Так как еще в нашей школе не создан раздел "основы и настройки визуализации" то пока мой пост будет в этой ветке.
В этом уроке (кстати это мой первый урок, надеюсь будет всем понятно и доступно то что я сдесь написал), я хочу поговорить, а точней поделиться тем, о чем знаю сам про VrayPhysicalCamera.
Здесь будет только рассказана основа (теория) работы камеры и взаимосвязь настроек между собой с с реальными физическими настройками фотокамер. О выведении оптимальных настроек , лучше создать другую тему, где можно выводить оптимальные настройки с помощью тестов взаимосвязанно с настройками источников освещения. Если гдето окажусь не прав, то знающим просьба меня поправлять.
Если в моем посту будут грамматические и синтаксические ошибки, прошу меня извенить.
Что такое VrayPhysicalCamera и чем ее различие от стандартной камеры?
VrayPhysicalCamera - это камера которая позволяет Вам настроить параметры камеры отталкиваясь от реальных настроек фотокамер (таких как выдержка, диафрагма, светочувствительность, глубина резкости, фокусное расстояние).
Давайте начнем изучение свойств камеры с основы, тоесть с меню настроек камеры.
Основная вкладка, это Basic parameters, что мы в ней имеем.
Type - это тип камеры который будет использоваться. Лично я с этим еще досконально не разбирался, так что определение, что это такое я взял из мануала по Vray. Те пункты которые я буду брать из мануала будут в скобках и другим цветом. Надеюсь что кто-то с этим разбирался более подробно и сможет дополнить мой пост.
(Type - Тип - определяет тип камеры. Главным образом это имеет влияние на эффект смазывания при движении (motion blur):
Still camera - Неподвижная камера - имитирует неподвижную фотокамеру с обычным затвором.
Movie camera - Кинокамера - имитирует кинокамеру с кольцевым затвором.
Video camera - Видеокамера - имитирует беззатворную видеокамеру с CCD-матрицей.)
Единственно что заметил, что с изменением типа камеры, у нас меняется тип выдержки.
И так как мы пользуемся в оснавном Stiil camera, то дальнейший разговор будет именно о этом типе камеры.
Targeted - Это наш так называемый прицел или цель на который фокусируется съемка. Тоесть с помощью него мы можем направить камеру на какую нибудь объект который будет центром нашей съемки.
Film gate - Кадровое окно - задает горизонтальный размер кадрового окна, а если быть более точным, то этот параметр выставляет значение диагонали кадра. При уменьшении этого размера размер кадрового окна уменьшаются, а при увеличении размер кадрового окна увеличивается и зрительно кажется что объекты удаляются. Как же правильно выставить этот параметр? Глаз человека видит примерно при прямом зрении ~ 30 градусов, нормальный объектив у которого фокусное расстояние примерно равно диагонали кадра (для 35 мм плёнки это объектив, имеющий фокусное расстояние, равное 50 мм, хотя по теории это 43 мм). Угол около 45 градусов. Считается, что восприятие перспективы снимка, сделанного нормальным объективом, наиболее близко к нормальному восприятию перспективы окружающего мира человеком. Film gate вплотную связан с focal legth и для правильного восприятия оба параметра должны быть равные, тогда они дают видовой угол равный 45 градусов. Но для интерьерной съемки нам нехватит вида в 45 градусов, то здесь в (реальной) фото съемки фотографы используют широкоугольный объектив.
Широкоугольный объектив (короткофокусный объектив) — объектив, у которого фокусное расстояние меньше широкой стороны кадра. Предназначен для съёмки в ограниченном пространстве, например интерьеров. Угол 60—100 градусов. Но не стоит забывать еще тот факт, что при увеличении угла, также и увеличивается искажение объектов которые находятся к краям захвата объектива.
1) угол 45 градусов
2) угол 60 градусов
3) угол 100 градусов
Focal length - Фокусное расстояние - задает фокусное расстояние объектива камеры.
