Оригинал статьи лежит на моем сайте
В этом уроке мы будем моделировать фасады. Способы которые я предлагаю, достаточно универсалены и позволяют быстро создавать другие фасады из исходников.
В начале, хочу сделать небольшое отступление. Когда Вы делаете такого рода шаблоны, никогда не закрывайте стек модификаторов вашей модели, т.е. не переводите модель в Edit Poly или Mesh ! Иначе, теряется вся универсальность.
Отличительная особенность редактора 3ds Max от других - это именно наличие стека модификаторов, котрый позволяет передвинутся назад, заменить параметры, тем самым трансформируя модель без лишних движений.
Поэтому для быстрого моделирования пользуйтесь этим советом. Да, есть недостатки, при большом колличестве незакрытых стеков, замедляется перемещение сцены в окне редактора. Да, чуть дольше идет рендер. Но взамен, вы получаете шаблон, который позволит без труда скорректировать параметры или создать новую копию с задаными параметрами.
Вообщем, от слов к делу..
Урок будет разделен на 3 части. В первой будем создавать рамочные фасады, во втором - МДФ фасады с фрезеровкой и без. И наконец, в третьей научимся делать патину на МДФ фасадах.
Часть 1. Моделирование рамочных фасадов.Открываем редактор 3ds max. И в окне front создаем сплайн rectangle с задаными параметрами. Эти параметры должны соответствовать ширине и толщине профиля, модель которого мы хотим использовать. Для примера, возьмем размер ширину профиля 60мм и 18мм толщину.
Теперь зайдите в параметры rectangle и в свитке interpolation увеличьте значение steps до 20-30. Это позволи сделать профиль более сглаженым.
Далее, накладываем на наш rectangle модификатор Edit Spline, для того чтобы создать форму профиля.
И перейдя, в режим вертексов, сделаем примерно такой профиль:
Итак, профиль нашего фасада сделан. Теперь нужно в окно front, добавить еще один rectangle с параметрами вашего фасада, например 713х396мм
Далее, наложем на него модификатор Bevel profile. И в параметрах модификатора жмем на Pick Profile, а в качестве цели указываем на наш созданный профиль.
И Вы увидите как наш rectangle приобрел форму. В большинстве случаев, размеры готового фасада искажаются, после применеия модификатора. Для того чтобы исправить эту ситуацию раскройте модификатор Bevel profile и перейдите на Progile gizmo.
Далее, жмем правой кнопкой по кнопке Select and Move. В открывшемся окошке из значения X (Absolute:World) вычтем ширину профиля. Жмем enter и ваш профиль примет первоначальные габариты.
Рамка готова. Теперь сделаем вставку. Выбираем наш фасад и вызываем меню правой кнопкой мыши. Находим clone и жмем. В появившемся окне clone options выбираем copy. Это значит, что изменения в дублированном обьекте не будет влиять на родителя.
И не снимая выделения с дублированного обьекта, заходим в стек модификаторов и удаляем модификатор Bevel profile, в вместо него накладываем модификатор extrude с параметром 4мм. Это будет вставкой в рамочный фасад.
Так как наша вставка сейчас имеет теже габариты что и фасад, нужно немного уменьшить её. Перейдите в стек модификаторов Вашей вставки и в параметрах rectangle уменьшите значения length на width на 108мм, т.е. получится 605х288мм. Значение 108 взято не случайно, а высчитано формуле: двойная ширина профиля минус 12мм, так как вставка заходит в профиль на 6мм.
Итак, геометрия готова. Приступим к нанесению материалов. Выберите нашу рамку и добавьте на неё модификатор Edit Poly. Зайтем перейдите в режим polygon и в окне проеций front выделите вертикальные полигоны.
Теперь, когда вертикальные полигоны выделены, зайдите в свиток Polygon:Materials IDs и в параметре Set Id установите значение 1.
Следом снимите выделение с полигонов, кликнув на пустом месте и выделите горизонтальные полигоны рамки.
Но в этот раз, в свитке Polygon:Materials IDs параметр Set Id нужно установить в 2.
Итак, мы разделили полигоны на 2 группы с разными ID. Это позволит в дальнейшем правильно нанести материал.
Вот и дошла очередь до вставки. Выделите её и добавьте модификатор material с параметром Material ID равным 3.
Теперь создади материал для нашего фасада. Откройте material editor и в любом слоте создайте материал Multy/Sub-Object. И в первом слоте (ID 1) создайте материал Vray Mtl
Зайдите в материал и параметр Reflect установите в значение Red=15 Green=15 Blue=15( как на картинке), а параметр Refl.glossines выставьте в 0,72. Параметр Subdivs установите в 20.
А сейчас добавим текстуру рамки в слот diffuse. Текстуру можно взять такую.
Зайдем в diffuse map. И проверим, чтобы текстура ложилась по UV каналу номер 1
Материал для ID 1 готов. Теперь копируем его в два других слота Multy/Sub-Object материала, вот так:
В итоге должно получится так...
Заходим в материал с ID 2 в слот с текстурой и меняем UV каналу на 2.
Итак, у наполучилось 3 материала. ID 1 для вертикальных полигонов, ID 2 - для горизонтальных, ID 3 - для вставки.
Теперь в окне редактора выбираем нашу рамку и вставку и через Assign Material to Selection применяем наш Multy/Sub-Object материал.
