Фриланс и порядок

Не совсем урок, скорее "твик", личный опыт. В основном для начинающих фрилансеров. Хотя для работающих в студиях тоже будет полезно.

Я уже очень давно работаю фрилансером, больше 10 лет, причём часть времени был дизайнером наружной рекламы, логотипов, а там много небольших работ, поэтому сейчас количество выполненных заказов уже исчисляется сотнями, а файлов десятками тысяч. Естественно, что нужно в них как-то ориентироваться когда требуется найти что-то в архиве для продолжения старой работы. И для этого я постепенно разработал систему организации названий. Которой и хочу поделится. 

Главное, что нужно знать это принцип сортировки в Windows (для Apple, подозреваю, он схож). Это позволит создать удобную иерархию, где важное сверху и не смешано с менее важным

Верхними ставятся спецсимволы. Например "_", "=", "("

Чуть ниже по приоритету цифры. Но есть нюанс. 0 будет выше 1, но 01 будет выше 1. А также между 1 и 2 может влезть 11. Хотя и не всегда. Поэтому лучше сразу называть 000, а не 0. Тогда как минимум до 999 работ (что маловероятно), никакой путаницы не будет.

Дальше латинские буквы по алфавиту и потом кириллица. Кириллицей советую не пользоваться вообще. Вам может быть так проще, но знайте - в случае проблем с файлами, когда их придётся спасать после форматирования или сбоя, шанс спасти файлы с латинскими буквами в названии намного выше. Да и просто найти их в куче других спасённых выше. Так что лучше немного помучатся и привыкнуть, чем потом делать заново работу. Мне спасало нервы несколько раз.

1 уровень. Нужно создать папки с именами заказчиков. Вспомнить по заказчику проще, чем по конкретному заказу. В название папки можно добавить его ник, если заказчик общается по интернету.

Не смешивайте папки с отдельными случайными заказами и заказчиками, которые заказывают постоянно. Иначе в итоге будет слишком много папок на одном уровне. Лучше создайте папку для "мелочи" и назовите её "000", например. Там и храните. Если вдруг заказчик станет постоянным, можно вытащить его папку выше. И да, внутри этой 000, нужно разбивать по именам заказчиков.

Приоритетным заказчикам рекомендую в название папки поставить цифру и тогда его папка будет выше. 

2 уровень. Отдельные заказы заказчика. Они могут быть серийными, как например в случае с номерами журналов, а могут разрозненными, как у визуализатора для дизайнера или вывесок для фирмы. В первом случае просто нумеруем их соответствующе.

3a4a4adbe3ebe95769de539598133678.jpg

Во втором лучше называть по адресам объектов или другой конкретике. Если вы моделлер, то можно разбить на логические группы - "tables", "beds", "lights"... Это удобнее, чем искать объекты сразу по именам.

3 уровень. Тут должны лежать папки с референсами (т.е. информацией для работы) и рабочие файлы. Поэтому в простом случае для референсов создаём папку "references" или просто "ref". Если в разных работах часто используются одни и те же файлы (у 2dшников это обычно называется "темплеты", у 3dшников "текстуры" и "модели"), то их лучше хранить где-то отдельно, закидывая в рабочую папку только конкретные файлы. И лучше всего их закидывать в специальную папку "Temp" (от temporary - временные), чтобы потом смело её почистить.

У меня сейчас основная работа это моделинг автомобилей. У них бывают модификации, нередко приходится их делать, поэтому фотографии автомобилей я храню в отдельной папке, где они разбиты по фирмам, а внутри по моделям. Ещё ниже бывает папки "interior", "tire", "logotype".

У 2дшников обычно этим всё и заканчивается и можно не создавать дополнительных папок, а вот для 3д система должна быть чуть сложнее. 

4 уровень. Я создаю две папки - "modelmap" и "render". В первой хранятся модели и текстуры. Во второй рендеры. Создавать отдельную папку для текстур не рекомендую - это только удлиняет пути. А когда текстуры хранятся с моделями, то 3dsmax их легко находит и подгружает даже если макс переустанавливался.

В 3д могут быть разные подходы. Простые работы ограничиваются одним файлом. Сложные сцены нужно собирать из нескольких и сохранять разные версии. Поэтому даже тут нужна система. Вот тут рассмотрим мою папку modelmap для работы на Татрой-603

8a01bc5f0438727d3b96f489144c0179.jpg

Первые два файла это стандартные для всех работ по машинам. Поэтому они подняты на верхний уровень. В первой сцене рендерится модель в сером материале. Во втором в студии для моего каталога.

