Каждую неделю на форуме 3ddd возникает банальная тема с вопросом "Ааааа, помогите мне оценить стоимость этой работы, я жадный и не хочу упустить заказ, ааа!!!"
Сразу скажу, доверяйте всю работу профессионалам
Начнем с введения и общих научных понятий:
Стоимостная оценка — это оценка вероятной стоимости тех ресурсов, которые потребуются для выполнения работ, предусмотренных проектом.
В нашем случаее стоимостная оценка - ваша зп.
Ресурсы - ваше затраченное время на работу (людской ресурс) + амартизация оборудования (например комп).
Проект - любой конечный продукт (картинка, анимация и т.д.)
Стоимостные оценки рассчитываются в течение всего проекта. Для того чтобы дать проекту разрешение на старт, необходимо вначале проверить концептуальные (предпроектные) оценки его стоимости. На этом этапе используется предварительная оценка, так называемая оценка «порядка величины», отличие которой от реальной стоимости лежит в интервале от −25 % до + 75 %. По ходу реализации проекта требуются более точные оценки. При этом определение сметной стоимости производится с точностью от −10 % до +25 %. И наконец, к моменту выработки согласованной базовой цены проекта необходимо провести окончательную стоимостную оценку, значение которой не должно быть меньше реальной более чем на 5 % и превышать ее более чем на 10 %.
Если перевести на понятный язык, то:
- чем дальше вы от окончания выполнения работы, тем менее точно вы сможете оценить работу (т.к. ваша работоспособность меняется в соответствии с настроением, возникают бытовые проблемы, свет вырубили и т.д.)
- чем меньше у вас опыта выполнения данной работы, тем менее объективно вы сможете оценить работу при формировании заказа. (об опыте будет ниже).Существует несколько общепринятых методов расчета стоимостных оценок. Каждый может выбрать метод, обеспечивающий требуемую точность оценки и соответствующий его возможностям по денежным и трудовым затратам на проведение самой стоимостной оценки.:
Метод оценки «сверху вниз»
Метод оценки стоимости «сверху вниз» (англ. top down estimate) используется для оценки затрат на ранних стадиях проекта, когда информация о проекте еще очень ограниченна. Смысл такой укрупненной экспертной оценки в том, что она производится обобщенно и проект оценивается в целом по одному показателю. Оценка удобна тем, что не требует больших усилий и времени. Недостатком же является не такая высокая точность, какая могла бы быть при более детальной оценке.
Пример:
Вам пишет заказчик "Мне нужно сделать визуализацию коттеджного поселка, там 50 домиков, нужны виды сверху и кадры на типовые дома" - примеры работ, стиль коттеджей, размер застройки и т.д. зак как всегда забудет, видимо другим визерам пишет
А вы ему отвечаете "Окей, за все про все я возьму 200к" (мол раз ты такой немногословный, я накину сверху +50%, согласишься - будет круто, нет - мб. снижу послне подробного ТЗ).
Данный метод оценки используется только на начальной стадии - это его единственный плюс.
Необъективная оценка его минус, т.к. вы можете или завысить цену (тогда вам повезло, если зак согласится, но это может плохо сказаться на будущих заказах) или занизить цену (т.к. потом нужно сделать разрешение побольше, еще пару кадров, там домик детализировать, тут фонтан поставить, а потом еще что-то исправить).
Принцип «снизу – вверх».
Руководствуясь принципом «снизу-вверх», следует начинать с самого нижнего уровня планируемых результатов, определить объем работ и стоимость по каждому из них. Данный принцип имеет ряд преимуществ.
Данный метод чаще используется после метода "сверху-вниз", т.е. вы назвали примерную стоимость проекта в начале и не отпугнули зака.
С какого метода вообще стоит начинать? Тут каждый должен решить сам.
Т.к., если начинать с первого метода, то вы сразу отсеиваете неинтересных клиентов, которые думают что все легко, просто и дешево, а в итоге окажется, что виз вообще им не нужен,но экономите время на переговорах или переписках.
Начиная со 2го метода, вы тратите много времени на уточнение деталей (если у вас огромный бриф, то тратится время зака, и перед ним встанет вопрос, а нужно ему все это).
Плюсы:
- размусоливая все тонкости вашей работы зак поймет, как все сложно и откуда берется цена.
- учитывая все подробности и детали вы назовете более объективную цену.
Минус:
- вы тратите свое время на уточняющие вопросы.
Спорно:
- вы можете показаться заку как занудой, который ничего не знает, так и ответсвенным профи, который собирает полную информацию и делает шедевр.
Методика оценки «по аналогу»
Методика оценки «по аналогу» является одной из разновидностей способов оценки «сверху вниз». Суть ее заключается в том, что для предсказания стоимости оцениваемого проекта используются фактические данные о стоимости ранее выполненных проектов. В основе этого метода лежит утверждение, что все проекты в чем-то схожи между собой.
Например если человек занимается визом коттеджей и клепает их по 10 шт в месяц, то этот способ самое оно.
У человека есть опыт подобной работы, он берет цену прошлых заказов (если она его устроила) и накидывает сверху +10-30% на случай последующих доработок и переделок.
