Я очень извиняюсь за много букв. Сам устал уже на трети, но решил дописать. Надо такое делать в видео.
В этой статье я покажу процесс создания реальных объектов через последовательное фотографирование, моделлинг, 3Д печать, отливку в металле.
Помимо 3Д аспектов, которые составляют основу проекта, я считаю важным подсветить и смежные части работы. Мне кажется, это поможет многим увидеть связь между сугубо профессиональными навыками, и навыками побочными.
Если вам интересно только 3Д - ориентируйтесь по картинкам, и читайте нужные абзацы.
Если вам понравится такой подход к написанию статей - отметьте статью реакцией, это поможет мне понять что информация ценна. Спасибо.
Проект случился, и был исполнен, летом-осенью 2023 года, так что информация относительно актуальная. Моим непосредственным клиентом на проекте был скульптор-архитектор Нижнего Новгорода. Согласователями, и контролирующими лицами были: мэрия НН, администрация президента, профильные комитеты (туризм, здравоохранение) и общество слепых. Изначальный запрос от клиента был в стиле «нарисуй нам 3Д модели», без деталей. В процессе переговоров я уже выяснил что речь идет именно о переносе реальных объектов городской архитектуры в макеты, для установки близ оригиналов, для того чтобы туризм инвалидов по зрению, или слабовидящих людей был более качественным (когда гид говорит «перед вами красивая церковь» - слепому человеку сложно понять детали. Тактильные объекты помогают получить хоть какую-то информацию). Понимание цели работы я считаю одной из важнейших на этапе переговоров. Вот пример итога, который мы получали:
Уточнив вводные данные, я понял для себя задачу, и определил какой результат я должен выдать клиенту. озвучил ему, и получив согласие ушел на несколько часов на просчет сроков и цены.
Точную цену за проект я тут называть не буду, тк не до конца знаю фин. отношения других участников процесса, не хочу кого-то подставить. Скажу что речь идет о шестизначной сумме, близко к середине диапазона.
В сухом остатке задачей было сделать 3Д модели 11-ти объектов в Нижнем Новгороде, для их последующей передачи в 3Д печать. Тематикой 9-ти объектов были здания, и еще двумя были памятники (по ним сырое 3Д получали 3Д сканом, реально проще, и готовили отдельные смежники). Масштаб итоговых моделей не определен окончательно. Такие моменты я себе фиксировал, но они до времени терпели.
Получив устное «Да» на старт проекта, я набросал договор, отправил его на согласование юристам клиента, а сам начал поиски фотографа в НН (я сам из Питера, а лететь для такой задачи в регион проекта не хотелось).
Кстати, уже после исполнения заказа я понял что фотографий хватало для построения модели через облако точек, что позволило бы исполнителям меньше думать о пропорциях и механически набрать форму моделей. Но - все мы сильны задним умом. Вот пример того как бы это было: (сделал тесты уже позже)
Важно! Риски того что клиент может начать морозиться и дело не дойдет до договора и оплаты я взял на себя. Меня редко кидают. Вообще так лучше не делать, или быть готовыми что вы заплатите вашему субподрядчику из своего кармана.(«Клиент мне не заплатил, поэтому и я тебе не заплачу» - плохая стратегия). Исполнитель нашелся быстро, тк задача была не сложная, а оплата нормальной. Передал ТЗ на фотографирование исполнителю, перевел аванс и вернулся к клиенту. Он к тому времени уже согласовал договор, и перекинул деньги на РС моего ИП.
(Сразу отвечая на вопрос «Нужен ли ИП в ежедневной работе?». До 200 тыс в мес. или до исполнения в основном гос. заказов - нет. Самозанятого хватает за глаза. Редкие проекты где нужно - можно провести через любое дружественное ИП. А вот работать «В черную» рекомендую забывать с самого начала. Если ваша прибыль съедается налогами - вы что-то не так делаете).
