Ева, спасибо.
Пробежался по тексту быстро, но почти ничего не сказано про колониальный индийский стиль. Индия, как бывшая колония Англии сумела внести огромные изменения в классический интерьер.
Колониальный стиль набрано с разных источников. от себя дополню: Колониальный стиль нужно рассматривать не как внедрение культуры стран-колоний в английскую культуру, а именно как влияние викторианского и георгианского стилей на колонизированные страны. Сама Англия всеж, переняла кое-что у Индии. ( имхо)
В самом начале хотелось бы отметить, что как такового единого колониального стиля не существовало. Под этим понятием сегодня подразумевают совокупность европейских стилей в интерьере, обогащенных традициями национальных культур завоеванных колоний.
Само определение колониального стиля происходит от латинского слова colonus — колон, так в эпоху поздней Римской империи назывались поселенцы, арендаторы земли обычно на окраинах империи, в многочисленных римских провинциях.
Колониальный стиль в интерьере возник в эпоху европейских морских экспедиций, открытия Вест-Индии (двух американских континентов), морского пути в Индию и Юго-восточную Азию. В это время ведущие европейские державы, сначала Испания, Португалия и Голландия, а затем Британия и Франция начали активно расширять свои собственные владения за счет присоединения новых территорий, умело и безжалостно воспользовавшись своим технологическим превосходством над туземцами.
Эта эпоха, названная в советской историографии “Эпохой великих географических открытий”, характеризовалась взаимопроникновением казалось бы разных культур: европейцы принесли на завоеванные американские, азиатские и африканские территории свою культуру, а у местного населения позаимствовали некоторые особенности их образа жизни, устройства жилищ и их внутреннего убранства, отделочными материалами и техникой. Условно можно выделить два направления в колониальном стиле: подлинные антикварные предметы и предметы, стилизованные под этническую экзотику. Первые требуют особенно тщательного к себе отношения и подчиняют весь интерьер. Вторые предоставляют больше творческой свободы, тем более что современные магазины предлагают самые разнообразные атрибуты. Колониальный интерьер тем и интересен, что не подчиняется жестким канонам и допускает смешение разнородных предметов. Но здесь есть опасность самодеятельного искусства в комичном, измельченном варианте, поэтому оформление интерьера требует хорошего вкуса.
Английский стиль (он именуется еще колониальным) - это обстановка уютных коттеджей, предметы которых дополнялись на протяжении многих поколений, образовав органичный сплав старого и нового. Это массивная кожаная мебель, деревянные панели, камин. Классический английский потолок - из натурального дуба. Чтобы максимально использовать дневной свет, проникающий в дома сквозь неширокие окна, стены обычно окрашиваются в ослепительно-желтый, ярко-красный или мягкий кремовый тона. Деревянные полы застилают толстыми и уютными шерстяными коврами. Непременные атрибуты английской гостиной - мягкий шерстяной плед с клетчатым узором и скамеечка для ног. Жилье украшают тяжелая, но при этом изящная полированная мебель, фарфоровые вазы, лампы с абажурами, фаянсовая посуда. В Англии розы цветут не только в парках, но и на гардинах, мебельной обивке. Сочетание тканей в интерьере английских гостиных кажется немного хаотичным, но при этом строгая клетка прекрасно смотрится рядом с романтичным цветным узором.
Для воплощения колониального стиля предпочтительна свободная, ориентированная вокруг гостиной планировка. Насыщенное воздухом свободное пространство разделяется на зоны условно: с помощью разных уровней пола или потолка, плетеных ширм, раздвижных перегородок, экранов из ткани, колонн или свободно свисающих занавесей. Отделка поверхностей может быть самой лаконичной — белые или светло-кремовые стены, причем их иногда не красят, ограничиваясь грунтом. Можно также использовать фактурное покрытие, имитирующее природный материал и при высыхании напоминающее слегка потрескавшуюся глину или камень. Пол зачастую выкладывают керамической плиткой под камень или застилают циновками. Современные циновки из прессованного и полированного бамбука очень живописны, не боятся влаги, ими можно декорировать не только полы, но и стены. Пол можно покрыть выбеленными, будто долго побывавшими под солнцем, досками.. И, конечно, ковер ручной работы.
