Решение есть всегда. Просто не всегда вы готовы его видеть.
Перестаньте бояться клиентов. "Все клиенты - подонки" - говаривала дизайнер-мебельщик еще в мою бытность руководителем офиса мебельной фирмы. Это раз.
Перестаньте бояться вообще. И сделайте все для этого. Например, легализуйтесь. Это два.
Если вы легальная фирма, что в России, скорее всего так и есть - еще раз, перестаньте бояться! ЭТО ТРИ.
И по-делу:
1. Сходите в юридическую фирму, закажите независимую экспертизу.
2. Получили, посмотрели, посчитали, успокоились.
3. Спокойно заявляете клиенту, что он вправе подавать на вас в суд.
4. Спокойно ожидаете, когда взбешенный клиент подаст на вас в суд.
5. Подаете встречный иск. К которому приложен акт независимой экспертизы.
Все. Вы не проиграли и не выиграли. Вы просто добились справедливости. Понимаете?
6. Либо выплачиваете незначительную разницу клиенту, если должны вы, либо подаете ходатайство на взыскание разницы с клиента, если должен оказывается он. Как правило, суммы, что в плюс, что в минус, оказываются незначительными. Главное - вы отстоите свое достоинство и свой труд.
Почему вы забываете об этом?
Так. Возможно, я слишком лихо объяснила. Просто у меня все получилось.
На всякий случай разъясняю:
Вам предъявят иск на сумму по договору.
Вы должны вернуть неизрасходованную сумму, за минусом того, что вы отработали.
Клиент, ясное дело, вам не верит.
Для этого и нужна независимая экспертиза. При этом вы не обязаны заказывать самую дорогую. Если живете в Москве, например, закажите экспертизу в Зеленограде каком-нибудь или что там у них.
Сумма по экспертизе - железобетонное доказательство. Встречный иск - железный аргумент для суда.
Если вы изначально не обманывали, у вас есть все шансы наказать наглого заказчика.
Желаю удачи.