От автора. Тема всегда в процессе редакции. Рекомендуемый контент по возможности заменяется на актуальный. Любой из Вас может мне прислать название или ссылку на урок, который лучше или аналогичен представленному здесь и мы подумаем, в каком ключе его сюда добавить.
Раздел выбран осознанно, т.к. 3д макс основное ПО, а любое другое, которое будет часто фигурировать, исключительно в помощь к 3Д Максу. Направление архитектурное.
Профессия 3д художника стремительно развивается. Ежегодно выходят крупные обновления версий программного обеспечения, а раз в несколько месяцев промежуточные. Появляются новые плагины и программы меняющие рабочий процесс. Необходимо подстраиваться, изучать, внедрять и развиваться. Поэтому пришло время обновить и джентельменский набор.
Прежде всего внесу ясность в идеологию:
- Рекомендуемый материал исключительно из мною изученых. Поэтому я не стану советовать то, о чем не имею представление.
- Не все физически, я могу просмотреть. Тем более платные материалы. Если Вы готовы предоставить эксклюзивный материал для написания рецензии или можете посоветовать урок, который на Ваш взгляд лучше, обращайтесь в личку.
- Постараюсь быть объективным в оценках.
- Вы можете иметь другое мнение и вполне возможно другие авторы уроков/скриптов/плагинов Вам нравятся и главное подходят больше. Это нормально.
- Усваиваю лучше информацию визуально отсюда уклон больше на видеоуроки.
- Ссылки будут только на официальные страницы.
- За рекламу инфопродукции мне никто не платит. Все исключительно на энтузиазме. Главная цель - показать объем необходимой информации, что бы стать специалистом. И развеять иллюзии о быстром и легком входе в профессию. Усвоив материал, надеюсь, начнете реально воспринимать лживые, рекламные лозунги, которые обещают за один-два месяца сделать из Вас специалиста.
Терминология
- Видеоурок (далее просто урок) - ролик посвещенный определенной теме. Автор подробно рассказывает о всех своих действиях. Подходит для новичков.
- Мастеркласс - аналогичен уроку, но без подробного объснения. Автор может изредка давать комментарии. Наибольший эффект производит для слушателей имеющие крепкую базу.
- Курс - серия видеоуроков, посвященная глобальной теме.
- Комплексный курс - серия видеоуроков, которая не ограничивается одним программным обеспечением.
Градация по уровням
- Начальный - предполагает, что Вы начинаете с нуля.
- Базовый / Ложный базовый - предполагает, что Вы прошли начальный курс, либо давно работали в программе, но многое забыли. В этих уроках, не будут заострять внимание на интерфейсе и базовых настройках программы. Меньше теории, больше практики.
- Средний - Вы многое знаете, и без труда создаете средней сложности объекты/визуализации.
- Высокий - в эту категорию попадают мастерклассы, в которых автор делится своими личными наработками и техниками. Предполагается, что Вы все умеете, но смотрите мастеркласс в качестве обмена опытом для улавливания мелких нюансов.
Некоторые параграфы будут пустыми. Это значит, что я еще не нашел достойного урока, либо создаю свой. Если можете что либо порекомендовать, буду благодарен.
Поехали!
1. Программное обеспечение
1.1 Организация проекта
1.2 Autodesk 3DS Max
Основное программное обеспечение для архитектурного визуализатора. Лучшим стартом будут курсы в Вашем городе. Чем крупнее город, тем будет проще. Старайтесь сделать упор на понимание логики программы. Изучить примитивы и модификаторы, а так же простейшее моделирование. Это и будет Вашей базой для входа в профессию.
Программа в представлении не нуждается. Главным образом используется для создания текстур и доработке финальных изображений, иначе называется постпродакшн (для последнего так же используются Adobe After Effects, Eyeon Fusion, Foundry Nuke).
Из-за ошибки компании Adobe ключи от корпоративной CS2 попали в общий доступ. Спустя время скрыли страничку с файлами для загрузки с оф.сайта. По официальным заявлениям поддержку прекратили и не возражают, если будут использовать бесплатно. Тем не менее везде где могли прикрыли странички для закачки.
Сохраненная официальная страничка, на левом хостинге, но ссылки ведут на официальный сайт: http://www.peeep.us/9bfbec14
Данные программы архитектурному визуализатору необходимы для подготовки чертежей. Вам надо уметь его почистить от лишних элементов и экспортировать необходимую часть. Поэтому обратите внимание на настройки экспорта, работу со слоями. Нелишним будет умение дорисовать прямые и радиальные линии, а так же снять размер. Разобраться необходимо со всеми, но начните с той, которая наиболее популярна у Ваших работодателей.