Дальше рендер-сцены для номера. В названии файла первым идёт код. В данном случае это код журнала. ALS - "АвтоЛегенды СССР и Соцстран". Также у меня есть AL (когда соцстраны ещё не включили в серию) и PWC (Полицейский машины мира - Police World Cars)

Теоретически можно было бы код и не ставить. Папка то уже поименована. Но дело в том, что я дополнительно храню в облаке самые важные файлы и с такой разбивкой они там не путаются. Особенно если одна машина используется для разных журналов. 

Далее номер самого номера журнала.  

В скобках версия файла. Он не стоит первым, потому что если вдруг потребуется скинуть файлы из разных проектов вместе, то они перемешаются. (000) означает, что самая первая, там рендерю тестовые кадры, которые используются для подборки фона. Они одинаковы для всех номеров. Далее можно увидеть (010). Там уже финальные кадры. Почему не 001? Потому что теоретически возможна ситуация, что тестовая сцена изменится. И вот она будет 001. А 010 удобно и видно, что это уже совсем другой уровень. Если мне понадобится сделать сцену с чуть другими настройками, то она будет 011, 012. Бывает редко, но иногда финальные фоны меняются и такую сцену с совсем другими настройками нумерую как 020 (030, 040). Поэтому сразу вижу версии.

И только теперь идёт название машины. Если бы оно стояло первым, то в общей куче архива файлы бы рассортировались по именам и сложно было бы искать. По именам, при необходимости, можно найти и через "поиск".

Для журнала нужны 4 кадра. Обложка (First page), вид сбоку на вторую страниц (second page), центральный разворот (Central page) и ещё вид сзади (back view). Он не всегда на одной и той же странице, поэтому просто back. (Или правильнее rear, но главное чтобы вам было понятно, хоть транскрипцией zadniy vid )) Уточнение какой именно кадр ставлю последним. Ниже есть ещё один максовский файл. Это сама модель. Поэтому перед ALs cтоит буква m - model. Цифра в скобочках означает версию файла. Я регулярно сохраняю модель в новый файл с приращением номера. Старые версии отправляются в папку old

Саму модель не закидываю в рендер-сцены, а использую xRef Scene. Это позволяет при поправках модели вносить их сразу во все сцены и не мучаться с выставлением исправленной модели, особенно когда требуется отрендерить исправленную зону регионом.

Текстуры и векторые чертежи навалены кучей, но это не проблема, так как всегда можно включить сортировку по типам файлов.

Если работаю над интерьерными сценами, то всё аналогично. В начале ставлю код заказа. Например фамилия заказчика Петров, код может быть PTRV. Далее версия файла и адрес. Получится PTRV (000) Lenina 10. Отдельные файлы моделей мебели называю по их собственным названиям, но тоже добавляю номер.

И последнее - папка render. В целом она похожа, но есть нюансы

800ef2bdbac9221d930b97b6b346ce99.jpg

Тут можно видеть номера (000) и (010) как и с рендер-сценами. Что также позволяет по одному названию понять, какой это рендер - предварительный или финальный. Дополнительно в папке есть и файлы с названием modelling - это рендеры в сером для проверки геометрии. В конце их названия есть 0 или 1. Это потому, что рендерю два вида (спереди и сзади). Так всегда, поэтому достаточно 2-х цифр. В название дополнительно введен "_". Это чтобы рендеры лежали отдельными группами, в том числе в папке-портфолио.

Выше можно видеть две папки. В первой, названной 2000 я храню рендеры разрешением 2000х1500 и весом до 1 мб. Это для выкладывания в галереях и вконтакте/фейсбуке, а также на сайте собирателей моделей, где такие ограничения. В папке tif, соответственно те же файлы, но со слоями, в том числе большого разрешения. Можно, конечно, хранить и вместе, но это неудобно для быстрого поиска и в режиме отображения превью не видно какое расширение, поэтому можно случайно схватить тяжёлый tif, вместо нужного jpeg.

Вроде всё. Надеюсь кому-нибудь будет полезно )

фриланссортировкафайлы

Комментарии (52)

0
nikolart
мне )
+4
domovoynafany
Да, здравый смысл привел меня к примерно такой же структуре.
+3
-NiK-
Позволю себе немножко дополнить.
Макс находит текстуры не только если они рядом с открываемой сценой, но и если они вложены в папку, например Maps. Во вложенных папках внутри Maps тоже успешно ищет.
+2
nailgun
как я и написал это просто удлиняет пути. Поэтому особого смысла в ней нет. Разве что текстур очень много
+8
-NiK-
Я лишь напомнил читателям где 3дмакс может еще найти текстуры даже без путей. Может кто-то не знает.
А смысл каждый для себя найдет сам.

