Проблема выбора заказчика это проблема №1 в настоящее время. Это в начале 90-х все было иначе. Сегодня конкуренция высочайшая среди исполнителей, а вот начале 90-х было наоборот. Тогда заказчики бегали за хорошими исполнителями. Конечно и сейчас есть гуру в области архитектуры и дизайна, которые до кризиса 2009 брали более 200$ за квадратный метр и ниже этой цены, даже не хотели разговаривать. Но даже в наше время нельзя падать в безысходность и ни в коем случае не начинать работу без аванса. Когда человек берется за работу без аванса, то у заказчика складывается впечатление, что этот человек не уверен либо в своих силах, либо в необходимости этой работы. Эта неуверенность быстро передается заказчику, и тот начинает вставлять «палки в колеса».
.
Если исполнитель не брал аванс, то ему вообще не стоит переживать, как отказать заказчику. Самый лучший способ все поставить на свои места, это вежливо попросить предоплату. Если заказчику не нравится то, что делает исполнитель, то он не даст ни копейки. И это будет лучший способ закончить отношения, отказавшись от дальнейшего сотрудничества.
.
Без аванса не рекомендуется начинать работать даже с заказчиком, с которым уже вместе сделан не один объект и даже когда оба уверены в том, что взаимного «кидалова» не будет. Просьба сделать предоплату в виде небольшого аванса будет всегда выглядеть абсолютно закономерной. Более того, если исполнитель не просит предоплаты, то даже у постоянного заказчика может сложиться ощущение, что исполнитель не хочет быть ему обязанным и, видимо, у него есть более выгодные заказы и он сомневается насчет выгодности данной работы. А для любого заказчика это всегда самая сильная обида.
.
Заказчики не любят исполнителей, которые не готовы полностью погрузиться в даваемую заказчиком работу и делать ее так, как будто она у него единственная в жизни. Более того, они очень ревнивы, когда узнают, что у исполнителя есть более выгодная работа, это заставляет заказчика испытывать чувствоо собственной неполноценности, от которого тот готов создавать проблемы исполнителю, особенно, если то, что уже сделал исполнитель понравилось заказчику.
.
Другой вопрос если заказчику не нравится то, что делает исполнитель, тогда дальнейшее сотрудничество нецелесообразно в принципе. В этом случае, предоплата будет являться кабальной для исполнителя. Чтобы этого избежать нужно придерживаться следующих рекомендаций:
1) Сделать портфолио своих работ и без показа этого портфолио не начинать никаких отношений с потенциальным заказчиком. Если портфолио нет, тогда наняться на полставки, желательно, на профильную работу, в противном случае на любую работу, и в свободное время делать свое портфолио. Портфолио - это как красивая одежда, в том смысле, что по одежке встречают, а по способностям провожают. Портфолио, также и доспехи рыцаря, которые защитят его от подлого удара в спину. Если заказчику не понравится портфолио, то он даже не позвонит первый исполнителю. А если позвонит, то значит переходим ко второму пункту.
.
2)Не начинать никаких отношений без четкого прописанного договора, в котором должны быть заложены все болевые моменты, «опыт сын ошибок трудных» и все желания исполнителя, которые он привык использовать в своей работе. Если там не будут учтены интересы заказчика, то это не беда. Заказчик, чем больше он заинтересован получить себе исполнителя, тем больше согласен пойти на уступки. В крайнем случае, то что для него будет являться критичным, то на этом он настоит, чтобы включить в договор. Более того, торгуясь за свои интересы на этапе подписания договора, исполнитель уже на этом этапе сможет понять, насколько он нужен заказчику и насколько заказчик нужен ему. В этом случае торг не только уместен, но и необходим. И только в процессе торга, исполнитель сможет узнать себе цену, которую готов отдать за его работу заказчик. И если эта цена покажется исполнителю высока, тогда он имеет право с радостью взяться за эту работу. Если, выясниться, что заказчик не готов отдать ту цену, которую просит исполнитель, тогда исполнитель вправе задуматься, а есть ли у него более выгодные предложения. Если есть, тогда не уступать, в конце концов заказчик уйдет сам. Если нет, тогда выставить уже для себя, тот нижний «порог плинтуса», до которого готов упасть исполнитель, когда он еще сам не потеряет к себе уважения. Если такой порог в процессе торгов будет найден, тогда переходить к следующему пункту, если нет, тогда «залечь в берлогу и сосать лапу», продолжая работу над улучшением своего портфолио. Либо покинуть данный вид деятельности и найти себе другую сферу применения.
.