Тоесть, этот параметр определяет расстояние которое будет перед объектом и за ним, указанным прицелом (target) находящееся в фокусе. А объекты которые будут удаляться от фокуса будут менее четкими тоесть на удаляющиеся от фокусного расстояния объекты будет взаимодействовать глубина резкости. Границы определяющие ближнюю и дальнюю точку фокусного расстояния в VrayPhysicalCamera установлены по умолчанию автоматически согласно с физическими свойствами фотообъективов. Фокусное расстояние работает только с включенным параметром Depth-of-field (глубина резкости), которая в свою очередь непосредственно зависит от f-number (диафрагмы).
Ближняя и дальняя точка фокусного расстояния
Пример1 фокусного расстояния (объект на переднем плане не попадает в фокусное расстояние)
Пример 2 фокусного расстояния (фокусное расстояние зафиксировано на кубике )
Пример 3 фокусного расстояния (фокусное расстояние за приделами нашей комнаты, тоесть все объекты попадают в фокус)
Пример 4 фокусного расстояний (фокусное расстояние на переднем планы, прицел примерно на уровне объекта на переднем плане).
Zoom factor - Коэффициент масштабирования. Значения больше 1.0 увеличивают (приближыет) изображение, значения меньше 1.0 - уменьшают (удаляет). Принцип чемто похожий на Film gate , только параметр Film gate непосредственно связан с Focal length , то zoom faсtor величина произвольная и не взаимосвязана не с чем. Для чего она нужна, попробую привести пример использования. Допустим вы делаете визуализацию интерьера, цель у вас зафиксирована на каком то небольшом объекте, и камера у вас полностью настоиная на общий вид интерьера, сделали вы рендер, но вот захотели увеличить именно тот объект на котором стоит цель, при этом с того же ракурса, вы просто увеличиваете zoom factor не меняя больше никаких настроек и визуализируете именно вас интересующий объект.
zoom factor 0.5
zoom factor 1
zoom factor 2
f-number (диафрагма) . Это окно, регулирующее диаметр группы световых лучей, проходящих через объектив. Уменьшении диаметра диафрагмы, уменьшаеться поток проходящего света.
Стандартные значения диафрагмы
f/# 1; 1.4; 2; 2.8; 4; 5.6; 8; 11; 16; 22; 32
Пример уменьшения диаметра диафрагмы:
На что же всетаки влияет диафрагма?
1) экспозиция — с уменьшением диаметра на одну ступень поток света уменьшается вдвое, что требует увеличения вдвое времени выдержки (shutter sreed), для сохранения правильной экспозиции
Значение shuter speed здесь условное, на данном этапе привязываться к этому значению ненадо, так как чтоб выставить определенное значение нужно еще учитывать ISO (светочувствительность), и ИС, точнее вид нашего рендера (интерьер или экстерьер). Только после того можно будет полностью выставить взаимосвязь f-numer, shuter speed и ISO.
2) глубина резкости — чем меньше отверстие, тем больше глубина резкости (тоесть уменьшаеться эффект размытия при одном и том же значении Film gate и Focal length).
Но также в реальной фотосъемке диафрагма влияет еще на следующие позиции, которые физкамерой не учтены.
1) виньетирование — чем меньше отверстие, тем меньше виньетируется фотография. Виньетирование максимально при полностью открытой диафрагме и, обычно, становится малозаметным при закрытии диафрагмы до 2х раз. Но в нашем случае с изменением диаметра диаграммы виньетирование не меняется, для виньетирование в физкамере идет отдельной функцией независимой от значений диаметра диафрагмы.
2) дифракция — чрезмерное закрытие диафрагмы приводит к падению резкости изображения. Точно утверждать небуду (отдельных тестов, проверить это, не делал, но по крайней мере подобного эффекта не замечал),
3) аберрации — чем меньше отверстие диафрагмы, тем ниже уровень аберраций и выше резкость, но только до определённого предела, далее резкость опять падает из-за влияния дифракции. - Так же само, этого эффекта не замечалось как и дифракция.