Для спасения от палящего зноя в тропическом климате используются ставни, в нашем же случае можно сделать их имитацию. Поскольку плетенка в любом проявлении — неотъемлемая часть стиля, используйте тонкие деревянные решетки или любые плетеные полотна, которые по краю оформляются в деревянную раму. Раму повесьте на окно или закройте ею батарею, сделайте из нескольких рам ширму или подвесьте на струне к потолку — получится мобильная перегородка. Ставни сейчас являются изыском и пикантной особенностью интерьера, заметьте, не экстерьера, иногда их применяют снаружи для охраны дома в отсутствие хозяев.Окна от яркого света можно закрыть бамбуковыми жалюзи. При создании колониальных интерьеров вообще следует использовать природные материалы — дерево, глину, бронзу, кожу, керамику. Цветовая гамма тоже должна соответствовать природным оттенкам: охра, золото, терракота, цвет состаренного дерева, оливковый.
Ширмы остаются одной из наиболее экзотических форм мебели. Сейчас многие с удовольствием открывают для себя их уникальные возможности — мгновенно создавать атмосферу уединения. Инкрустированные натуральными камнями и отделанные лаком — из Китая; расписанные вручную натуральными красками, изготовленные из тика и украшенные щедрой резьбой — из Индии. Часто их не полируют, чтобы подчеркнуть естественную красоту дерева, тогда ширма напоминает кашмирскую шаль. Другой вариант — ширма из полированного темного дерева с более умеренной резьбой, оформленная полосой более крупного рисунка или вставками из металла в виде стилизованного солнца или цветка. Ширмы станут не только эстетическим, но потрясающим функциональным дополнением для спальной или ванной комнаты.
Мебель, соответствующая стилю, имеет, как правило, простые, лаконичные формы. В основном она выполнена из обработанного вручную дерева, потемневшего и потрескавшегося от времени, или сплетена из ротанга, бамбука, даже тростника. Много плетеных деталей — это еще одна примета колониального стиля, когда даже в отделке деревянной мебели используются искусно сплетенные вставки. Но как дань европейскому стремлению к комфорту, плетеная мебель имеет мягкие подушки со сменными чехлами. Обтягивающая их ткань обычно цвета натурального небеленого полотна или покрыта крупным растительным рисунком.
Своеобразную остроту колониальному интерьеру придает «звериный стиль». Ножки диванов, кресел, столов часто имитируют львиные лапы, а спинки, подлокотники и другие детали украшены фигурками слонов и горных баранов. Изображения животных являются частью предметов обстановки: вот бронзовые черепашки водрузили себе на панцири кожаный сундук, а четыре обезьяны, одетые во фраки, покорно несут тяжелый книжный шкаф.
Колонизаторы строили на завоеванных территориях новые города с европейской архитектурой, католические соборы, корабельные порты и крепости. А поскольку территориями надо было управлять, в новых землях появились целые европейские поселения, быт которых представлял собой смесь привычных европейских правил и местных традиций. В первую очередь это коснулось архитектуры жилых строений и их внутреннего убранства.
Процесс колонизации Африки, Азии и Латинской Америки приблизился к своему завершению в конце XIX века. И примерно тогда же становится популярным иметь в европейском доме некоторое количество экзотических предметов, вывезенных из тропических стран.
Значительную лепту в популяризацию колониального стиля внесла Англия в викторианскую эпоху. В тот период колонии приносили Британии огромные доходы. А служба в колониальных владениях становилась все более престижным, и не менее доходным делом для молодых англичан. Обустраиваясь там семьями, с комфортом и роскошью, на долгие годы, они привыкали к местной экзотике, находя ее удобной для жизни в жарком и сухом, так не похожем на туманы их родины, климате.