Вышеупомянутый список, совсем недавно, был почти единственным для архитектурного визуализатора, но время идет появляется новое ПО, а некоторое расширяет свой функционал. На рынке появляются более технически сложные изображения и что бы оставаться востребованным необходимо расширять и углублять свои знания. Ниже список программного обеспечения для тех, кто более-менее уверенно себя чувствует в программах из списка выше. Изучать можно в свободном порядке в зависимости от поставленных задач.
1.5 Marvelous Designer / Clo3D
Программа разрабатывалась для профессиональных модельеров одежды и аксессуаров, но так же стала очень популярна среди визуализаторов интерьеров. Легко справляется со шторами, мягкой мебелью и постельным бельем.
Область применения весьма широкая: скульптинг органических (животные, лепнина) и других объектов (камни, доски и другие предметы окружения сложной формы). Развертка, создание текстур и ретопология.
Что может быть лучше курса от самих разработчиков для прохождения сертификации? После прохождения этого 75 часового марафона у Вас просто не останется вопросов.
Как ясно из названия уклон на ретопологию и созданию развертки. Была задача подготавливать модели под 3д печать, на основе 3д скана глиняных изделий от скульптора. Данный курс очень помог, а именно второй и последний модули. Буквально через часа полтора уже приступил к работе. до этого в программе не работал и уроков не смотрел.
Программа аналог ZBrush, но от Autodesk. Самый примитивный интерфейс. Можно открыть и сразу заниматься скульптингом. Инструментов и возможностей у ZBrush и 3D Coat, гораздо больше. В основном используют для несложного скульптинга и создании рисованных текстур.
Программа для композитинга, часто After Effects называют PhotoShop для видео. Если знакомы с продукцией Adobe, то логика и интерфейс не поставит Вас в тупик. Широко используется в броадкасте для моушен дизайна. А Вы сможете склеивать секвенции для анимации и делать пост продакшен статичным кадрам.
Нодовое программное обеспечение благодаря которому сможете создавать симуляции жидких объектов (вода соки), вязких объектов (крем, мед, соус), сыпучих объектов (песок, снег) и масштабных водопады, море.
1.12.1 Начальный уровень
- Курс: RealFlow 10
Автор Андрей Заморский. Курс построен в виде модулей, каждый из которых относится к определенному типу эмитеров (генератору частиц) для создания частиц с уникальным поведением. В модулях несколько уроков, каждый посвещен отдельной симуляции. Рекомендую смотреть курс целиком перед началом практических занятий. Потому что, в первом модуле об интерфейсе рассказано довольно поверхностно. Лучше подойдет тем, у кого есть уже знания в этой программе, либо если Вы новичок, то смотрите все, начинайте практиковаться и параллельно держите гугл открытым. Вопросы будут.
Курс по встроенному blueprint'ам. На момент августа 2022-го года, является уникальным собранием всего необходимого для архитектурных интерактивных проектов.
Программа для снятия разверток с моделей. Имеет очень страшный дизайн, но очень функциональная и самая быстрая. Встроенный Unwrap не рассматриваю, а так же плагины для 3DS Max'a, которые заменяют или расширяют его функционал, по причине их несостоятельности. Они все медленные и нестабильные для сложных моделей. Похожих аналогов несколько Unfold3D и TopoGun, а так же встроенные модули в ZBrush и 3D Coat.
1.15.1 Начальный уровень
- Курс: Фирменные уроки от производителя. Лучшее для старта.
- Урок: Большой гайд по UVLayout от Всеволода Витязя.
Наиболее обширный. Отдельных курсов от студий не встречал. На ютубе много мелких уроков, хронометражем до 30 минут. Можете начать с них, но лучше в несколько заходов от Всеволода. Либо же посмотрите что нибудь короткое, а потом этот.
Программа для создания векторной графики. Используется для создания текстур с геометрическим рисунком. А так же для чертежей малых объектов. Минимально необходимо уметь почистить файл от ненужных объектов и экспортировать для вставки в 3DS Max.
Безальтернативный русскоязычный курс от начального до высокого уровня. Много практики. Все примеры реальные кейсы из каждодневной работы. Отличное изложение материала.
Курс хорош в качестве вводной информации. Много рабочих примеров по движению камеры, переходам. Так же по анимированию объектов в сцене (штора, камин, вода из крана, светильники). Для старта более чем достаточно, но все очень и очень поверхностно по каждому из направлений.
