Как правильно использовать архитектурный ордер?
Magomed Mirzaev 4031

       Друзья, я большой поклонник классической архитектуры, поэтому решил сделать небольшую заметку для любителей античных колонн, карнизов и портиков.

       Сразу скажу, что я не читал множество книг и трудов древних мастеров архитектуры, а только пару книг советских архитекторов, ссылающихся на труды архитектора эпохи Возрождения Виньолы, который в свою очередь ссылается на труды древних римлян, которые ссылаются на греков… и почерпнул из них основные правила и нормы получения по настоящему красивой классики.

       Для начала первая вступительная картинка, на ней показаны все разновидности ордеров и наименование основных частей. Без этих базовых названий и терминов сложно будет обойтись.

       К слову: (извиняюсь за тавтологию) слово «ордер» происходит от французского слова «ordre» что означает порядок, предписание, приказ.

       Так вот. Ниже приведены 7 основных правил (или несоблюдения их - самых распространенных ошибок) для тех, кто решил использовать архитектурный ордер в своем проекте (иллюстрации представлены в виде простых геометрических форм, кубов и цилиндров, иначе - масс).

       1. Правило несвешиваемости

       Правило это состоит в том, что верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних. Другими словами, антаблемент (если точнее - архитрав) не должен выступать за пределы проекции несущего ствола колонны, либо “недоупираться” на него. Так же и стул пьедестала не должен быть шире или уже базы колонны. Карнизные выступы и капители не несут никакой нагрузки и не являются конструктивными элементами, в то время как расширения элементов книзу (базы) неприкосновенны. Они подразумевают собой прочность и устойчивость.

       2. Соотношение частей ордера (пьедестала, колонны и антаблемента)

       Это основное правило. Решил сделать его вторым пунктом, просто потому что правило несвешиваемости не соблюдается чаще всего и “лучше” всех портит вид.

       Соотношение главных частей ордеров такое: антаблемент составляет 1/4 высоты колонны, пьедестал 1/3. Нижний диаметр (здесь имеется в виду при учете утонения колонны, о нем написано ниже) тосканской колонны равен 1/7 высоты колонны, диаметр дорической колонны – 1/8, ионической – 1/9 и коринфской и композитной – 1/10.

       Соотношения же частей антаблемента (архитрава, фриза и карниза) для каждого ордера различаются. В редких случаях допустимо увеличивать высоту антаблемента за счет увеличения фриза, и уменьшать высоту пьедестала, но никак не наоборот. Кстати, триглифы и модульоны, зубчики, кронштейны – все эти элементы подразумевают собой балки перекрытия, которые опираются на архитрав – несущую балку на колоннах.

       Карниз в свою очередь делится на поддерживающую (карнизную плиту), свешивающуюся и венчающую части. Карнизная плита имеет при себе маленькую выемку – слезник (от слова “слеза”), назначение которого преградить путь стекающей дождевой воде.

       Напоминаю, эти соотношения даны Виньолой. А есть еще Палладио, Скамоцци и другие маэстро архитектуры, у которых эти соотношения отличаются, так что... фантазируйте и одновременно придерживайтесь норм)

       3. Утонение (энтазис) колонн и пилястр

       Любые колонны должны быть с утонением, т.е. с дугообразным уменьшением диаметра кверху, подобно деревьям, либо опорным столбам, прогнувшимся от нагрузки. Оно начинается с 1/3 высоты колонны и составляет обычно 1/6 диаметра. Пилястры могут и не утоняться, есть примеры как с утонением, так и без.

       Необычный принцип построения: берём воображаемую тонкую гибкую металлическую линейку, приставляем нижний конец к низу ствола, верхний соответственно к верху, дополнительно имея точку опоры на 1/3 высоты, и легким нажимом смещаем верхний конец вовнутрь колонны, тем самым получаем плавную “припухлую” кривую (на иллюстрации в фиолетовом цвете).

