По многочисленным просьбам продолжаю рассказывать о своих проектах. В этой статье пойдет речь об организационных моментах в работе над большими архитектурными проектами по типу "Таймс-Сквер" и "Токио-Сибуя". И так! Из Нью-Йорка мы отправляемся в Токио! Все рендеры из проекта можно посмотреть в данном видео.
Для тех, кто пропустил поездку на Таймс-Сквер, то вам в начале сюда!
Не успел я отдохнуть от предыдущего проекта, поступает новое предложение от заказчика. Высоко оценив проект Таймс-Сквер и получив много хороших отзывов заказчик решил продолжить совместную работу.
Но я согласился не сразу и выдвинул заказчику новые требования по оплате из-за сложностей возникших с предыдущим проектом.
Создав проект "Таймс-Сквер" я понял, что на фрилансе подобный проекты встречаются крайне редко из-за своего масштаба. Проект был сдан, однако очень большими усилиями. Повторять предыдущие ошибки не хотелось.
В процессе работы над "Таймс-Сквер" было очень много подводных камней, как технических так и организационных. Сказывалось малый опыт в организации подобных проектов. Из-за всех сложностей проект затянулся, но в итоге был сдан.
В процессе проекта удалось организовать совместную работу с фрилансерами у меня в офисе. Тем самым собрав небольшую студию. Так же работало несколько человек удаленно. На проектом работало примерно 5 человек. У всех был разный уровень, некоторых приходилось если не обучать, так постоянно подсказывать что и как делать. На это уходило треть моего рабочего времени.
К сожалению некоторые люди, которые работали удаленно меня подвели. Затягивали с выполнением заданий или вообще забивали на работу. Вот эти косяки приходилось доделывать мне. Кривая геометрия, поганые текстуры и т.д.
Я понимал, что это и мой косяк как организатора. Все это было исправлено и доставлено заказчику в идеальном виде. Но потраченное время не вернуть.
Одна и основных проблем предыдущего заказа была малый бюджет проекта. Это очень тормозило процесс, пришлось урезать себе зарплату, чтоб рассчитаться с людьми за выполненный объем. Это я понял когда было сделано примерно 30% работы. Плюс еще нужна была покупка нового мощного ПК для сборки и рендера сцены. Тут я просто достал деньги из своего кармана и купил. Напрашивается тогда вопрос - Зачем тогда браться за подобную работу?
Для меня прежде всего это было получение опыта и своеобразный вызов! Я понимал, что не все будет гладко. Хотя в начале мне казался бюджет приемлемым. Все приходит с опытом! Главное оставаться на коне в любой ситуации!
Однако набравшись опыта в столь сложном мероприятии я почувствовав свои силы как менеджер и понял, что могу избежать ошибок и выполнить новый проект быстро набрав хорошую команду и более тщательно отнестись к орг. вопросам (координация, мотивация, контроль). На новый проект я поднял оплату примерно в 1,5-2 раза. На что услышал возмущения заказчика, он взял паузу на подумать. После непродолжительного торга в итоге согласился.
Работа над проектом "Сибуя-Токио" началась. В новую команду вошли несколько человек из предыдущего проекта и один новый. Собрав достойную команду из 3-ох фрилансеров в офисе (это была основная ударная сила), я разделил проект на части и раздал задания на удаленную работу. Обычно это были небольшие задания для удаленной работы, но за счет того, что их выполняло много людей, получился достаточный объем. В основном это был моделинг. Текстурировать нормально к сожалению умеют далеко не все.
В этом проекте уже было задействовано до 10 человек.
Первое с чем мы столкнулись - это не типичная японская архитектура. Да тут не было небоскребов и казалось было легче моделировать, но были весьма замысловатые строения. Нужно было более детально вникать в архитектуру. Токио все пронизано станциями метро, они есть под землей, они есть над землей и проходят даже сквозь здания. Много всяких дорожных разметок и в подобных "знаковых" местах очень много рекламы.
В этом проекте было рекламы меньше чем в NYC, но она вся была на японском языке!!! Когда начали делать рекламу и показывать заказчику, то сразу появились претензии к тексту. Все референсы мы брали из интернета (искали картинки в хорошем разрешении) и понятия не имели где китайский, корейский или японский язык. Всплыл БОЛЬШОЙ подводный камень и сюрприз, а именно японка заказчика, которая проверяла этот текст. Какое отношение она имела к проекту мне оставалось только догадываться, заказчик скрывал истинное предназначение этого проекта.
