Токио-Сибуя

По многочисленным просьбам продолжаю рассказывать о своих проектах. В этой статье пойдет речь об организационных моментах в работе над большими архитектурными проектами по типу "Таймс-Сквер" и "Токио-Сибуя". И так! Из Нью-Йорка мы отправляемся в Токио! Все рендеры из проекта можно посмотреть в данном видео.

Для тех, кто пропустил поездку на Таймс-Сквер, то вам в начале сюда!

Не успел я  отдохнуть от предыдущего проекта, поступает новое предложение от заказчика. Высоко оценив проект Таймс-Сквер и получив много хороших отзывов заказчик решил продолжить совместную работу.

Но я согласился не сразу и выдвинул заказчику новые требования по оплате из-за сложностей возникших с предыдущим проектом.

Создав проект "Таймс-Сквер" я понял, что на фрилансе подобный проекты встречаются крайне редко из-за своего масштаба. Проект был сдан, однако очень большими усилиями. Повторять предыдущие ошибки не хотелось.

В процессе работы над "Таймс-Сквер" было очень много подводных камней, как технических так и организационных. Сказывалось малый опыт в организации подобных проектов. Из-за всех сложностей проект затянулся, но в итоге был сдан.

В процессе проекта удалось организовать совместную работу с фрилансерами у меня в офисе. Тем самым собрав небольшую студию. Так же работало несколько человек удаленно. На проектом работало примерно 5 человек. У всех был разный уровень, некоторых приходилось если не обучать, так постоянно подсказывать что и как делать. На это уходило треть моего рабочего времени.

К сожалению некоторые люди, которые работали удаленно меня подвели. Затягивали с выполнением заданий или вообще забивали на работу. Вот эти косяки приходилось доделывать мне. Кривая геометрия, поганые текстуры и т.д.

Я понимал, что это и мой косяк как организатора. Все это было исправлено и доставлено заказчику в идеальном виде. Но потраченное время не вернуть.

Одна и основных проблем предыдущего заказа была малый бюджет проекта. Это очень тормозило процесс, пришлось урезать себе зарплату, чтоб рассчитаться с людьми за выполненный объем. Это я понял когда было сделано примерно 30% работы. Плюс еще нужна была покупка нового мощного ПК для сборки и рендера сцены. Тут я просто достал деньги из своего кармана и купил. Напрашивается тогда вопрос - Зачем тогда браться за подобную работу?

Для меня прежде всего это было получение опыта и своеобразный вызов! Я понимал, что не все будет гладко. Хотя в начале мне казался бюджет приемлемым. Все приходит с опытом! Главное оставаться на коне в любой ситуации!

Однако набравшись опыта в столь сложном мероприятии я почувствовав свои силы как менеджер и понял, что могу избежать ошибок и выполнить новый проект быстро набрав хорошую команду и более тщательно отнестись к орг. вопросам (координация, мотивация, контроль). На новый проект я поднял оплату примерно в 1,5-2 раза. На что услышал возмущения заказчика, он взял паузу на подумать. После непродолжительного торга в итоге согласился. 

Работа над проектом "Сибуя-Токио"  началась. В новую команду вошли несколько человек из предыдущего проекта и один новый. Собрав достойную команду из 3-ох фрилансеров в офисе (это была основная ударная сила), я разделил проект на части и раздал задания на удаленную работу. Обычно это были небольшие задания для удаленной работы, но за счет того, что их выполняло много людей, получился достаточный объем. В основном это был моделинг. Текстурировать нормально к сожалению умеют далеко не все.

cff23b1c216114f60113a3bdf621921c.jpg

dec6645b38387653f3ec4bf968bbe71e.jpg

ea8f79c79dab2eb97ff8cc014e8192d5.jpg

В этом проекте уже было задействовано до 10 человек.