Пока делали фотографии (почти 5 рд), я прописал ТЗ на моделлинг под 3Д печать по всем 9-ти объектам. В основу ТЗ легли мои познания о моделях под 3Д печать, пожелания клиента по модификации объектов (чуть ниже покажу), и несколько пожеланий от тех печатников, с кем меня на данный момент познакомили. Вот выжимка ключевых требований:
- минимальный размер детали модели - 1 мм. (Это самый спорный момент, тк напомню что итоговый масштаб объектов определен очень приблизительно)
- геометрия фасадов и геометрия декора/элементов на фасаде должны быть замкнутыми мешами (но могут пересекаться)
- при моделировании стараемся определить пропорции перекрестно со многих ракурсов, тк здания по многим десятков метров, и искажения очень большие
- творческое упрощение модели для соответствия безопасности итогового объекта (яркий пример - кресты на церквях, которые просто пропали с макетов. Это очень некрасиво с точки зрения эстетики, но иначе это травмы)
Пример ниже:
К ТЗ я приложил пример по одному фасаду, одного из зданий, которое сделал сам. Такие примеры очень наглядно объясняют логику построения модели (а еще всем лень читать ТЗ, все любят картинки) Пример ниже:
Далее я кинул клич среди дружественных визуализаторов/моделлеров, и предложил им отмоделировать все объекты. Почему именно так? Общие сроки по проекту не позволяли делать все одному, да и если честно, в моделлинге таких простых объектов не нахожу вызова. Плюс - это мне выгоднее по деньгам. И вот почему:
Представим, что сумма за моделлинг по договору 400 000 рублей. С моими навыками я буду делать 1 объект 2-3 дня. Плюс промежуточные согласования, плюс что-то неучтенное.
Итого Это 1 мес. плотной работы и 400 тыс дохода.
Делегируя я отдаю примерно половину дохода субподрядчикам, но сроки исполнения сокращаются до 1-1.5 недель. Я оставляю себе плотной работы на неделю, а остальное это администрирование, которое я люблю, и которое вяло занимает меня месяца два с загрузкой 1-2 часа в неделю.
Итого с делегированием я трачу неделю на доделки за исполнителями, и дня два-три, в сумме, в течении пары месяцев на админку. Доход же составляет 200 тыс. Не всем такой формат подойдет, но у меня получается интереснее чем все самому исполнять.
Исполнители на все объекты нашлись в течении дня-двух. Пользуясь случаем - все молодцы. Хоть я вам уже это и говорил, не грех повторить.
Напомню что все работали на основе ТЗ, и вороха фото, примерно таких:
Примерно в это время я поучаствовал в первом сеансе ВКС, где увидел достаточно много сумбура среди участников проекта, и понял что в части 3Д процессов, очередности работ, ответственности, все очень сильно плавают. Это нормально, так как наши клиенты чаще всего не компетентны в процессе получения результата. Это надо учитывать.
Видя такое во время всей конференции, к моменту моего выступления я уже принял решение замкнуть на себя задачи по 3Д и смежникам, и в выступлении четко проговорил очередность своих работ, необходимые сроки, данные которые необходимы к началу каждого из этапов. По результату сильно расслабил всех присутствующих, так как они поняли что за 3Д часть (хотя бы на словах) можно не переживать, вот Олег, он шарит. Поэтому на меня замкнули еще пару смежных видов работ (а это доп. работы и оплата), и я к своей выгоде предложил взять оформление промежуточных этапов в 3Д графике (делал это из своего интереса, чтобы этими промежуточными согласованиями закреплять объемы работ, и защищать себя от переделок дальше(гос. сектор, и работающие в нем, очень ответственно относятся к согласованиям, тк там все стенографируется и протоколируется)).
По мере получения от субчиков данных я их проверял, принимал или давал правки. Важно понимать что я понимаю что справятся на 5 только 2-3 из 9-ти человек. Основная масса отработает на 3-4, но это нормально. Поэтому я закладывал примерно неделю на правки именно моделей. Примерно так все и вышло. Те части работы что позволяли уже дооформлять 3Д модель под требования печатников, я сразу финалил, и отправлял на тестовую печать. Вот пара примеров:
Что то печаталось нормально, где-то вместе думали как внести правки и сделать нормально. Старайтесь взаимодействовать со смежниками. Одно дело делаем.
Очень важно проверять свою работу как можно раньше, пытаться получить результат. Тогда не будет мучительно больно, если подход был не верным, а дни работы потеряны (никто не платит за то что вы работаете, платят за выданный вами результат).
Тут я уже по каждому объекту понимал каких он будет габаритов, тк общий размер объекта напрямую влиял на размер деталей, а там были требования по минимальному размеру детали (чтоб пропечаталось)
На основе сырого 3Д полученного от моих субчиков я делал макеты будущих объектов и выкладывал их на скетчфабе, тк людям далеким от 3Д (мои согласователи из мира гос. аппарата) крутилка на сайте это самая понятная форма презентации объекта. Вот пример:
По крутилкам часть согласователей давала правки, в силу своих компетенций.