Стандарт де факто. Один из первых серьезных рендер плагинов. Широко интегрировался во многие программные обеспечения и используется во всех областях компьютерной графики. Сложный, много настроек, но это того стоит.
5.1.1 Настройка
5.1.1.1 Начальный уровень
- Курс: MoGraph Plus - The Ultimate Introduction to V-Ray for 3DS Max
Наиболее актуальный и всеобъемлющий курс по VRay. Авторы создавали под версию VRay 3.4, но с тех пор появилось два обновление 3.5 и 3.6, на что незамедлительно отреагировали и дозаписали две новые главы к курсу. Сколько по времени еще продлится поддержка неизвестно, но фундаментальные основы никуда не уйдут. Поэтому изучение рендера плагина необходимо начинать именно с него.
Курс по основам интерьерного освещения. Рассказаны базовые принципы использования инструментов для освещения сцены в разное время суток и погоды. Автор использует рендер плагин VRay, но в данном контексте это не имеет никакой роли, потому что даются основы и логика, которые Вы можете адаптировать под любой рендер плагин.
Печатный урок в свободном доступе об оптимизации VRay. Будет полезно для тех, кто не может пройти курс от MoGraph Plus - The Ultimate Introduction to V-Ray for 3DS Max и курс Grant Warwick - Mastering VRay.
Стремительно развивающийся, простой в освоении рендер плагин. Настроек самый минимум, наверное поэтому достаточно посмотреть короткометражный урок от энтузиастов на youtube и уже начать выполнять коммерческие проекты. Сложности могут возникнуть лишь с настройкой материалов, которые идентичны VRay'евским.
- При запуске 3DS Max'а загружаются и расширения, для каждого из них необходимо время.
- Расширения не сертифицируются компанией Autodesk, поэтому есть большой шанс, что они могут стать причиной нестабильной работы программы.
- Авторы могут в любой момент прекратить разработку расширений.
- Авторы могут запаздывать с обвнолениями под определенную версию 3DS Max'a.
Расширения бывают двух типов: скрипты и плагины.
Скрипты написаны на встроенном языке MaxScript. Функционал повторяет команды программы в определенном порядке. Избавляя пользователя от рутинной работы. Большим плюсом является непривязанность к версии программы. Скрипты зачастую не вшиваются в программу, а запускаются, при необходимости, во время работы.Плагины написаны на C++/C#, компилируются под определенную версию. Вшиваюся в программу и могут добавлять абсолютно новый функционал.
Исходя из вышеперечисленного, старайтесь осознанно принимать решение в использовании тех или иных расширений.Не советую ставить плагины-библиотеки материалов, а так же предустановленные настройки рендера. Постарайтесь разобраться. Первое время Вам будет тяжело, но со временем это принесет свои дивиденты.Плюсы очевидны. Новый функционал, удобство, сокращение времени работы.
Генератор мозаичных элементов (паркет, ламинат, плитка, декоративный камень). Прост в использовании, однако имеет лишь несколько предустановленных паттернов. Что не позволяет использовать для сложных узоров.
- Для пользователей рендер плагина VRay. Есть карта VRayMultiSubTex, в дополнении со стандартной Color Correct и VRayUVWRandomizer позволяет полностью заменить Multitexture. Функционал больше, хоть и можно запутаться в иерархии.
Распределяет объекты по поверхности другого объекта. Предназначен для озеленения ландшафта, но можно создать и ковер с длинным ворсом. Обладает хорошей оптимизацией с VRay. Крайне не рекомендуется использовать "народные версии" в коммерческих проектах. Продукт ведет себя непредсказуемо и может быть причиной срыва сроков. Приобретайте только лицензию. Стоимость 240$, с годовой подпиской на обновления. Лицензия пожизненная, но по истечению срока подписки не сможете обновиться до новой версии. При необходимости можете приобрести годовую подписку на обновления за 50$.
Нодовый генератор геометрии. Возможности ограничены лишь Вашей фантазией. Все достоинства описать сложно, перейдите на официальный сайт и посмотрите промо-ролик. Аналогично Forepack'у, продукция компании iToo рабочая только лицензионная. Стоимость 240$, с годовой подпиской на обновления. Лицензия пожизненная, но по истечению срока подписки не сможете обновиться до новой версии. При необходимости можете приобрести годовую подписку на обновления за 50$.
7.1.9 Atelier Bump Design Toolbox (для ознакомления)
Плагин сильно расширяющий функционал для моделирования архитектурных объектов. Более подробно показано в промо роликах на youtube канале. Так же на сайте в разделе Freebies есть и другие скрипты.