В самой же Англии набирала масштабы мода на колониальную экзотику, появились даже постройки в духе таких веяний, например, уже известный нам королевский павильон в Брайтоне архитектора Д. Нэша. Жилые интерьеры стремительно насыщались привезенными из-за моря предметами. Резная индийская мебель могла соседствовать с инкрустированной марокканской, а японские ширмы — с африканскими масками. Интерьеры традиционного английского дома становятся эклектичными, то есть соединяющими разнородные художественные элементы. Но постепенно, десятилетиями уживаясь друг с другом, вещи создают некую новую гармонию, их противоречия постепенно сглаживаются. Создается новый стиль, «английского коттеджа». Это очень уютные интерьеры с массивной кожаной мебелью, деревянными панелями, камином. Классический английский потолок — из натурального дуба. Чтобы максимально использовать дневной свет, проникающий в дома сквозь неширокие окна, стены окрашиваются в ослепительно-желтый, ярко-красный или мягкий кремовый тона. Деревянные полы застилаются толстыми и уютными шерстяными коврами. Непременные атрибуты английской гостиной — мягкий шерстяной плед с клетчатым узором и скамеечка для ног.
Жилье украшают тяжелая, но при этом изящная, полированная мебель, фарфоровые вазы, лампы с абажурами, фаянсовая посуда. Сочетание тканей в интерьере английских гостиных кажется немного хаотичным, но при этом строгая клетка прекрасно смотрится рядом с романтичным цветным узором на гардинах, мебельной обивке. Широко используется позолота. В эпоху позднего викторианства светлые оттенки — белого, серо-зеленого и «цвета камня» — дополняет мебель красного дерева, а также желтая и малиновая обивка.
Отдельного внимания заслуживает арабский стиль, необыкновенно популярный сейчас во Франции и Испании. Бывшие колонии, Марокко и Алжир, подарили французским дизайнерам волшебный мир, богатый орнаментом и цветом, а период мавританского господства в Испании сказался в постоянных декоративных заимствованиях из пышной и изысканной культуры арабского Востока.
Индийский колониальный стиль в меру строг и уютен. Мебель изготавливается из тика или ореха, практически не имеет украшений, поверхность ее гладко шлифуется и покрывается лаком. Такой классический уклон идет от англичан. Индийцы добавили свое: они украшают такую мебель разнообразными решетками из дерева или металла — «джали». Решетка может украшать дверцы или боковые поверхности шкафа. Очень удобны книжные шкафы, представляющие собой раму с полками; иногда это шкаф с двумя-тремя полками и ящиками внизу. В таком шкафу можно расставить не только книги, но и фигурки животных, необычную посуду, коллекцию фарфоровых тарелок или ракушек. Очень удобен и оригинальный узкий шкаф с решетками «джали», им можно заполнить любое пространство в интерьере, куда вещи стандартного размера просто не войдут. Такую мебель можно использовать в любом интерьере, хорошо она будет смотреться и в современной квартире. Можно подчеркнуть ее скромное изящество, повесив на стену индийское панно из дерева, изображающее бытовые сценки деревенской жизни, или поставив напольный канделябр из трех подсвечников из металла с завитушками. Мебель с решетками в стиле «джали» имеет разновидность, которая именуется «чикен» (от английского «chicken» — курица). По своему виду она напоминает клетки, в которых торговцы возят птицу на базар, отсюда и название. Это мебель, как правило, не полируется, а покрывается известковым раствором, выбеливается, что делает ее вид грубоватым и простым, как у вещи, которой часто пользуются. Мебель в стиле «чикен» можно поставить на даче, дополнив интерьер такими же стульями.
Очень оригинально смотрится мебель из тика со специфической резьбой, «рогожкой». Она имеет простые формы, не полируется и окрашивается в разные цвета натуральными красками. В ней, с ее этническим налетом, есть особое очарование и деревенский шик. Она будет хорошо смотреться в сочетании с гобеленом из грубой шерсти или с народным индийским настенным украшением, сплетенным по принципу «макраме» из волокон тростника с бусинками, вышивкой и кистями, которое одновременно явится оберегом для вашего дома. Только надо обязательно иметь пару. В Индии любят четные числа, и цветы дарят тоже в четном количестве.