И еще.
На мой взгляд для архитектурных проектов (да и не только) на 2 уровне необходим префикс в виде даты в формате 2017.01.25. Этот префикс несет в себе сразу две функции: сортировка и поиск. Да, вы можете не помнить день когда вы взяли проект, но вы можете помнить год.

Я сюда не поспорить пришел :) просто добавляю информацию по вашей теме. Для читателей. Не для вас лично :)
+2
nailgun
хорошо )

ИМХО, но потребность в дате взятия заказа никогда не испытывал. К тому же дата есть в данных самой папки в виндовс. Архитектурные проекты часто очень долго тянутся и перекрываются с несколькими другими, поэтому и знание года не особо важно. Для меня достаточно адреса и можно добавить название проекта, если есть.
0
KSABA
В папке Maps будет искать только в том случае, если она прописана в "Configure User Paths".
+1
-NiK-
Не очень понял, что вы имеете в виду.
Папка Maps не должна быть прописана ни в File I/O ни в External Files. Причем имя этой папки тоже не имеет значения. 3дмакс (по крайней мере мой 2016) ищет в любой вложенной папке рядом со сценой.

Это конечно же не значит, что надо забивать на правильные пути :)
0
KSABA
Незнаю как у Вас но, у меня при установке макса уже были прописаны некоторые папки .http://prntscr.com/e3wh5u 
0
-NiK-
Ну разумеется, это ведь стандартные папки макса. Он наивно предполагает что вы будете хранить мапы в его папке :) Это тут ни при чем. Туда можно напихать пути с мапами от всяких эвермоушнов.

А речь шла про любую папку соседствующую с любой сценой. Просто логично её называть maps если в ней карты :)
0
mr.spoilt
Нет, макс ищет в корневом каталоге файла сцены и во всех вложенных, единственное, я не помню максимальную глубину вложенности (если она вообще есть).
0
gorbunkov
просто и доступно,спасибо)
0
CgForge
Спасибо.
0
iolanta989
Примерно раз в пол года удаляю самые старые проекты, это на мой взгляд рационально, т.к. во первых скил растёт и велика вероятность, что те проекты которые вы делали пол года назад, сейчас у вас получится выполнить лучше. Во вторых, места очень сильно нехватает, один проект может весить 6-7 гб, например в последний раз при переустановке винды, я удалил 700 гб старых проектов. Думаю выходом из этой ситуации может быть работа с облачными хранилищами. В связи с этим вопрос: кто-нибудь пробовал в облаке хранить? Посоветуйте, что лучше по ценам и какой объём.
+2
-NiK-
Дешевле свой NAS купить. Что я и сделал. Но еще дешевле чем nas и облако... обычный локальный ЖД :) Именно облачный функционал он вам зачем? Просто интересно.

Удалять проекты это очень сурово. Гигабайты нынче не очень дорогие. Облегчить вес старых проектов можно разными способами, у вас что сами сцены по 6ГБ весят?
0
iolanta989
Ну и сцены тоже много весят, если сохранять с к примеру 3 версии сцены по 1,5 гб, то получится уже 3,5, но в основном текстуры и скачанные модели. Но я сам виноват что ленюсь их удалять сразу, а потом уже нет времени возвращаться к старому проекту.
+2
nailgun
чтобы сцены не были такими огромными, можно разбивать с помощью xRef (в новых версиях есть контейнеры)
Я обычно разбивал по комнатам и подключал по надобности. В итоге в рендер-сцене только камеры и свет. Но приходится держать два макса открытым - в одном редактируется геометрия, во втором рендерится.
Как вариант держать в рендер-сцене только одну комнату, а соседние выгрузить. Можно отдельно выгружать какие-то отработанные части, которые не нужно редактировать - растения, элементы мебели.
0
lauder
дешевле оплатить Dropbox и в комплекте получить синхронизацию и доступ к файлам из любого места, например если срочно надо отправить файл, а в руках только смартфон
0
-NiK-
Вы правы.
NAS и облако вещи разные. У каждого есть свои преимущества и недостатки. Они друг друга не совсем заменяют.
+3
nailgun
я храню на Яндекс-диске. Но не все файлы, а самые важные. Сами модели машин + самодельные текстуры. Рендеры тоже лежат, но только финальные jpeg, без tif со слоями.

