Тон, что это такое?

Автор
Сообщение
На сайте c 07.09.2008
Сообщений: 272
Україна, Київ

всегда удивляла эта фраза про "полутона"

на глзок, и изменения в "одну единицу тона" хлопотно будет заметить, а тут еще полутон....

Если за эталон взять любую раскладку по краскам, то там нет таких номеров (думаю номер не просто взят от балды, думаю номер зависит от количества пигмента на метр/литр/грамм, ну как- то так) 1025,5 или 2517,5 нету половинчатых градаций.

На сайте c 15.04.2011
Сообщений: 429
Москва

Уже в одной только этой теме столько всего понаписали взаимоисключающего.

Тон, hue https://ru.wikipedia.org/wiki/ Тон_(цвет) — чистый цвет в спектре (желтый, красный, синий и т.д.). Слово «оттенок» есть в русском языке, но нет в терминах колористики.

Светлота, lightness, https://ru.wikipedia.org/wiki/ Светлота_(цвет) — степень смешения чистого цвета (тона) с белым или с черным цветами.

Насыщенность, saturation, https://ru.wikipedia.org/wiki/ Насыщенность_(цвет) — степень смешения чистого цвета с нейтральным серым цветом.

Открываем любой редактор цвета, выбираем цветовое пространство HLS (hue, lightness, saturation) и понимаем как это работает в жизни.

Подробнее можно узнать в любом учебнике по колористике, библией среди которых является «Искусство цвета» Иоганнеса Иттена.

Проблема путанницы в терминологии действительно существует и в общем обывательстком смысле термин «тон» используют вовсе не в том значении, в котором он должен использоваться по определению. Путают именно со светлотой.

Эталонных весов в колористике не существует, поэтому в суде любые споры про «на пол-тона светлее» бесперспективны. Хотите прийти с заказчиками/смежниками к какому-то общему знаменателю пользуйтесь одним цветовым пространством: hsl, rgb, cmyk, ral, pantone и др. — это просто разные способы задания координат цвета в пространстве видимого цвета.

На сайте c 20.03.2008
Сообщений: 5067
St.Petersburg

Не буду писать что такое тон. Найти слово ТОН в гугле за 4 клавиши.

Если вопрос встает - дизайнер попросил - на пол тона светлее. Да, это значит нужно сделать чуть светлее. Он это и имеет ввиду. Чуть светлее, это значит добавить немного белого. Другого обоснования нет и когда он это говорит он не имеет ввиду какую-либо определенноую таблицу, если имеет, то скажет какую.

Uraken RAL каталог это очень урезанный каталог цветов и по нему оринтироуются только строители. Например для стен, колеров, обоев и пр. каталог рал ооочень бедный. 

Если работаете с дизайнером постоянно, лучше всего заиметь ему и Вам каталог скажем Тиккурила. Это большой каталог и цветов очень много. Есть даже каталоги которые сразу прописывают CMYK, чем очень упрощает жизнь и дизайнеру и визуализатору.

А вообще цветовой  круг Вам в помощь! Можно отталкиваться от него. Но опять же учтите, что цвета в живую отличаются от того, что на мониторе. Думаю тут все об этом знают.

Хотя это не цветовой круг, а световой!) Если бы это был цветовой, то смешия в равных пропорциях все 7 цветов, должен получиться черный чвет. Если в световом круге смешиваем R+G+B получается белый. 

Но можно отталкиваться и от этого

e96977a731d57439d7ccef9896d45529.png

На сайте c 26.07.2008
Сообщений: 3966
Москва
я считаю, что нечего заказчика баловать миллионами цветов. Как раз в визе достаточно рала (для общения диза и виза)
На сайте c 22.11.2007
Сообщений: 991
Киев
Цитата Buch:

Не буду писать что такое тон. Найти слово ТОН в гугле за 4 клавиши.

Если вопрос встает - дизайнер попросил - на пол тона светлее. Да, это значит нужно сделать чуть светлее. Он это и имеет ввиду. Чуть светлее, это значит добавить немного белого. Другого обоснования нет и когда он это говорит он не имеет ввиду какую-либо определенноую таблицу, если имеет, то скажет какую.