Target distance - Расстояние до цели, вы можете задать любое расстояние, до вашей цели в ручную, не используя сам таргет. Работает только тогда кагда вы отключаете в камере таргет.
Distortion . Это параметр отвечает за искажения объекта, при увелечении этого значения будет ваше изображение искажаться примерно эффект линзы, при отрицательном значении будет эффект вогнутой лизы.
distortion type - это тип вашего искажения. Вы можете выбрать один из двух эффектов , это Quadratic (квадратический тип) и Cubic (кубический тип). Где можно использовать это, чесно говоря незнаю, так как еще не сталкивался в нужде приминения этого эффекта.
Vertical shift - этот параметр отвечает за выравнивания вертикалей. Тоесть приведу небольшой пример, допустим, что мы хотим сделать визуализацию какого небудь домика, устанавливаем камеру, саму камеру устанавливаем примерно на уровень глаз человека ~ 1500-1700 мм., но при этом цель (таргет) нам придется установить выше, при этом если мы увидим что вертикали нашего дома завалены.
Для того чтоб их выровнять, можно самому вручную подобрать параметр или нажать кнопку guess vertical shift и наши вертикали выровняются
но при близкой съемки, ровные вертикали тоже не всегда хорошо, и мы можем вручную немного уменьшить этот параметр.
specify focus - включение этого параметра дает возможность вручную, независимо от target (цели) и focal legth, регулировать расстояние фокусировки, само рассотяние регулируется параметром focus distance. Приведу пример где можно эго использовать. Например вы визуализируете какое нибудь помещение, где на каком то объекте у вас зафиксирована цель, но вы хотите сделать еще один кадр, в котором сфокусирован должен быть другой объект, который находится дальше или ближе вашей основной цели, при этом вы нехотите менять положение target (цели) и параметры film gate и focal legth, вот как раз в это случае вам и поможет specify focus , с помощью которого вы сможете навести фокус на другой объект.
exposure - при отключении этого параметра вы отключаете возможность регулировать яркость изображения с помощью f-numer, shutter speed, ISO, тоесть передача яркости будет фиксированная также как и в стандартной максовской камере. А регулировать яркость изображения вы сможете только источниками света.
vignetting (виньетирование)- это затемнение изображения по краям кадра. При нулевом значении так же как и при отключении этой опции затемнения изображения небудет.
white balanse и custom balance - это регулировка баланса белого в нашем изображении. Для чего это надо: например мы делаем дневную (вечернюю) визуализацию какого нибудь домика, источником света устанавливаем Sun + Sky и видим, что при дневном (вечернем) свете, наша сцена заполняется голубоватым (красноватым) оттенком, по большому счету так и должно быть, так как в нашей сцене преобладает влияние от цвета источника сцены и окружения. А для того чтоб убрать эти оттенки и нужен как раз баланс белого. в white balanse уже есть несколько настроек которые могут быть использованы. устанавливать нужно тот цвет, который является преобладающим в нашей сцене, тоесть тот оттенок от которого мы хотим избавиться. Заметим, что принимается во внимание только тон цвета, а яркость игнорируется.
shutter speed (выдержка, или скорость съемки) - это скорость съемки нашего кадра 1/сек. К примеру 1/200, то наше значение равно 200. Чем меньше значение выдержки, тем медленее скорость затвора, и тем самым ярче будет наша картинка. Во многих современных фотокамерах используется стандартная шкала выдержек.
8000 (1/8000 c)
4000 (1/4000 c)
2000 (1/2000 c)
1000 (1/1000 c)
500 (1/500 с)
250 (1/250 с)
125 (1/125 с)
60 (1/60 с)
30 (1/30 с)
15 (1/15 с)
8 (1/8 с)
4 (1/4 с)
2 (1/2 с)
1 с
Shutter angle -
(Угол затвора - угол затвора (в градусах) для кинокамеры (movie cam).)
