ЕВРОПЕЙСКИЙ СТИЛЬ ШИНУАЗРИ
С начала XVII века европейцы находились под обаянием редких и экзотических предметов из Китая и Японии. Изысканные шелковые ткани, фарфор и лаковые изделия, привозимые купцами Восточно-Индийской компании, сформировали спрос на азиатский дизайн. Невероятная дороговизна этих импортных вещей стала толчком к созданию их имитаций европейскими рисовальщиками и воплощавших их рисунки мастерами. Стиль получил название шинуазри, от французского chinois, «китайский».
Мода и романтическая увлеченность дальневосточной культурой обусловили соединение причудливых, экзотических мотивов с дорогостоящими материалами. Интерьеры, особенно спальни и гостиные, целиком декорировались фантастическими пейзажами с отвесными скалами, золотистыми ивами, утонченными пагодами, драконами, фигурками китайцев и диковинными птицами. Мода на интерьеры шинуазри достигла пика между 1750 и 1765 годами, сомкнувшись со стилистикой рококо, отличавшейся схожей фривольностью и любовью к асимметрии. Однако стиль шинуазри держался дольше, захватив и XIX век. Обстановка часто включала и подлинные китайские предметы, которые уже с середины XVII века стали поставлять на западный рынок - лаковые ширмы или фарфор.
В 1750-е годы изделия в китайском стиле начали приобретать новые и еще более экзотичные формы декора. Такие дизайнеры, как «Томас Чиппендейл», Инс, Мэйхью публиковали рисунки для «китайской» мебели, включая стулья с ажурными решетчатыми спинками и поперечными планками в форме пагод. Мотив пересекающихся палок постоянно появляется в образцах мебели, приводимых в чиппендейловском «Director»: на спинках стульев, проножках, дверцах книжных шкафов, кроватных досках и каминных аксессуарах. В основе некоторых из этих элементов лежат мотивы подлинно восточной мебели, но в отличие от предназначенных европейцам китайских изделий эта продукция составляла часть европейской идеи - шинуазри XVIII века. В 1765 году Томас Чиппендейл выполнил проект нового оформления парадной спальни в государственной резиденции Ностелл Прайэри в Йоркшире в китайском стиле. Он создал мебельный гарнитур с зеленым лаком, декорированный китайскими пейзажами и фигурами, а также зеркальной рамой, изобразив мифическую птипу хо-хо и китайскую пагоду.
По мере усиления торговых контактов с Дальним Востоком рисунки становились более точными. Популярность шинуазри сохранялась и в конце XVIII века и в XIX столетии. Многие предметы мебели украшались тогда декоративными панелями; полностью лаковые или японизированные образцы классицизма встречаются редко.
Главным цветом английских лаковых изделий были черный цвет, красный цвет, желтый, зеленый, коричневый, цвет черепахового панциря и гораздо реже синий. Хотя китайщина была в большой моде, изделия европейского происхождения обычно декорировались в расчете на европейские вкусы. Мастера скорее вдохновлялись иноземными мотивами, китайскими или японскими, нежели копировали их. Учитывая эти стилевые различия, легко различить оригинальные произведения восточной мебели XVIII столетия и европейские интерпретации лаковых изделий и шинуазри.
Ниже приводим галерею лучших предметов интерьера, производимых в стиле шинуазри мастерами эпохи рококо и современными производителями, и интерьеры.
Ресторан-дворец «Турандот» (Москва) — воссоздание стиля шинуазри, европейской мечты о Китае, с лепниной, позолотой, настенными росписями и золотыми скульптурами...
Просто интерьер.