Дизель-электроход «Ленин» был построен на судостроительном заводе «Красное Сормово» в г. Горький (ныне Н.Новгород) и 22 апреля 1959 г., в день открытия навигации на Волге вышел в свой первый рейс.
Всего было построено два судна проекта 20 – это «Ленин» (головное) и «Советский Союз». Суда прошли тернистый путь создания, прожили славную, но непродолжительную жизнь. У «Ленина» финал существования стал драматическим. «Советский Союз» все ещё продолжает бороться за свою жизнь в Камском пароходстве.
Д/э «Ленин» по праву считался флагманом Волжского пароходства и работал на линии Москва – Астрахань. Судно отвечало требованиям высокой комфортабельности с максимальными удобствами для пассажиров. Впервые на дизель-электроходе была внедрена система кондиционирования воздуха, заменяющая системы отопления и вентиляции, обеспечивающая во всех помещениях заданную температуру в навигационный период. В каюты была проведена холодная и горячая вода, установлено радио. Киноконцертный зал, три салона, почта, ресторан, парикмахерская, автоматическая телефонная станция, библиотека, солярий и прогулочные веранды создали максимум удобств для пассажиров и отдыхающих.
Дизель-электроходы пр.20 резко отличались от других пассажирских судов, плававших на внутренних бассейнах страны. Они были значительно крупнее по размерам, технически совершеннее, комфортабельнее – по праву признаны этапными не только в отечественном, но и в мировом речном судостроении.
Можно привести еще один исторический факт. Модель дизель-электрохода «Советский Союз» в 1958 г. была представлена на Международную Брюссельскую выставку и удостоена большой Золотой медали.