Портал посвященный онлайн видеоурокам по обучению в разных направлениях. Не скажу за программирование, но по графике уроки в основном начального и базового уровня. Большое количество преподавателей, быстрая реакция на обновления ПО делают ресурс одним из главных для самообразования у новичков. Курсы выполнены профессионально, но довольно поверхностно.
Портал схож с pluralsight, у которого есть масса поклонников, но мне не нравится. Каждый раз после просмотра уроков оставался с ощущением недосказанности. Очень много воды, очень поверхностно. Можно смотреть когда отсутствуют альтернативы.
Студия находится в Голливуде и этим все сказано. Курсы имеют направление в киноиндустрию, по содержанию в основном для среднего/высокого уровня. Интересно смотреть, хоть и встречаются весьма неоднозначные. Рекомендую базовые курсы, а когда подрастете, то можете смотреть все остальные.
Нравится подход к фундаментальным курсам. В среднем хронометраж около суток. Рассказывают про все и очень подробно. Направление больше в анатомию и концепт дизайн.
На сегоднящний день самые выскоуровневые курсы по графике. Все преподаватели с громкими именами, лучший опыт за не малые деньги. Некоторые курсы будут полезны для архитектурных визуализаторов, если Вы хотите создавать работы в стиле студии mir.no В таком случае обратите внимание на курсы по matte paint.
Один из высокоуровневых порталов для цифровых художников. Здесь Вы можете встретить самых именитых и тех, на кого стоит ровняться. Платно можете создать свою уникальную страничку для портфолио.
Сайт где можете приобрести перевод на русский язык для многих курсов.
Из минусов: странное руководство и недобросовестное отношение переводчиков к заказчикам. К примеру, есть курсы, которые находятся в статусе переводящихся. Вы ждете назначенный день, оплачиваете и через пять дней с момента оплаты Вам должны выдать перевод. Почти всегда выдается перевод ближе к концу дня. В более половины случаев с косяками. Могут несколько файлов не загрузить, могут напортачить с аудиофайлом.
Некоторые курсы носят статус эксклюзив - означает то, что курс куплен специально под перевод. На руки Вам выдают видео без звука и отдельно аудиодорожку. В таких случаях могут выдать в назначенный день аудиофайлы, а видео через день-два. Могут наоборот. Но не все переводчики такие. Поэтому имейте ввиду, что дата выдачи перевода не означает, что в этот день он у Вас появится. Приплюсовывайте минимум один день. Справедливости ради, реагируют быстро. Если где косяк, то в течении суток-двух все исправляют.
Быают случаи, когда аудиодорожки называют отличительно от видеофайлов. Некоторые плееры их не подхватывают. Приходится вручную переименовывать. Неприятно, когда несколько месяцев ждешь перевода, оплачиваешь 1000-1500 рублей за курс. Не получаешь в указанный день, а когда получаешь, то проверяешь все ли файлы на месте, нет ли рассинхрона в каждом файле, а так же совпадает ли аудиодорожка с видеорядом по хронометражу.
Еще недостаток скорее в участниках, когда Вы собираетесь в складчину на перевод, сумма взноса с человека есть часть от бюджета. Чем больше участников, тем меньше взнос. Почти всегда перед началом сборов процентов 20-25% участников выписывается. Поэтому сумма примерно на четверть возрастает. В остальном для людей с проблемами иностранных языков, обратите внимание. Много хороших переводов, суммы разные от 100 до 2000 рублей.
Смотрел несколько тренингов в записи, автором которых является Андрей Заморский. В некотором роде преподают уникальную информацию для рунета. Чувствуется опыт, хороший багаж знаний и умение доносить информацию.
Вы делаете отличный материал, рекомендация исключительно объективная. :)
Цитата Velleri_88:
Я сам пишу конспекты для своих студентов, и легко представляю, сколько времени ты на это убил!
Спасибо на добром слове. Сильно устал от однотипных вопросов на форуме, этой темой надеюсь их количество уменьшить. Времени ушло на самом деле немного, и в основном продумывал структуру и программное обеспечение, которые надо включить.
Еще есть разделы пустые, в ближайшее время заполню, пересматриваю некоторые уроки кандидаты для рекомендации.
PaulKorenchuk, а вот теперь кроме шуток. Не за что. Если какой-то необходимый Вам раздел окажется пустым, напишите, попробую дополнить.
На курсы по короне обратите внимание. По MoGraphPlus на сайте perevodvsem можно купить перевод на русском. Версия на данный момент можно сказать актуальная.