Позволю себе сразу оговориться. Я не претендую на то, что все описанное ниже единственно верное и непреложное решение. Я считаю, что мир 3д настолько многообразен и полон различнейших возможностей, что каждый волен выбирать наиболее удобный для себя путь для достижения наилучшего результата. Пути 3-дешников неисповедимы! =)
В данной теме я хочу поговорить о несколько непривычном для многих юзеров подходе к освещению в системе Vray. Освещению интерьера при помощи HDR карт.
У меня в практике проектирования часто возникала необходимость моделировать интерьеры, в окна которых в реальной жизни никогда и ни за что не попадает прямой солнечный свет. В подобных случаях я всегда сталкивался с проблемой освещения – сам я сторонник « честного» подхода к проблеме освещения, поэтому всяких уловок вроде Vray light в окнах стараюсь избегать. А в этом случае приходится надеяться только на один единственный источник света, это небо. В 3d max есть имитация небесного свода - Vray sky. Но, кто пробовал, знает, что осветить достойно интерьер при помощи только Vray sky практически нереально. Проблем хватает – это, в первую очередь, окраска всего интерьера в «прекрасные» голубоватые оттенки. Пробовал с различными настройками, но результат особо не радовал. Влияние цвета неба на цвет интерьера было намного сильнее, чем это бывает в жизни.
Проблема решилась, как только я столкнулся с HDR картами. Собственно, об этом и хочу рассказать. Далее по порядку.
1. Создаем сцену. Здесь я позволю себе небольшое отклонение от заданной темы. Часто, особенно у новичков возникает вопрос, как правильно импортировать план помещения из AutoCAD в 3ds Max. Совет, как правило, один – импорт плана с последующим Weld-ом каждой отдельной точки полученного сплайна, после чего - extrude. Я хочу предложить несколько другое решение, которое позволит сэкономить во времени. Перед тем как импортировать план в макс, обведите ваш план в AutoCAD инструментом «polyline» (полилиния) (1 вариант на рисунке), либо «прямоугольник» (2 вариант на рисунке). Не забывайте замыкать полилинию!
В результате этого действия мы уже в AutoCAD получаем ряд замкнутых сплайнов, которые, перенося в Max, мы можем сразу extrude -ить без всяких предварительных доводок.
Один нюанс – я советую полученный после обводки план в полилиниях скопировать в чистый автокадовский файл и сохранить под отдельным именем, чтобы избежать попадания в Max различных незапланированных вами объектов.
Далее все просто: создаем пол и потолок. Сцена готова.
[url
http://wwurl=http
://www.postimage.org/image.php?v=Pq1YBQqi]
[/url]
2. Непосредственно освещение. Открываем редактор материалов и в любом понравившемся нам слоте жмем Diffuse и выбираем VrayHDRI. Следующим движением мы делаем так:
В результате мы получаем карту HDRI готовую к использованию. Жмем Browse и выбираем необходимое нам изображение. В корневых папках макса есть изображения HDRI. Но для целей, которые мы преследуем, они не очень подходят. Ситуация легко поправима, Интернет великая вещь! ))) В конце поста я выложу всю сцену вместе с используемым HDRI. Вот HDRI, переведенная в .Jpeg
Она хороша тем, что в рисунке неба минимум голубого, а значит и влияние этого цвета будет минимальным. Собственно говоря, вы можете попробовать экспериментировать с различными HDR-ками.
Чтобы при рендеринге у нас в окнах не зияли черные провалы, на вкладку Environment я назначаю Vray sky map. У нас она будет играть роль фона.
Затем указываем, что будем использовать наше HDRI изображение в качестве освещения. Открываем диалог Render scene, в нем – вкладку Vray: Environment, ставим галочку на GI Environment (skylight) override и методом instance перетаскиваем нашу HDRI в пустой слот.
Нюанс: параметр multiplier во вкладке Vray: Environment не работает. За мощность света отвечает multiplier в настройках VrayHDRI в редакторе материалов. Мощность в каждом отдельном случае подбирается индивидуально. В моей сцене multiplier = 200. Параметр explisit map channel я выбирал методом научного тыка, попеременно пробуя все варианты.
Внимание! При настройках рендера в global switches обязательно выключить default lights,
т. к. в нашей сцене нет ни одного нормального осветителя.
На настройках рендера я не стану заострять внимание, это дело вкуса каждого, просто выложу скрины
Рендерим. Результат.
Для сравнения я выкладываю результаты рендера где ИС работает Vray sky с мультом 3
Так же возможно применение этой технологии при рендере с Максовским солнышком.
Стандартная связка Vray sky и Vray sun + HDRI дает ощутимый результат:
Для достижения похожего результата без применения HDRI мне пришлось увеличить мощности Vray sky и Vray sun до значения 3, что привело к пожару за окном и повышению резкости солнечного пятна на полу.
Хотя, конечно, все это дело вкуса каждого из нас, ведь пути 3-дешников неисповедимы!
P.S.
В сценах использовалась гамма 2.2. Для гаммы 1 подобное использование HDRI не пойдет – для достижения хорошей освещенности придется сильно увеличивать multiplier в настройках VrayHDRI, что приведет к сильным засветам на откосах окон.
Надеюсь, что данной темой открыл для кого-то что-нибудь новое. )))
Жду ваших отзывов и комментов