Интересен индийский шкафчик, который состоит из множества маленьких ящичков, иногда располагающихся на разных уровнях. В таких шкафчиках удобно держать лекарства и всякую мелочь, раньше такие ящички использовали для хранения целебных трав и снадобий. Вообще в Индии любят делать множество всяких тумбочек, опять же с множеством ящичков, из тика, ореха, розового дерева, самой разнообразной формы. Они могут быть круглые, овальные, вытянутые и узкие, с открытыми боковыми полочками. Могут быть выполнены и в раджастанской манере, то есть, окрашены в черный цвет, расписаны вручную натуральными красками и отполированы. Яркая роспись изображает слонов, лошадей, индийских девушек или сценки из жизни богов — Ганеши и Кришны. Тумбочка может быть, например, светлая, а дверцы украшены более темными фигурками двух слоников, а также выполненная из неполированного дерева, покрашенная «под железо»; к ящичкам крепятся железные ручки, а железные ножки тумбочки представляют собой четыре завитушки в форме буквы «8». Любая из таких тумбочек впишется в «колониальный» интерьер. Впрочем, как и индийские стулья: простые неполированные с решеткой «джали» в спинке, с прямыми ножками и простым сиденьем или изготовленные в стиле англо-индийского рококо, с шелковым сиденьем и шелковой спинкой, обрамленной причудливой богатой резьбой. Есть и лавочка на двух персон — полированная, на тонких ножках, с решеткой в спинке, есть плетеные раскладные стулья.
«Плетенка» сегодня модна во всем мире. В богатых английских коттеджах плетеные кресла, столы, кушетки и корзины прочно обосновались еще в середине XIX века. Действительно, плетеная мебель универсальна, пригодна не только для тропиков, но и для относительно сурового европейского климата, ее отличают легкость и прочность. Делается она из лиан ротанговой пальмы.
Непременными деталями колониального интерьера являются сундуки, кожаные и плетеные чемоданы, дорожные корзины и саквояжи, они как бы олицетворяют «кочевую» жизнь давних своих хозяев — первых европейских поселенцев. В более позднее время, утратив «транспортные» функции, они превратились просто в удобное и декоративное хранилище вещей. Индийские и марокканские сундуки изготавливаются из древесины тика, обтянутой кожей буйвола. На кожу методом тиснения наносится оригинальный декор. Крышки сундука украшаются бронзовыми и латунными ручками. Испано-мавританские сундуки различных размеров, сделанные из ливанского кедра, эбенового дерева, обтянутые верблюжьей или буйволовой кожей, инкрустированные костью, подкрашенной хной, со вставками из латуни и меди, прекрасно войдут в любой интерьер, привнеся в него оригинальный восточный мотив. Ту же роль сыграют и напольные марокканские светильники, обтянутые кожей. Предметы, происходящие из Марокко, вообще крайне интересны, поскольку эта страна исторически аккумулировала, но при этом не перемешала, очень разные традиции: берберскую (в основном это керамика - лаконичная, декорированная геометрическим орнаментом), испано-мавританскую (насыщенные деталями, украшенные инкрустацией предметы мебели) и древнюю иудейскую (как правило, это чеканка по металлу с типичными для этой культуры символическими изображениями). Все эти вещи будут к месту в колониальном интерьере.
Частью интерьера являются предметы обстановки, выполненные из бамбука. Легкие, но прочные бамбуковые стебли идут на изготовление миниатюрных столиков, диванов и табуретов. Особенно модными являются пятнистые сорта бамбука. Но и мебель, полностью сделанная из бамбука, — большая редкость. Обычно этот материал сочетают с ротанговым плетением и кожей. Плетеные кресла и диван с бамбуковыми ножками удачно впишутся в гостиную загородного дома или составят гармоничную композицию с цветами и зелеными кустарниками в саду.
Между прочим, создавая колониальный интерьер, стоит подумать об еще одной важной его части — тропических растениях, таких как пальмы. А разместить их лучше в емкостях из той же традиционной для этого стиля терракоты.