Старые проекты не удаляю, а архивирую. На DVD и старых жёстких, которые начинают работать со сбоями. Лучше на нескольких, для надёжности. Даже если проект старый и рендер страшный, то геометрия из него то всё равно может пригодится. Например если обратился старый заказчик.

Чтобы экономить вес, можно включать compress on save. Это тормозит открывание-сохранение, зато вес сильно уменьшает. Но можно и не пользовать, просто архивировать в RAR/ZIP старые файлы. Раз в 10 примерно жмёт максовские.

Ну и как писал, лучше не закидывать текстуры из сборников в рабочую папку, а хранить отдельно, где они могут подгружаться для разных проектов.
0
Fenrisulven
Все проекты и библиотеки храню в облаке яндекса. Место у них сравнительно недорого стоит, пару терабайт в месяц совсем не накладно. На рабочем компе только актуальные файлы, по необходимости подтаскиваю что-нибудь. Не паришься за сохранность и есть доступ с любого утюга. Перед отгрузкой в облако коллектором собирается всё нужное, остальное удаляется. Хранить единственный экземпляр нужной информации на своём жестком опасно. Это правда.
0
MastaMan
Сделайте урок по рендеру авто ;)
+3
nailgun
Зачем повторяться? http://threed-art.com/index.php%3Find%3Dreviews%26op%3Dentry_view%26iden%3D29 
У меня, конечно, есть свои нюансы, но не принципиальные
0
MastaMan
У вас работы круче, не прибедняйтесь ;)
+2
nailgun
но принципы то те же. Т.е. даже если я напишу урок, он получится очень похожим. А баланс яркости/гаммы, который по сути решает всё, подбирается по опыту, почти "на глазок". Т.е. без этого опыта повторить не получится
+1
Uraken
попытаемся применить систему с моими тремя заказчиками ))
0
nailgun
у меня последнее время практически один заказчик. Но зато много отдельных работ, поэтому систем всё равно нужна
0
Uraken
один из заказчиков тоже да, кстати, с разветвленными задачам. Но у меня своя система, попроще
0
D.D.Daria
Спасибо. Для меня это было полезным.
+1
kotikmarsyuta
а я подписываю папку с заказом "ФИО и телефон" и порой с адресом, потому что я, руководитель и менеджер из салона материалов называем его по разному) я по фамилии в основном, а руководитель почему-то по названию улицы или пригорода, которые потом путает с фамилией...
+1
Blew
Хороший материал. Пользуюсь подобной системой. Помогает как минимум в том что ты сам себя систематизируешь по полочкам. Спасибо!
+1
booka80
Тема в тему! Как раз бардак начал разгребать со словами "Разберу и впредь буду делать все правильно" И как раз тема, ка делать правильно ))) Спасибо!
+3
Fenrisulven
Ещё можно сделать bat-файл со стандартным набором папок, вроде этого https://yadi.sk/d/EeiyL0vP3B3kqe 
0
Slimba
Веду учёт работ в виде "2016-10-Название проекта", но идея с идентификатором заказчика в названии очень неплоха.
+1
nailgun
код заказчика или работы позволяет просто по названию файла ориентироваться, даже без превью. А вот зачем дату заказа писать вообще не могу понять. Какая с этого польза?
0
Slimba
Дело привычки, наверное. Решение об организации рабочего процесса было принято в 2009 году, когда уже стало не хватать только памяти для понимания картины текущих проектов, тогда это показалось неплохой идеей - использовать дату старта в качестве идентификации.