У меня возникли вопросы к клиенту по этому поводу. Я объяснил, что о таком предупреждают до начала проекта. В итоге с трудом, но договорились накинуть денег за перевод. Дальше мне нужно было найти в Одессе переводчика, который бы выдавал текст, а мы бы его лепили на билборды. Я понял, что это должен быть переводчик со знанием минимум фотошопа. Началась легкая паника, но тут свершилось чудо! У одного из моих коллег Александр Гаташ, был знакомый Сергей увлекающийся японским. В добавок у него были навыки Photoshop и 3ds Max. Проблема была решена.
Саша, огромное тебе спасибо! Кстати очень веселый и позитивный человек, который придал проекту нужную динамику. С этого момента работа просто понеслась. Как обычно разбили работу на этапы: Сбор материала, моделирование, текстурирование. Кто-то плохо текстурил, только моделировал или пробовал текстурить на несложны и не срочных объектах. Такая работа это всегда и обучение.
Правильно все организовав мы выполнили основной объем меньше чем за 2 месяца. И еще один месяц ушел на сборку и доработки, тут основной удар пришелся на меня. Такую работу было сложно кому-то доверить. Параллельно велась работа по деталям для улиц. Хочу отметить, что все выполненные задания сразу шли мне на проверку и я не накапливал работу по исправлениям на конец проекта как в прошлый раз, а сразу все исправлялось. Был интересный случай, опять таки с текстом. Мы показали один из законченных блоков клиенту и он ткнул нас носом. Моле его японка сказала, что вывеска кафе у нас на корейском или китайском (не помню уже). Но мы то обрисовали вывеску, которая реально была на фото! Так вот китайские кафе есть да же в центре Токио! Заказчки был явно удивлен, когда я показал референс и вопрос отпал. Таких палок в колеса было много. Одно из зданий клиент сказал переделать, мотивировав это тем, что опять такие его японка сказала, что здание было снесено год или два года назад. Я сказал, что меня об этом не предупредили и переделки будут за счет клиента. Опять таки вопрос сразу отпал. Но тут нужно выдерживать баланс и не сильно драконить клиента. Он же заказчик и всегда прав! Одним из бонусов для клиента была модель собачки "Хатико". Что не предусматривалось в договоре.
О технических особенностях не буду повторяться. Многое взяли из предыдущего проекта.
А именно: В работе использовали 3ds Max +VRay за скорость и гибкость. Здания застраивали с Vray Blend + VrayDirt. Смотрите мой урок по этой тематике.
Использовали всевозможные маски как и в предыдущем проекте. Освещение в сцене VraySun + VraySky. Настройки практически дефолтные.
Вот правда в последующем проекте "Продолжение Токио", мы отказались от Vray Blend + VrayDirt по просьбе заказчика. И рисовали текстуры. Разумеется включив эту опцию в стоимость ;)
Что касается текстур и материалов. Отражения использовали только на стеклах и некоторых крашеных поверхностях. Дисплейс и бамп не использовали для экономии ресурсов. Примечательно, что в этом проекте мы не использовали текстуры для имитации интерьеров первых этаже. Мы моделировали все детали: стулья, столы, светильники. Что-то подобное я пытался реализовать в NYC. Все детально сверяли с референсами из интернета.
Ну и кончено Google Earth и Google Map были незаменимы в работе. Моделировали на глаз с учетом высот и пропорций зданий. Дорожная разметка была создана плоскостями с декалями. Примерно как в этом уроке . Благо дорогу не пришлось сильно застраивать. Японцы в этом плане очень чистые ребята. Ну и как обычно для создания растительности использовал GrowFX. Вы можете прогуляться по Токио район Сибуя и сравнить его с моим проектом.
Благодаря быстрому выполнению работы проект получился выгодным и даже было небольшое продолжение японской тематики в новом заказе. После "Токио-Сибуя" я уже стал заниматься обучением и предложил одному из выпускников работу. Новый проект мы сделали вдвоем. И к стати тоже очень быстро. Но об этом уже в другой раз.
И в завершении 10 советов от меня, которые помогут вам в организации любых проектов, где работают более 2-ух человек. Да и вообще улучшит вашу работу.