Осталось за малым, для корректного отображения текстуры необходимо наложить UV map модификаторы. Выбераем только рамку, и в списке модификаторов добавляем UV map с параметрами как на картинке:
После применения модифкатора, вертикальные полигоны рамки и вставка стали правильно тображаться, а вот горизонтальные полигоны еще пока нет, потому как, вспомните, текстура материала горизонтальных полигонов лежит на UV канале номер 2.
Поэтому, нужно наложить поверх нашего модификатора UV map, еще один, но канал указать 2 и развернуть его. Делается это просто.. Просто выберите его в стеке, через меню copy по клику правой кнопкой мыши скопируйте и вставьте через paste, того же меню.
Теперь всё корректно отображается. Осталось разобраться со вставкой. Так как настроеный UV модификатор первого канала у нас уже есть, скопируйте его и выбрав обьект вставку, примените его через пункт paste
Моделирование рамочного фасада закончено!.
В итоге вы получили универсальный шаблон для рамочных фасадов. И простой манипуляцией с первоначальными значениями ширины и высоты рамки и вставки, Вы сможете создавать фасады с другими размерами.
В следующей части, мы будем создавть более сложные МДФ фасады.
Часть 2. Моделирование МДФ фасадов с фрезеровкой и без.Приступим к моделированию МДФ фасада. Процесс этот немного сложней предыдущего, однако во многом можно провести аналогии.
Способов для создания МДФ фасада немало, самым простым, на мой взгляд, является выдавливание рисунка фрезеровки при помощи bump или displace, но этот метод подходит для простых профилей фрезеровки, поэтому мы пойдем другим путем. И будем делать фасад при помощи сплайнов.
Стандартной толщиной фасада является 18 или 16мм. Мы будем делать 18мм фасад с габаритами 713х396мм.
Почти все МДФ фасады имеют односторонее скругление на торце. Так вот, наш фасад будет состоять из нескольких частей взамосвязанных друг с другом. Одна из них это окантовка.
Открываем редактор 3ds Max и в окне front создаем сплайн rectangle с параметрами lenght = 18мм и width = 8мм. С помощью этого сплайна мы окантовку МДФ фасада.
Ширина сплайна rectangle выбрана не случайно, этого размера вполне хватит для скругления. Добавим на него модификатор Edit spline и с помощью вертексов приведем его к такому виду.
Создаем еще один сплайн rectangle с размерами нашего фасада и минус 2 ширины окантовки. т.е. lenght = 713-8-8=697 и width = 396-8-8=380мм
Позже Вы поймете зачем мы уменьшили сплайн окантовки. Теперь сразу же сделайте дубликат методом copy и добавьте модификатор Edit spline и сверху еще Extrude с параметром Amount = 18мм.
Вернемся к сплайну окантовки и применим к нему модификатор Bevel Profile и в качестве параметра Pick profile указываем на наш профиль окантовки.
Наша окантовка приняла форму, но габарит изменился. Это хорошо видно потому, как у нас уже есть образец габарита (дублированый сплайн).
Заходим в Profile gizmo модификатора Bevel Profile, а потом правой кнопкой кликаем по кнопке Select and Move и уменьшаем значение Х Absolute:world на 1мм
Итак, две части фасада готовы. Перейдем к третьей, основной - это элемент фрезеровки.
Сначала сделаем профиль фрезеровки. Создаем сплайн rectangle с параметрами lenght = 18мм и width = 26мм. И приводим его в такой вид:
Как Вы можете заметить на картинке, слевой стороны сплайна нужно удалить сегмент, т.е. оставить открытым сплайн.
Теперь выбираем нашу окантовку и дублируем методом copy. Заходим в rectangle и меняем значения параметров lenght = 633 и width = 316, а corner radius установите в значение 15мм.
Переходим на модификатор Bevel Profile, так как у нас там выбран профиль окантовки, а нам нужно выбрать профиль фрезеровки. Поэтому жмем Pick Profile и указываем на сплайн профиля фрезеровки.
Наша фрезеровка преобразовалась, но как обычно вышла из габаритов. Поэтому делаем уже знакомую процедуру с Profile gizmo модификатора Bevel Profile, но значение Х Absolute:world уменьшите на 26мм. Теперь всё стало на свои места.
В итоге у Вас должно получится несто такое:
Как видите, сплайн в котором был модификатор Extrude, занял всю площадь фасада, перекрыв фрезеровку. Для того чтобы вырезать место под нее, дублируйте фрезеровку методом copy и уберите с дубликата модификаторы, оставив только rectangle.
А теперь выберите сплайн с модификатором Extrude, перейдите на модификатор Edit spline и в свитке Geometry нажмите на Atach, указав на только, что дублированый сплайн:
Вот мы и вырезали место под фрезеровку.
Наши части фасада готовы. Осталось только выровнять их по заднему краю, с помощью привязки Snaps Toogle
Осталось только сгрупировать наши части через команду Group меню Group.
Теперь на всю групу добавьте модификатор UV Map и примените нужный материал.
Вот и всё! Моделирование фасада с фрезеровкой окончено. Напомню Вам из чего мы его сделали:
Вот из таких частей и делаются фасады. Поняв методику Вы справитесь с любыми задачами при моделировании фасадов.