Первое с чем мы столкнулись - это не типичная японская архитектура. Да тут не было небоскребов и казалось было легче моделировать, но были весьма замысловатые строения. Нужно было более детально вникать в архитектуру. Токио все пронизано станциями метро, они есть под землей, они есть над землей и проходят даже сквозь здания. Много всяких дорожных разметок и в подобных "знаковых" местах очень много рекламы.

a262a03f8fdcd5acfa3ad0a0ba0e8adb.jpg

В этом проекте было рекламы меньше чем в NYC, но она вся была на японском языке!!! Когда начали делать рекламу и показывать заказчику, то сразу появились претензии к тексту. Все референсы мы брали из интернета (искали картинки в хорошем разрешении) и понятия не имели где китайский, корейский или японский язык. Всплыл БОЛЬШОЙ подводный камень и сюрприз, а именно японка заказчика, которая проверяла этот текст. Какое отношение она имела к проекту мне оставалось только догадываться, заказчик скрывал истинное предназначение этого проекта.

4b40187ef2b244342c92c7c50c0a44cd.jpg

У меня возникли вопросы к клиенту по этому поводу. Я объяснил, что о таком предупреждают до начала проекта. В итоге с трудом, но договорились накинуть денег за перевод. Дальше мне нужно было найти в Одессе переводчика, который бы выдавал текст, а мы бы его лепили на билборды. Я понял, что это должен быть переводчик со знанием минимум фотошопа. Началась легкая паника, но тут свершилось чудо! У одного из моих коллег Александр Гаташ, был знакомый Сергей увлекающийся японским. В добавок у него были навыки Photoshop и 3ds Max. Проблема была решена.

Саша, огромное тебе спасибо! Кстати очень веселый и позитивный человек, который придал проекту нужную динамику. С этого момента работа просто понеслась. Как обычно разбили работу на этапы: Сбор материала, моделирование, текстурирование. Кто-то плохо текстурил, только моделировал или пробовал текстурить на несложны и не срочных объектах. Такая работа это всегда и обучение.

d6e4c9928bb87a31b7fb980347089977.jpg

99ed7dbf1c0a00eef6fc7782be06cea5.jpg

Правильно все организовав мы выполнили основной объем меньше чем за 2 месяца. И еще один месяц ушел на сборку и доработки, тут основной удар пришелся на меня. Такую работу было сложно кому-то доверить. Параллельно велась работа по деталям для улиц. Хочу отметить, что все выполненные задания сразу шли мне на проверку и я не накапливал работу по исправлениям на конец проекта как в прошлый раз, а сразу все исправлялось. Был интересный случай, опять таки с текстом. Мы показали один из законченных блоков клиенту и он ткнул нас носом. Моле его японка сказала, что вывеска кафе у нас на корейском или китайском (не помню уже). Но мы то обрисовали вывеску, которая реально была на фото! Так вот китайские кафе есть да же в центре Токио! Заказчки был явно удивлен, когда я показал референс и вопрос отпал. Таких палок в колеса было много. Одно из зданий клиент сказал переделать, мотивировав это тем, что опять такие его японка сказала, что здание было снесено год или два года назад. Я сказал, что меня об этом не предупредили и переделки будут за счет клиента. Опять таки вопрос сразу отпал. Но тут нужно выдерживать баланс и не сильно драконить клиента. Он же заказчик и всегда прав! Одним из бонусов для клиента была модель собачки "Хатико". Что не предусматривалось в договоре.

1442b7b5af6b2c084c4f040accd81c2b.jpg

О технических особенностях не буду повторяться. Многое взяли из предыдущего проекта.

А именно: В работе использовали 3ds Max +VRay за скорость и гибкость. Здания застраивали с Vray Blend + VrayDirt. Смотрите мой урок по этой тематике.

Использовали всевозможные маски как и в предыдущем проекте. Освещение в сцене VraySun + VraySky. Настройки практически дефолтные.

Вот правда в последующем проекте "Продолжение Токио", мы отказались от Vray Blend + VrayDirt по просьбе заказчика. И рисовали текстуры. Разумеется включив эту опцию в стоимость ;)

Что касается текстур и материалов. Отражения использовали только на стеклах и некоторых крашеных поверхностях. Дисплейс и бамп не использовали для экономии ресурсов. Примечательно, что в этом проекте мы не использовали текстуры для имитации интерьеров первых этаже. Мы моделировали все детали: стулья, столы, светильники. Что-то подобное я пытался реализовать в NYC. Все детально сверяли с референсами из интернета.