А в целом папка проекта выглядит как:
!3dsmax - здесь впоследствии архив сцены хранится, с текстурами и вспомогательными файлами, типа прокси, хреф и т.п.
!sketchup - геометрия проекта, обычно мы в работе используем именно скетчап в качестве программы архитектурного моделирования
исходники - все, что связано с ТЗ
чертежи - непосредственно чертежи
обсуждение - тестовые рендеры
альбом - собственно альбом, финалки, маски
Если что-то уникальное, добавляется еще папка под это - Прочее
0
nailgun
даты просто для сортировки по порядку? Просто получается, что актуальные проекты внизу, а удобнее когда сверху. Хотя можно включить обратную сортировку, конечно
+1
Slimba
Так и есть, сортировка по Дате, удобно весьма, причем, если приходится вернуться к каким-либо правкам, то самый последний исправленный проект всегда вверху. Но, опять же, это я привык так и мне удобно, хотя, по сути, не особо важно, как именно навести порядок, главное, чтобы он был, так как если в проектах каша, то работать совершенно невозможно)
0
пек
спасибо =) пользуюсь очень схожей системой для себя
0
mdva
Просто сочувствую, что остался в этой специальности уже теперь.
+1
orion27
Есть смысл все таки первой сделать папку года. При наступлении нового года актуальные проекты копируются в нее, год прошлый остается ждать своей участи, а позапрошлый просто архивируется и уносится на блюрей или еще куда, и с винта грохается. Иначе винт получается захламлен старой неактуальной инфой.
0
nailgun
Проекты по интерьерам/архитектуре часто длятся долго. Бывало, что по несколько лет. То заказчик думает долго, то просто деньги кончаются и стройка останавливается. Поэтому архивирую уже то, что точно закончено. Хотя бывало, что и их продолжать приходится. Мои модели машин нередко используются в новых номерах целиком или частично. С отечественными, с их высокой унификацией, часто использую детали от "старых" моделей. Да и с иностранных то шины, то зеркала (примерно похожие), то ещё чего "свинчу". Поэтому мне лично вообще неудобно как-то по годам разбивать. Да и не вспомню я в каком конкретно году что делал ).
Впрочем модели машин занимают мало места, 20-30 мб на всё. Больше хайрезные рендеры, фотографии и HDRi

Поэтому по мне так нужно архивировать по мере накопления/готовности, а не раз в год. А лучше и актуальные проекты копировать куда-нибудь на жёсткий, раз в месяц примерно. Самые главные рабочие файлы можно кидать в облако раз в несколько дней
0
orion27
Это да, зависит от того сколько у тебя актуальных проектов в месяц, у меня от силы 2-3, так что я их просто копирую в новый год, старый-то все равно лежит рядом, но там я уже ничего не изменяю, а позапрошый год - пакую и отправляю на полку. Если проект за год не потребовался, вероятность того, что он потребуется очень мала.
0
nailgun
ну если так, то текущему году вообще не нужна своя папка. Это лишнее. Можно папке с прошлым годом дописать "_" спереди, чтобы она поднялась вверх и не запуталась в текущих. А папки прошлых лет, по сути, аналог папки Archive

Я подобным образом фотографии дочки храню. Там есть папки с прошедшими годами и папки с месяцами на том же уровне. Когда год заканчивается, просто создаю его папку и закидываю все "месяцы" в него. Если иметь папку с названием текущего года и постоянно в неё лазить за актуальными работами/фотографиями, то это получается лишние клики и всё.
+1
evdokimov2209
добавлю что пользуюсь тотал командером. намного больше возможностей для работы с файлами, чем в обычном проводнике.
0
space_solutions
Спасибо!
0
SpLine_85
Спасибо работаю по такой же системе уже много лет_ и этому действительно нужно учиться и заставлять себя это все делать и не лениться, порядок на компе - порядок в голове и в файле аналогично тоже надо работать по слоям и функциональности моделей внутри слоя, всем добра!
0
voverrr
Заметил ли кто-нибудь для себя какие-то особенности работы с гуглдрайвом-яндексдиском-дропбоксом и прочими мегами? По роду работы приходится хранить файлы на гуглдиске, чтобы к ним был доступ и с работы и из дома и у коллег тоже.
Какие кто встречал неудобства при такой системме?
0
nailgun
у яндекс-диска есть неудобство, что имена непонятные. На дропбоксе в адресе название файла и при желании можно дать ссылку на файл, которого ещё нет (например вечером, чтобы утром не вставать ради этого).
Хотя в Яндекс-диск можно сделать файл-пустышку с нужным именем ради ссылки и потом заменить.
0
voverrr
Вот яндекс-диск, как по мне, самый удобный. Имена кириллицей воспринимает, расширения не переименовывает.
Дропбокс, при скачивании оттуда русскоязычных файлов, все кириллические буквы превращает в нижние подчёркивания. Получаем что-то типа ___ _ ____.dxf

Гуглодиск иногда переименовывает неизвестные по его мнению расширения файлов. В моём любимом солиде расширения типа .sldprt, .slddrw, /sldasm etc так они их все бомбит в .doc и потом хватаешься за голову и распознаёшь пару десятков файлов по именам и артикулам.
А за яндексом такой пакости не замечено.
Но в гугле есть таблицы, которые становятся всё удобнее и удобнее. В яндексе тоже есть, но не такие.
0
Zom6ie
сам обожаю системность.
экономит огромное количество времени всегда!
+3
KirOks
А мне удобно хранить по годам)) и так приятно начинать новый год- как с чистого листа. Тоже за 10 лет накопилось много работ.)