1. Правильно рассчитывайте стоимость проекта. Многие меня спрашиваю - как оценить стоимость подобного проекта и т.д?. Как оказалось это очень легко сделать. Прикиньте вашу "комфортную" зарплату за месяц и зарплату людей, которые будут работать. Обычно каждый называет свои расценки в зависимости от своего уровня. Теперь прикиньте сколько времени нужно на проект. Вот вам и стоимость. Желательно еще накинуть какой-то процент на непредвиденные расходы. Минимум 5-10% стоимости проекта. Как показывает практика - это не лишнее. Так же возможно вам потребуется дополнительное оборудование или рендер ферма. Если от заявленной стоимости заказчик уйдет, то это не ваш клиент.
2. Позитивный настрой и дисциплина помогает решать просто невероятные задачи! Однако обязательно подстраховывайтесь на непредвиденные случаи. Кто-то может заболеть или вообще покинуть проект по непредвиденным обстоятельствам. Обычно заказчику на это "глубоко" все равно. У вас должны быть люди на подстраховку. Держите руку на пульсе. Да же если вы по какой-то причине временно отвлеклись от проекта, должен быть опытный человек, который может взять на себя технические моменты.
3. Всегда работайте с предоплатой. Это обязывает и заказчика и исполнителя.
4. Разбивайте работу и оплату над большими проектами на 2-е, а лучше 3-и части. Двигайтесь так: Предоплата 50% за первую часть > Сдача перовой части > Оплата. И так далее. Это поможет вам не попасть на деньги в случае того, если заказчик вас подведет. Но это требует и от вас порядочности.
5. Забугорные заказчики стали очень умными и знают, что работа у нас стоит значительно дешевле. Особо умные ориентируются в политической ситуации и пытаются извлечь выгоду. Однако жадный платит дважды, чем ниже оплата тем больше вероятность попасть на не компетентного специалиста. Если заказчик не из СНГ, возьмите среднюю стоимость между нашими расценками (СНГ) и расценками забугорных (США и Европа). Это поможет вам быть конкурентными. Если заказчик начинает сильно скидывать, объясните, что вы профессионал в своем деле. В этом случае одним из ваших приоритетов будет хорошая работа по теме в вашем портфеле. Забугорные клиенты обычно узконаправленны и смотрят если у вас есть подобные работывыполненные ранее. Соответственно и вы должны это учитывать, не стучитесь к примеру на серьезный экстерьерный проект если у вас в портфеле только одни интерьеры.
6. Да, китайцы и индусы демпингуют! Это факт. Но рынок CG очень большой, каждый найдет своего клиента. Если искать!
7. Ежедневно занимайтесь спортом и бросайте вредный привычки, это повысит производительность вашей работы! Умейте отдыхать. В противном случае подобные большие проекты вас просто выжмут как тряпку. У меть отдыхать означает: отвлечься от компьютера, сменить деятельность на более подвижную (спорт, зарядка, йога)!
8. Стремитесь к профессионализму в вашем деле, даже если вы начинающий специалист в области CG. Если вы собрались выйти на международный рынок. Знание английского языка не помешает. Если языка не знаете, то начните учить. Временно можно работать с переводчиком, это не так дорого.
9. Если заказчик всячески давит на вас ( в том числе и снижением цены по геополитическим причинам), то лучше потерять. К примеру. Были такие ситуации. Заказчик говрит. "У вас же дела плохо идут, кризис в стране. Сделайте нам дешевле!" Подобное создает негативную атмосферу в работе. Разумеется нужно решить все текущие вопросы по проектам и красиво попрощаться. Помните, что где-то вас ждем именно ваш клиент! ;)
10. Постоянно работайте над своим портфелем. Учитесь правильно презентовать свои работы и проект над которым работаете.
Огромное спасибо всем участникам данного проекта!
Вот некоторые из них которые сделали очень большой вклад в проект:
Александр Гаташ
Артем Науменко
Андрей Негрецкий
Виктор Анисимов
Никита Сердюков
Особая благодарность: Сергею Каштанову за помощь с переводом на японский и отрисовку рекламы.
Проект выполнен в 2012 году.
Прошу не подымать вопрос стоимости проекта в обсуждении. На все остальные вопросы отвечу с радостью. Если вам понравился материал, ставьте лайк. Всем спасибо за внимание!
Статью подготовил инструктор компьютерной графики Александр Пазуренко