43de0d344a6ea83ba326ff68aea4f44e.jpg

4b4315093955950dcb64d03c37882ae5.jpg

c2a23228f174151796fb5dc4867640c4.jpg

Ну и кончено Google Earth и Google Map были незаменимы в работе. Моделировали на глаз с учетом высот и пропорций зданий. Дорожная разметка была создана плоскостями с декалями. Примерно как в этом уроке . Благо дорогу не пришлось сильно застраивать. Японцы в этом плане очень чистые ребята. Ну и как обычно для создания растительности использовал GrowFX. Вы можете прогуляться по Токио район Сибуя и сравнить его с моим проектом.

Благодаря быстрому выполнению работы проект получился выгодным и даже было небольшое продолжение японской тематики в новом заказе. После "Токио-Сибуя" я уже стал заниматься обучением и предложил одному из выпускников работу. Новый проект мы сделали вдвоем. И к стати тоже очень быстро. Но об этом уже в другой раз.

3a0a1bee9ae208dd831a8afb2b5caf5a.jpg

deb20c28eec187235f5ec776c309ea26.jpg

И в завершении 10 советов от меня, которые помогут вам в организации любых проектов, где работают более 2-ух человек. Да и вообще улучшит вашу работу.  

1. Правильно рассчитывайте стоимость проекта. Многие меня спрашиваю - как оценить стоимость подобного проекта и т.д?. Как оказалось это очень легко сделать. Прикиньте вашу "комфортную" зарплату за месяц и зарплату людей, которые будут работать. Обычно каждый называет свои расценки в зависимости от своего уровня. Теперь прикиньте сколько времени нужно на проект. Вот вам и стоимость. Желательно еще накинуть какой-то процент на непредвиденные расходы. Минимум 5-10% стоимости проекта. Как показывает практика - это не лишнее. Так же возможно вам потребуется дополнительное оборудование или рендер ферма. Если от заявленной стоимости заказчик уйдет, то это не ваш клиент.

2. Позитивный настрой и дисциплина помогает решать просто невероятные задачи! Однако обязательно подстраховывайтесь на непредвиденные случаи. Кто-то может заболеть или вообще покинуть проект по непредвиденным обстоятельствам. Обычно заказчику на это "глубоко" все равно. У вас должны быть люди на подстраховку. Держите руку на пульсе. Да же если вы по какой-то причине временно отвлеклись от проекта, должен быть опытный человек, который может взять на себя технические моменты.

3. Всегда работайте с предоплатой. Это обязывает и заказчика и исполнителя.

4. Разбивайте работу и оплату над большими проектами на 2-е, а лучше 3-и части. Двигайтесь так: Предоплата 50% за первую часть > Сдача перовой части > Оплата. И так далее. Это поможет вам не попасть на деньги в случае того, если заказчик вас подведет. Но это требует и от вас порядочности.

5. Забугорные заказчики стали очень умными и знают, что работа у нас стоит значительно дешевле. Особо умные ориентируются в политической ситуации и пытаются извлечь выгоду. Однако жадный платит дважды, чем ниже оплата тем больше вероятность попасть на не компетентного специалиста. Если заказчик не из СНГ, возьмите среднюю стоимость между нашими расценками (СНГ) и расценками забугорных (США и Европа). Это поможет вам быть конкурентными. Если заказчик начинает сильно скидывать, объясните, что вы профессионал в своем деле. В этом случае одним из ваших приоритетов будет хорошая работа по теме в вашем портфеле. Забугорные клиенты обычно узконаправленны и смотрят если у вас есть подобные работывыполненные ранее. Соответственно и вы должны это учитывать, не стучитесь к примеру на серьезный экстерьерный проект если у вас в портфеле только одни интерьеры.

6. Да, китайцы и индусы демпингуют! Это факт. Но рынок CG очень большой, каждый найдет своего клиента. Если искать!

7. Ежедневно занимайтесь спортом и бросайте вредный привычки, это повысит производительность вашей работы! Умейте отдыхать. В противном случае подобные большие проекты вас просто выжмут как тряпку. У меть отдыхать означает: отвлечься от компьютера, сменить деятельность на более подвижную (спорт, зарядка, йога)!

8. Стремитесь к профессионализму в вашем деле, даже если вы начинающий специалист в области CG. Если вы собрались выйти на международный рынок. Знание английского языка не помешает. Если языка не знаете, то начните учить. Временно можно работать с переводчиком, это не так дорого.