Кстати, даже бесплатной учетки на Фабе хватает для размещения моделей по большинству проектов. Единственная проблема - приватность. Это только на платном. Добавлял туда немного инфографики, и параллельно согласовывал решения по тумбам, табличкам, шрифтам Брайля. (Это как раз та смежная мелочевка которую я оттянул на себя. Работы там было не много, допами по договору я плюсанул еще примерно +50: от суммы основного договора)
Примеры доп. работ, которых не было в изначальном договоре, они оформлялись доп. соглашениями:
Многие процессы тут шли параллельно, но общую последовательность действий в повествовании я стараюсь не нарушать.
К печати были привлечены несколько компаний. Что интересно, в деталях требования к моделям отличались достаточно сильно, а иногда противоречили друг-другу, так что на этом проекте я понял что единых железных рамок подготовки 3Д под печать нет. Творчество, в чистом виде. С одним из печатников мы вообще договорились что я отдаю ему сырое 3Д, и он сам уже допиливает под себя, а я ему оплачиваю, ибо там попался совсем уже старовер. Но в основной массе объемы работы попали в то, что я себе закладывал в теории. Модели множились и печатались. Пара примеров:
Одним из важных моментов печати является возможная смена исполнителя. В моем случае это произошло по двум объектам (печатник не выдержал пресса проекта). Как следствие - у нового были другие возможности по области печати, и мне пришлось менять разбивку объекта по кускам. А их много как раз было на тех объектах.
По части 3д, самым сложным было сохранять единый подход к исполнению моделей, который позволял при необходимости вносить правки, и делать это быстро. Модели не то чтобы сложные, но громоздкие. Вот пара примеров:
Остальные части работы, помимо зданий, были сильно проще. Допами были исполнены тумбы под объекты, которые отличались от объекта к объекту. Но там скорее бюрократическая возня, по 3д там примитив. Покажу на примере готового:
Помимо тумб по каждому объекту исполнялись еще детальные фрагменты. Бралась какая то знаковая часть с фасада, и выносилась на тумбу. Брали медальоны, изразцы, и т.д. По 3д это было так же разработкой 3д модели под печать. Пара примеров уже готовых изделий:
Еще важный момент. На этапе близком к окончанию работы над моделями, мой клиент заметил сильные диспропорции по двум из 9-ти объектов. Как назло, это были церкви, где куча деталей, и при правках все ехало. Это было неприятно, но ожидаемо.
Тут я разделяю вину между нами 50 на 50 процентов. Почему это произошло? У клиента своих задач по проекту куча, и все 3д он отдал мне, в том числе и контроль. Но одно дело я, который принимает 9 моделей по общему подобию и похожести, и другое дело глаз архитектора-скульптора, который диспропорцию видит за милю.
Ему до поры до времени было удобно что я полностью вел 3д, а я принял такой риск, что работал над деталями проектов, которые он согласовал походя.
Ситуация была ожидаемой, но крови мы друг-другу попили. Проблема в том что это случилось уже близко к горящим срокам, и все нервничали. В общем - сами виноваты. Не делайте так.
Идите от общего к частному, и согласовывайтесь так часто - как можете. Да - многим страшно показывать промежуточную работу - но это всегда лучшее решение. Тк исправлять ошибки в материале, не важно скульптура это или квартира с ремонтом - всегда дороже. Плюс сроки.
По смежным работам я комментировать ничего не могу. Скажу лишь что все работали с погружением, и на отлично. Потому думаю проект и случился в срок. Все отливалось, монтировалось, строилось, своим чередом:
По итогу проект прошел все необходимые экспертизы:
В Нижнем стало интереснее смотреть на достопримечательности, общественность и пресса приняли проект тепло.
Мне, в свою очередь, приятно прикладывать к такому руку.
Уже не первый раз убеждаюсь что наша работа это много больше чем молча кликать мышкой. И развивать себя нужно во многих направлениях. Да, все это про 3Д, но не только про 3Д.
Всем спасибо за внимание. Еще раз простите за стену текста.
Если полезно, дайте знать. Обсудить, задать вопросы, можно в комментах. Обнял.