"Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам."
Стив Джобс
"Свобода - это область возможностей, ограниченная нормой ответственности."
Сhen
День изо дня многие дизайнеры сталкиваются с тем, что работа, начатая с душой и вдохновением, становится объектом непонимания для клиента, его перевернутого представления о том, что должно получиться в итоге. Правки, вариативные поиски, метания из стороны в сторону приводят к тому, что подчас дизайнер начинает тихо ненавидеть свою работу. Не профессиональную деятельность, а тот результат, который получается вследствии следования указкам клиента, уверенного в том, что ему за его деньги должны. Должны все то, чтобы почувствовать свое превосходство над ситуацией, чтобы наконец-то отречь свою зависимость от диктата специалистов, которые просто "житья не дают", "указывая как жить".
Кто же мы? Слуги? Наемники? Жертвы обстоятельств? Или есть иное состояние?
Начнем с того, что есть специалист и есть то, что он должен делать. И не важно, в какой области этот специалист трудится. Таксист везет по адресу, не нарушая при этом правил, дабы не подвергнуть себя и клиента опасности. В творческой профессии дизайнера тоже есть определенные правила, которые не стоит игнорировать. Не стоит идти вразрез своим убеждениям, если ты уверен в своем творении, если тебе нравится твоя работа, если тебе не стыдно ее показать.
"Вам помочь с ремонтом или вам нужен именно дизайн?"
В первом случае можно расчитывать на свою компетентность в возможности помочь опеределиться в малом, не залезая в дебри архитектурных экзерсисов, не упражняясь в умении переворачивать представление клиента о личном пространстве.
Другое, когда заранее определяется своя позиция, предполагающая свободу действий в рамках собственного представления о том, что клиент получит в результате. И никакие "присмотренные диваны" не будут иметь значения, никакие цветовые предпочтения или даже принцип жизни не могут быть взяты за основу, если ты слушаешь только себя (выслушав, разумеется, сторону клиента).
"Я так вижу" - не об этом речь. Грамотное, с точки зрения специалиста, решение, не должно подвергаться сомнению, если есть четкая аргументация, уверенность в собственной правоте и ответственность перед профессиональным сообществом.
"Нам сначала это показалось неприемлемым, а теперь мы потихоньку начинаем привыкать и это нам начинает нравится."
Воспитывать вкус неподготовленного - трудная задача, но не невыполнимая. Главное - уважать свой найденный путь решения этой задачи, ее окончательный результат.
Безусловно, речь шла именно о профессионализме. Дилетантство не имеет права даже близко подходить к той позиции на которой дизайнер основывает свое кредо. Потому как дилетант в принципе не должен влиять на процесс развития любой профессии.
"Но так мы будем терять клиентов!".
Значит, что это не клиенты. Вернее, не те, кому нужен именно дизайн.