9. Если заказчик всячески давит на вас ( в том числе и снижением цены по геополитическим причинам), то лучше потерять. К примеру. Были такие ситуации. Заказчик говрит. "У вас же дела плохо идут, кризис в стране. Сделайте нам дешевле!" Подобное создает негативную атмосферу в работе. Разумеется нужно решить все текущие вопросы по проектам и красиво попрощаться. Помните, что где-то вас ждем именно ваш клиент! ;)

10. Постоянно работайте над своим портфелем. Учитесь правильно презентовать свои работы и проект над которым работаете.    

Огромное спасибо всем участникам данного проекта!

Вот некоторые из них которые сделали очень большой вклад в проект:

Александр Гаташ 

Артем Науменко 

Андрей Негрецкий 

Виктор Анисимов 

Никита Сердюков 

Особая благодарность: Сергею Каштанову за помощь с переводом на японский и отрисовку рекламы.

Проект выполнен в 2012 году.

Прошу не подымать вопрос стоимости проекта в обсуждении. На все остальные вопросы отвечу с радостью. Если вам понравился материал, ставьте лайк. Всем спасибо за внимание!

Статью подготовил инструктор компьютерной графики Александр Пазуренко    

 

Комментарии (22)

+3
CESHURIK
отличная работа!
+1
Danku
Прочитал с удовольствием, есть что подчеркнуть для себя.
+1
OLOVO
Браво!
+2
Герыч
Ощущение, что статью на русский язык перевели с иностранного.
0
paz
Не спорю. Есть, что в тексте поправить. Однако писал быстро, пока муза была.
+1
2-16
Впечатляет!
+1
Fenrisulven
спасибо.
+1
naumov-studio
Прекрасная работа!
Прочел с огромным удовольствием статью. Много нужной и грамотно поданной информации.
Удачи вам в ваших проектах! Заказчиков вменяемых, нуждающихся в такой тонкой работе и способных по достоинству оплачивать ваш труд.
0
paz
Спасибо!
0
ko.di
Вопрос небольшой, откуда вы геометрические размеры реальных объектов берете? Все замеряете на месте, или получаете от кого то? или на глаз? Спасибо...проект крутой!)
+1
ko.di
Прошу прощения, нашел что на глаз!))) как всегда сначала смотрю, а потом читаю)
+1
paz
Привет! Есть такая прога Google Earth. Там есть фотки из спутника. Обычно для моделирования достаточно померить линейкой в программе и посмотреть высоту зданий. Высоты там есть. Ну остальное уже на глаз по фоткам из Google Street. Обычно очень точно получается. Хотя хотелось бы поехать на место, конечно не замерять :) а хотя бы просто пропочувствовать атмосферу и сделать классные фотки.
0
скажу одно, сделав в афтере просто движение камеры в сторону было бы круче в 100 раз)
0
paz
Спасибо! Но цель работы именно 3д модель была. Рендеры, это просто привью для заказчика.
0
да нее, я это прекрасно понимаю, просто, когда смотрел, посетило такое именно впечатление) Ради нас бы уже сделал) делов то на 5 минут)
-1
KarikhSergey
Да, к сожалению ИВЗ очень слабый, я изначально подумал, что это скрины из вьюпорта... А так работа масштабная и сделана хорошо!
Твёрдая четвёрочка!
0
mdva
Ох Валик... Отмучался я бы сказал. Мотивации тебе по-больше: не пропадал бы - цены бы тебе не было. ;)
0
kinetix
Не прошло и года и увидел я вот этот коментарий... И задумался... Кто ты М2 ?
0
mdva
А так не понятно, кто тебе давал один домик по этому проекту? Всё плохо Валик: значит ты так безответственно со многими себя ведёшь, что не есть хорошо. Особенно, когда ты киданул меня с Сочинским проектом, тупо пропав, устроил мне подставу на неск. тысяч долларов. Молодец, чо сказать...
0
kinetix
Я предолагал что это ты. По поводу "безответственно со многими " это твое предположение, которое ты пытаешься выдать за истину в открытом режиме, явно с целью очернить меня как работника. Ответ на твое обвинение находится в твоих же словах...
+1
Willfray
Здорово всё описано, хотелось бы поучаствовать в таком проекте.