Функциональная методика
При использовании данной методики следует в первую очередь определить профессиональные знания и умения, необходимые для реализации проекта, а также оценить ставки и стоимость работ.
Это значит, что каждый человек в своем деле специалист и его рабочий день (8 часов) например будет стоить 8 000 рублей, т.е. каждый час его работы стоит 1 000 руб. Следовательно вы прикидываете, что будете делать данную работу 1 рабочий день (с запасом) и называете цену.
Но как и в первом методе, вы можете как зывысить цену, так и ошибиться со временем и занизить.
Плюсы:
- стабильность - если у вас имеется стабильный поток заказов, вы сможете расчитать свой месячный доход с максимальной точностью.
- надежность - вы постоянны, поэтому надежны для клиента и скорее всего он будет выбирать вас.
Минусы:
- вы получаетесь узким и не гибким специалистом, т.к. одну работу выгоднее поручить вам, а другой вид работы другому специалисту, т.к. он возьмет меньше.Итог:
При оценке вашей работы нужно комбинировать все методы.
Если вам предлагают сделать работу, которую вы уже делали в прошлом, то следует использовать метод оценки "по аналогу".
Если вы еще не сталкивались с подобной работой, то стоит сначала задаться вопросом "А смогу ли я не подвести клиента?", и если не подведете, то воспользоваться методами "сверху-вниз" или "снизу вверх" (или скомбенировать их). Если же опыта не хватает, что бы оценить работу объективно, то воспользуйтесь функциональной методикой.
И наконец, если вы вообще не представляете сколько это стоит, сколько времени придется потратить, то или откажитесь вообще от заказа, или возьмитесь за символические деньги.
Вы наработаете опыт, доп. работу в портфолио и благодарность заказчика (если сделаете приемлимо). Зато в будущем вопросов о цене больше не встанет.Дальше речь пойдет о % сверху.
Каждый проект имеет свою начальную стоимость (базовую), эта стоимость может снижаться, но чаще увеличивается.
1) Амартизационные расходы, вообще они должны уже входить в базовую стоимость, но про них забывают. Например для работы мне нужен комп на i7-3930, со всей орг техникой он выходит 150 000 руб, каждые 2 года я меняю комп. Следовательно эти 150 000 рублей должны входить в мою з/п, 150 000 делим на 24 месяца = 6 250 руб в месяц я должен накидывать в виде процентов на заказы, что бы не уйти в минус.
2) Процент за срочность - это % за ваше здоровье. Вы делаете заказ за 16 часов, но вы пьете кофе каждые 5 минут, курите, двигаете мышкой медленно, работает с кайфом, без нервов. Но вас попросили выполнить заказ за 8 часов, следовательно вам придется забыть про кофе, мб бросите курить, будете злиться, когда мышкой тыкните не туда, нервы ни к черту и т.д. Т.е. вы гробите свое здоровье (тем более если работаете сверх нормы по ночам). И за это вам должны заплатить (только студенты первое время не берут за это деньги, пока у них не начнутся проблемы и они не поймут этого).
Наценка 50%+.
3) Процент за разовость - % за трату времени на разговоры. Т.к. с каждым заком нужно обсудить все детали, рассказать как происходит оплата, ответить на вопросы. В итоге это все выливается в нехилое время. А время - деньги. Поэтому 10-30% накидываете если вам заказывают малый объем.
4) Скидки - это тоже %, только с минусом. Если зак постоянный, или вам заказывают большой однотипный объем работы, то делаете скидку.
Чуть не забыл написать об оценке своего времени:
Вообще откуда и зачем это.
Каждый человек это существо, ему нужно одеваться, есть, получать удовольствие, удовлетворять прочие потребности. А еще есть капризы, типа крузак 200ый хочу, или в египет съездить и не **волунет его
Вот от сюда и исходит цена вашего рабочего часа.
Вы считаете. Я сейчас молодой, нужна квартира (5 000 000), платить за нее буду 5 лет (1 000 000 в год), нужна машина (1 000 000), платить буду 3 года ( 333 000 в год), нужно одеваться и есть (50 000 в месяц, 600 000 в год), а еще жене шубку, мужу плазму и т.д. (1 000 000 в год) и т.д. по образцу, в итоге выходит 4 000 000 в год + 20% на черный день = 4 800 000 руб. нужно мне для хорошей жизни. Работать я хочу 200 дней из 365. Делим нашу желаемый доход на желаемые рабочие дни = 24 000 руб/день. Работаю 8 часов в день => 3 000 в час. - это все наша идеальная хотелка, некая утопия, и если она сбывается - мы счастливы.
Но, такого не бывает, и в итоге непостоянные заказы, чп в виде обвалившихся потолков и т.д. => доход падает и что бы добиться цели, нужно еще накидывать % на стоимость работ.
Нет спроса на ваши услуги, т.к. работате вы фигово, а просите много => нужно пересмотреть вашу формулу, квартиру попроще, на трамвае покататься, или вообще специализацию поменять (ну не можете вы конкурировать, а з/п просите большую).
P/s На этом все, обещал написать про ценообразование - написал.
Все что выше - субъективно и является моим мнением и бла-бла-бла что бы никто не придрался. Надеюсь помог кому-то