3)В договоре предусмотреть авансы за поэтапное выполнение работ. Первый аванс должен предусматривать выполнение первого этапа работ, при котором исполнитель сделает первые эскизы. Количество вариантов эскизов должно быть прописано в договоре, очень четко, чтобы заказчик, заключая договор, понимал, что с этими деньгами он (заказчик) расстается навсегда и в любом случае, даже если все варианты ему дико не нравятся. На вкус и цвет, товарищей нет. Более того, заказчик уже видел портфолио исполнителя, он уже мог оценить его возможности и способности. На основании этого портфолио он торгуется, заключая договор. И условие предоплаты уже нужно и для того, чтобы исполнитель мог оценить «красоту одежды заказчика». На этом этапе можно также оценить «степень жлобства» заказчика. Если жлоб, то не заплатит, а если заплатит, вот тут у исполнителя должны развеяться всякие сомнения по поводу того, что у него есть другие варианты. Он должен отдаться работе полностью в рамках данного этапа, чтобы оправдать оказанное ему доверие и выполнить работу так, чтобы заказчик не только расплатился с ним за проделанный этап, но и горел желанием оплатить следующий этап. Ничто не вдохновляет человека больше, чем оказанное доверие. Если заказчик остался доволен работой следующего этапа, но создал при этом кучу сложностей, тогда переходим к следующему пункту.
.
4)Приступая к следующему этапу, и учитывая возникшие неучтенные переработки, исполнитель должен попросить у заказчика компенсацию за переработки. Если заказчик откажется, то не страшно, но в этом случае у него останется чувство долга перед исполнителем, в котором он никогда не признается. Но зато, если в следующий раз заказчик попросит сделать что-то сверх договора, то исполнитель буду вправе ему твердо отказать. Однако, если заказчик оплатит издержки, сделанные ранее, тогда исполнитель вправе и дальше выполнять работу сверх договора и потом выставлять доплату в доп.соглашениях. Такой подход очень нравится заказчикам, когда ему делают немножко больше, чем оговорено договорными обязательствами, в этом случае заказчик проникается мыслью, что он произвел на исполнителя особое впечатление. Он будет этим гордится. А за это чувство он готов и переплатить, но потом. Таким образом, то что заказчик оплатил следующий этап, будет говорить, о том, что он хочет продолжать сотрудничество.
.
5)Цена предоплаты каждого этапа должна включать в себя все затраты исполнителя, чтобы он сам не остался никому и ничего должен, выполняя работу для заказчика. Если заказчик не хочет выплачивать остаток этапа, значит он не доволен работой и, следовательно, это идеальный момент, чтобы расстаться без претензий к друг другу и не напрашиваться на неприятности, задавая вопросы, а что не нравится заказчику. Работу нужно разбивать на нужное количество этапов, чтобы в любой момент любая из сторон могла «соскочить». Заказчик может соскочить, не расплатившись за текущий этап, а исполнитель может «соскочить» если ему не сделали предоплаты за следующий этап. В этом и только этом случае неудачное сотрудничество можно закончить без потерь нервных клеток… А, деньги дело наживное. Деньги приходят вместе с опытом. Главное, чтобы было желание работать.
.
6)На этапе окончательной оплаты, оставлять «зацепку», например, в виде авторского надзора, чтобы заказчик имел заинтересованность заплатить окончательный расчет и продолжить сотрудничество.
.
7)Всегда быть готовым к тому, что заказчик за что-то недоплатит. Ибо только таким образом он имеет право выразить свое недовольство работой исполнителя. Не стоит надеяться на великодушие заказчика, это ожидание будет всегда оставлять печать неудовлетворенности, которая будет выжигать исполнителя изнутри значительно дольше, чем память о недополученной прибыли, на которую исполнитель не вправе рассчитывать, ибо прибыль это способ благодарности заказчика за качество работы исполнителя. Нужно всегда заботится лишь о том, чтобы работа не была убыточной. Также, нужно всегда думать лишь о том, чтобы сам процесс работы приносил удовольствие исполнителю. Потеря удовольствия от процесса работа это начало профессионального выгорания. Процесс выгорания нужно предотвращать ощущением собственного роста, хотя бы в своих собственных глазах...
.
Резюме.
Это далеко не все рекомендации, которые могут возникнуть в работе исполнителя и заказчика, но это тот необходимый минимум, который поможет выходить из любой ситуации без конфликтов и не испытывая угрызений совести, а главное сохраняя любовь или хотя бы интерес к профессии. «Без любви не будет у вас ничесоже» (с).