необходимости использования Ozone для сцены приведенной выше автором урока, впрочем как и эффект от VRayFastSSS2 совсем не наблюдается, подошел бы и стандартный материал с настроенным fogcolor, для передачи эффекта толщи воды, которая кстати на подобных островах зачастую прозрачно-голубая возле берега и переливается во всевозможных каустических преломлениях.
0
paz
Острава разные бывают. Собственно это картинки не из урока, а из курса в котором рассматриваются все инструменты изложенные в статье. Мне понравилось работать с VRayFastSSS2, кстати считается достаточно быстро, а настроек намного больше чем в стандартном материале.
0
RomB
не проще ли запилить окружение в lumion?
0
albatr0s
ну как бы у люмиона ооооооооооооооочень сильно ограниченный функционал, и качество картинки годно только, как превью, но не для конечного продукта
0
RomB
в первой версии Люмиона может быть, в пятой можно годноту делать..правда сужу по 4.51
+1
KSABA
Да да)) в 5й версии многое обещают) В том числе и скорость рендера вдвое убыстрить.http://www.youtube.com/watch?v=O29k2i5go38 
0
paz
Да, обновления порадовали. Особенно рендер