Uraken RAL каталог это очень урезанный каталог цветов и по нему оринтироуются только строители. Например для стен, колеров, обоев и пр. каталог рал ооочень бедный. 

Как же про ТОН не поговорить, тема ведь о нем)
Относительно урезанности RAL не согласен:http://allral.com/design  
На сайте c 29.07.2010
Сообщений: 1313
Санкт-Петербург
Цитата mino:

Уже в одной только этой теме столько всего понаписали взаимоисключающего.

Тон, hue https://ru.wikipedia.org/wiki/ Тон_(цвет) — чистый цвет в спектре (желтый, красный, синий и т.д.). Слово «оттенок» есть в русском языке, но нет в терминах колористики.

Светлота, lightness, https://ru.wikipedia.org/wiki/ Светлота_(цвет) — степень смешения чистого цвета (тона) с белым или с черным цветами.

Насыщенность, saturation, https://ru.wikipedia.org/wiki/ Насыщенность_(цвет) — степень смешения чистого цвета с нейтральным серым цветом.

Проблема путанницы в терминологии действительно существует и в общем обывательстком смысле термин «тон» используют вовсе не в том значении, в котором он должен использоваться по определению. Путают именно со светлотой.

Речь шла о обиходном использовании слова тон дизайнерами в русском языке. Лично меня в институте слава богу учили не по Вики, и не по графическому редактору. И прочих дизайнеров думаю тоже. А термин тон в художественной практике в нашей стране испокон веков применяется в том числе к графитному рисунку и черно белой отмывке. И означает он в русскоязычном пространстве именно то, что я объяснила. Если препод по рисунку советует набрать тон, это означает притемнить участок, а не изменить его цвет. А если на живописи препод советует использовать более сложные оттенки, его тоже сразу все понимают. А не начинают придираться, что в терминах колористики такого понятия нет. Мало того что оттенок, так еще и сложный. Че за зверь такой, в Вики об этом ни слова!  Но если хотите поумничать, конечно можете статейки из Вики дизайнеру совать. Он\она оценят, гарантирую. 

На сайте c 20.03.2008
Сообщений: 5067
St.Petersburg
fartt ни разу в своей практике не встречал каталог RAL в котором будут все интересующие цвета. В основном все каталоги, по которым работают абсолютно все - это классик. И мало кто покупает другие. Т.к. все работают именно по нему, кму нужно под 9000р покупать каталог? А дешовый, типа К7, стоит 800р, и он используется везде, в любом салоне кухонь, мебельщики и пр. Поэтому проще купить общетрадиционный за 2тыс типа тиккурила и привет.
На сайте c 29.07.2010
Сообщений: 1313
Санкт-Петербург
Цитата Buch:
Поэтому проще купить общетрадиционный за 2тыс типа тиккурила и привет.

Общетрадиционная Тиккурилла Симфония уже давно стоит 4тыщи :)) это набор из  2х веееров.

На сайте c 15.04.2011
Сообщений: 429
Москва

Iram-an будьте чуточку, буквально на пол-тона попроще ;)

Я — дизайнер, не собирался умничать и пытаться вас переспорить. Единая терминология замечательна тем, что позволяет избежать разные толкования и связанные с этим недоразумения среди людей, работающих в разных сферах и разных странах. Совершенно не возрашаю, если кто-то не поддерживает такую позицию.

На сайте c 22.11.2007
Сообщений: 991
Киев
Цитата Buch:
fartt ни разу в своей практике не встречал каталог RAL в котором будут все интересующие цвета. В основном все каталоги, по которым работают абсолютно все - это классик. И мало кто покупает другие. Т.к. все работают именно по нему, кму нужно под 9000р покупать каталог? А дешовый, типа К7, стоит 800р, и он используется везде, в любом салоне кухонь, мебельщики и пр. Поэтому проще купить общетрадиционный за 2тыс типа тиккурила и привет.

В моей практике несколько другая ситуация. И не всегда можно найти в TIKKURILA то что находишь, например, в RAL или NCS. При этом абсолютно все работающие только по "классик" без проблем справляются с кодом из "дизайна" или "эффекта".