Shutter offset -
(Смещение затвора - смещение затвора (в градусах) для кинокамеры (movie cam).)
Latency -
(Задержка - задержка CCD-матрицы в секундах; для видеокамеры (video cam).)
Film speed (ISO) - светочувствительность. Это величина чувствительности фотоснимка к светопередачи. Фотосъемка с более низкой степенью освещенности, требует более большего значения светочувствительности. Чем больше данное значение, тем более яркий будет ваше изображение.
Для правильной экспозиции, ISO (светочувствительность) прямо пропорционална shutter speed, во сколько раз увеличивается светочувствительность, во столько же и увеличивается скорость затвора.
Также из этого мы можем сделать вывод что при уменьшении диаметра диафрагмы (f-numer) на одну ступень, поток поток света уменьшается вдвое, что будет требовать или увеличения выдержки (Shutter speed) вдвое, или увеличения светочувствительности (ISO) вдвое.
Bokeh effectsBokeh effect. Этот параметр работает только с включенной опцией Depth-of-field. Грубо говоря это параметры управления глубиной резкости (размытия).
Blades (лепестки) - определяет количество лепестков диафрагмы нашей камеры, тем самым определяет форму апертуры лепестков. Когда эта опция отключена, то форма апертуры абсолютно круглая. Форма апертуры дает информацию о глубине резкости (размытии), чем круглее форма (больше кол. лепестков) тем больше глубина резкости (размытие).
Rotation (deg) - эта опция определяет поворот липестков. Позволяет этим самым выбрать наиболее правильную позицию лепестков для более правильного результата. Хотя сильных изменений вы незаметите, так как при развороте лепестков если и есть изменения, то они слабозаметные.
center bias - смещение размытия относительно объекта. При положительных значениях смещение размытия будет наружу относительно граней объекта, при отрицательных значениях размытие будет во внутрь, относительно граней объекта.
Anisotropy - этот параметр позволяет растягивать результат глубины резкости (размытия) по горизонтали или по вертикали. Положительные значения, растягивают размытие по горизонтали, а отрицательные по вертикали. Диапазон эффекта от 0 и до 1 (горизонтальное растягивание), -1 (вертикальное растягивание).
Sampling parametersDepth-of-field - Глубина резкости - включает просчет глубины резкости (DOF).
Motion blur - Смазывание при движении - включает просчет эффекта смазывания изображения при движении камеры или объекта. Работает с камерами типа Movie, и Video.
Subdivs - определяет количество сэмплов (лучей) для просчета эффектов глубины резкости и/или смазывания изображения при движении.
Miscellaneous parametersHorizon line - включает или выключает отображение во вьюпорте линии горизонта камеры.
Clipping - устанавливает границы вида камеры, а все что находиться за пределами этих границ - отсекается.
Near clipping range - ближняя граница вида камеры. Если допустим ваш объект находится за другим объектом (преградой), то вы можете установить ближнюю гарницу так, чтоб она отсекала тот объект который является преградой вида камеры. К примеру вы визуализируете интерьер, и камеру вы неможете установить в самом помещении, так как чтоб получить нужный вам вид, нужно или сделать сверхширокоформатный ракурс, который даст сильное искажение или вынести камеру за помещение, а ближнюю границу камеры задать чтоб была именно в вашем помещении, и сделать рендер без искажений, какие будут при сверхширокоформатном ракурсе.
Far clipping range - это дальняя граница вида камеры. тоесть определяет границу до которой будет вид камеры, а все что будет находиться за этой границей будет отсекаться.
Near/Far environment range -
(Ближняя/дальняя граница окружения - параметры определяют ближнюю/дальнюю границы окружения (используется некоторыми атмосферными эффектами в 3ds Max)).
Вот в принципе и разобрались с камерой!