Бамбук во всех его разновидностях может быть введен в любой интерьер, тем более колониальный. Легкий и прочный, не боящийся влаги, он идеальный материал для самых разных изделий. Из полых стеблей бамбука изготовляют оригинальные подсвечники, вазы и подставки для цветов, различную кухонную утварь, веера, гребни и многое другое, да и сам по себе он хорош как предмет декора. За изящество и красоту бамбук воспевался в поэзии Китая. Там он стал символом долголетия, воли и стойкости перед жизненными невзгодами. Из его стеблей, заполненных порохом, китайцы делали фейерверки или просто клали их в костер. Считалось, что взрывающийся с оглушительным треском бамбук распугивает злых духов. Стебли бамбука шли также на изготовление кистей и бумаги коричневого оттенка. Древнее китайское выражение, означающее, что человеку суждено остаться в истории, гласит: «Его имя сохранят на бамбуке и шелке».Целый ряд вещей усилят стилевое единство вашего «колониального» интерьера: зеркало в резной раме, старинные английские часы, подсвечники, статуэтки всевозможных животных — львов, обезьян, коров, медведей и, конечно, слонов. В Индии слон — символ царской власти, способствует долголетию, процветанию, счастью. Охраняют дом, приносят удачу скульптуры богов. Подвешенные к потолку колокольчики отгоняют злых духов. Скульптура чаще всего бронзовая, иногда деревянная. Наиболее распространенные сочетания материалов — мрамор, бронза и кожа. В интерьер можно добавить кальян, чайный серебряный сервиз. Колониальный стиль — это и китайские предметы — столы и стулья, вазы, экраны, резные статуэтки.
На окнах хороши будут шторы из восточных тканей или из однотонного струящегося золотистого шелка. В спальне подушки с геометрическим орнаментом, полосатые и однотонные.
Спокойную и уютную атмосферу создает такой интерьер колониального стиля: английское бюро, на нем традиционный Ганеша из бронзового литья и два подсвечника, внизу тумбочка с узкими ящиками, приспособленная для хранения документов, рядом простой стул, изготовленный из старого шпального дерева, книжный шкаф, оформленный вставками из деревянных решеток. С другой стороны кушетка плавных форм, круглый резной стол с серебряным сервизом и стул с круглым сиденьем и подлокотниками, украшенный резьбой и коваными полосками. Окна задрапированы индийскими тканями, на полу кашмирский ковер, на кушетке драпировки и подушки. Округлые плавные линии интерьера, отсутствие углов, изысканные цвета и узоры настраивают на душевную гармонию и располагают к отдыху. Именно этим и характеризуется колониальный стиль, так популярный сегодня. Он противостоит стрессам, помогает забыться, уйти от проблем в иную атмосферу, наполненную таинственной романтикой дальних стран.
Ключевые особенности английского стиля:
Спокойные солидные ковры в состоятельных жилых интерьерах и эффектные с узорами-в главных гостиных.
Камины или дровяные печи с резным декором из дерева, известняка или мрамора и зеркала над ними в богатых золоченых рамах.
Естественное освещение, а также люстры, настенные бра с двумя рожками и матовыми лампами, торшеры.
Желтая медь, позолота и хрусталь — от рам для картин до фигурных цоколей настольных светильников.
Темная деревянная мебель — красное дерево или мореный дуб — с изогнутыми ножками в виде перевернутой запятой.
Замечательное оформление окон: объемные драпировки с фалдами, шнуры с кистями, ламбрекены плюс вставные подушечки для любителей посидеть на подоконнике.
Богатые цветные ткани с замысловатым рисунком и роскошной фактурой — бархат, синель, дамаст и еще кожа.
Деревянный наборный паркет или узоры из кафеля на полу в холлах и кухнях.
Здесь вы найдете характерные оттенки "английского стиля": http://hallidays.com/
Лично мне нравится светлый, натуральный цвет russian pine(русская сосна) под воском.