На фото композиция из предметов, которые находились на растоянии вытянутой мною руки)

645de78287560d602a74f3305e787d20.JPG

Хотя можно жить в веселом и красочном мире, где Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан и ни в чем себе не отказывать)

На сайте c 20.03.2008
Сообщений: 5067
St.Petersburg

fartt да можно сделать проще. Спросить дизайнера любого - хватает Вам каталога рад для работы с заказчиками. Те кто подбирает цвета обоев, мебели, оттенки шпона, напольного покрытия, колеровки стен, порошковой окраски - хватает ли ему каталога RAL? Мне не хватало. И честно говоря не понимаю дизайнеров, которым хватает. Для таких дизайнеров видимо совсем не принципиально какой будет именно цвет, именно такой же или похожий, именно такая мебель как в проекте или похожая. Это я считаю уже не дизайнеры, а халтурщики, коих много.

Собственно Ваша коллекция каталогов отвечает на мой вопрос.

Сейчас мне хватает одного каталога RAL, но я не занимаюсь дизайном интерьеров. 

На сайте c 29.07.2010
Сообщений: 1313
Санкт-Петербург
Цитата mino:

Iram-an будьте чуточку, буквально на пол-тона попроще ;)

Я — дизайнер, не собирался умничать и пытаться вас переспорить. Единая терминология замечательна тем, что позволяет избежать разные толкования и связанные с этим недоразумения среди людей, работающих в разных сферах и разных странах. Совершенно не возрашаю, если кто-то не поддерживает такую позицию.

Чтобы принять вашу терминологию придется несколько поколений дизайнеров перевоспитать. Возметесь? И как быть с тоновым изображением?:)) По-вашему выходит оно должно быть цветное. А между тем так всегда говорили и говорят о монохроме. По-моему, в вики в данном случае банальная ошибка, связанная с механическим переводом с английского в лоб, без учета реального словоупотребления. Надмозг переводил короче. 

На сайте c 15.04.2011
Сообщений: 429
Москва
Цитата Iram-an:

Чтобы принять вашу терминологию придется несколько поколений дизайнеров перевоспитать. Возметесь? И как быть с тоновым изображением?:)) По-вашему выходит оно должно быть цветное. А между тем так всегда говорили и говорят о монохроме. По-моему, в вики в данном случае банальная ошибка, связанная с механическим переводом с английского в лоб, без учета реального словоупотребления. Надмозг переводил короче. 

Традиционно обученные дизайнеры всех стран используют именно эту терминологию, уже не одно поколение. Альтернатива этой терминологии — «своими словами». Трудности перевода имеют место быть, но именно традиционный вариант максимально исключает путанницу, потому что если «hue» еще можно перевести и как «тон», и как «оттенок», то «lightness» перевести как «тон» не получится при всем желании (по меньшей мере, в традиционном английском языке).

Именно в живописи, отечественный термин «тон» имеет наряду с основным традиционным значением дополнительное — в значении «светлота». Большая советская энциклопедия:

«Тон цветовой, одна из основных характеристик цвета (наряду с его светлотой и насыщенностью), определяющая его оттенок и выражающаяся словами "красный, синий, сиреневый" и т.д.; различия в названиях красок указывают в первую очередь на цветовой Т. (например, "изумрудная зелень", "лимонная", "жёлтая" и т.д.). В живописи Т. называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбираются с расчётом на объединение цветов общим Т. В зависимости от преобладания тех или иных цветов и различия в их сочетаниях Т. в картине может быть серебристым, золотистым, тёплым или холодным и т.д. Термином "Т." в живописи определяют также светлоту цвета»

http://bse.chemport.ru/ton_ (tsvetovoj).shtml

Про тоновое изображение спросил у гугла — http://zen-designer.ru/vopros-otvet/36-entsiklopediya/54-t/20-tonovoe-izobrazhenie  — он ответил, что да, может быть цветным, но может это просто ошибка надмозга. Для более однозначного разделения цветных и черно-белых цветов существуют не менее традиционные термины: хроматические и ахроматические цвета, соответственно.

Читают эту тему: