ФЛОРИСТИЧЕСКИЙ КОЛЛАЖ
Коллаж, в переводе с французского – наклеивание. Есть мнение, что впервые приемы коллажа были применены в казахской народной вышивке «курак», например, в создании иконы. Несколько позже художники в новых формах самовыражения представили коллаж, наклеивая различные материалы на художественные основы, создавая различные сочетания форм, материалов, фактур. А уж потом художники- кубисты попробовали соединить различные материалы: гипс, краски, песок.
П. Пикассо, Ж.Брак, А. Матисс были первыми мастерами коллажа. Сочетание различных форм и рельефов оказалось настолько интересным, что коллажную технику стали применять и другие художники, обогатив мировую культуру.
В России новое искусство находит свое выражение в творчестве К. Малевича, В. Татлина, А. Лентулова. Технику коллажа начинают использовать в создании декораций в театральном искусстве.
В наше время флористический коллаж становится самодостаточной и самостоятельной частью изобразительного творчества и перспективным направлением современной флористики. Успешно соперничая с произведениями изобразительного искусства, коллаж подтверждает статус своего обладателя, как человека ценящего оригинальность, индивидуальность и новаторство.
Флористический коллаж – это композиция на вертикальной плоскости, поэтому при его создании неотъемлемыми являются те же законы, которые используются при создании обычных трехмерных композиций. Это - целостность, выразительность и смысл.
Мечта многих флористов осуществилась: появилась возможность продлить жизнь своим работам и возможность общения с другими людьми на самые разные темы на универсальном языке, состоящем из форм, линий, цвета, разнообразных фактур, движения, ритма и т.д. Итак, флористический коллаж - это произведение, созданное благодаря содружеству художника с природой с ее вековой мудростью, разнообразием материала и необычной новизной соцветий.
Момент создания флористического коллажа – это таинство. Автор, погрузившись в состояние накопленных эмоций, перебирая как четки природный материал, согревая его теплом своих рук, примеряет и распределяет его на заданный фон. Часто используются те предметы, на которые люди обычно не обращают внимание, а проходят мимо. Это - сухие листья, замшелая кора, ветки, увядшие лепестки цветов, глина, песок и т. д. То, мимо чего мы равнодушно проходим, в руках флориста превращается в черепаху, зайчика, бабочку, стрекозу, дерево, облака и т. д. Привычный материал трансформируется, теряет узнаваемый и привычный образ, вызывает эмоции и ассоциации из подсознания, стирая грани реальности и волшебства.
Коллаж – это способ самовыражения автора, исключающий абсолютное копирование сюжета природы, а предполагающий свое восприятие – образное и эмоциональное. В то же время коллаж дает возможность и для фантазии зрителя, заставляет размышлять и самому домысливать сюжет.