       4. Величина уклона крыши фронтона

       Стандартный “греческий” уклон – 15 градусов, “римский” - 22,5. Эти числа определены с помощью графического приема. Впрочем, я считаю допустимым уклон от 12 до 30 градусов, но больше – это уже чересчур.

       Сопряжение фронтона портика с основной крышей делается так, чтобы при фронтоне венчающая часть карниза отделялась и тоже шла под углом, по подобию водосточного желоба кровли.

       5. Правило профилирования

       Основной смысл правила профилирования заключается в том, чтобы не повторять рядом частей, совершенно схожих по форме и размерам. Другими словами, главные элементы чередуются с второстепенными или широкие с узкими, и в то же время прямолинейные элементы чередуются с криволинейными. Станет более понятно, если взглянуть, к примеру на сопряжение колонны и пьедестала коринфского ордера.

       Существует множество элементов профилей: выпуклые, вогнутые, криволинейные, прямолинейные, гуськи, каблучки, валики… я и сам не помню всех этих наименований, но иметь в виду это нужно. Это правило пригодится тому, кто решил придумать свой тип карниза или базы с множеством профилей.

       6. Правила ордерной суперпозиции и соосности колонн и проемов

       При расположении ордеров друг над другом применяется правило ордерной суперпозиции, следующим образом сформулированное Андреа Палладио:

       “Ордера располагаются в зданиях в таком порядке, чтобы наиболее массивный был в самом низу, так как он более всех будет способен выносить тяжесть и послужит более надежным основанием постройки. Поэтому дорический ордер всегда должен быть под ионическим, ионический под коринфским, коринфский под сложным… При желании можно исключить один из ордеров и, например, поставить коринфский непосредственно на дорический, с тем… чтобы более массивный непременно находился внизу”.

       А правило соосности говорит о том, что колонны верхних этажей должны быть только под колоннами нижних, строго по одной оси. Таким же образом должны располагаться и проемы, т.е. окна, балконы и др. Всем известный пример – Колизей (посередине).

       7. Общие правила, рекомендации и советы

       * Любой архитектурный фасад должен состоять из четного числа колонн, т.е. 2, 4, 6 и т.д. Конечно есть редкие исключения, например Палладио пренебрег этим в Палаццо Порто-Бреганце (там всего 3 колонны), или к примеру некоторые храмы древней Греции имели нечетное кол-во колонн (спасибо tor323 :). В общем, будьте аккуратны, просмотрите еще раз вдохновляющую вас архитектуру и делайте свой выбор)

       * Каждая колонна должна нести смысловую нагрузку. Колонна, не несущая никакой нагрузки – лишняя, так же, как и антаблемент без колонны полная чепуха.

       * Какой ордер использовать? Зависит от назначения проектируемого здания.

       К примеру, в мелких постройках, таких как баня, забор или беседка в саду можно использовать тосканский ордер (простота).

       Дорический (сила, мужество), например, в зданиях правительственных, суда или еще чего-нибудь в этом духе (если как бы не планируются всяческие украшения фасада и требуется подчеркнуть строгость).

       Ионический (изящность, нежность, грациозность) в музеях, театрах. Планирую применить его вместе с кариатидами (как атлант, только девушка)) в фасаде торгового здания с бутиками женской одежды, почему бы и нет.

       Коринфский ордер (величие, торжественность, богатство) самый популярный, потому что он использован во всех известнейших соборах и храмах.

       Композитный (роскошь, статус), как я понял, использовался для элитных жилых домов.

       * Каждый ордер можно представить в виде простейших геометрических форм – масс (как на иллюстрации ко второму правилу). После облегченного построения фасада в массах можно смело перейти к деталям. Исходными данными для построения могут быть высота этажа, шаг несущих колонн, расположение проемов.

       * Колонны можно исполнить по-разному: отдельно стоящие, полуколонны (выпирают из плоскости стены на половину), трёхчетвертные (выпирают из плоскости стены на 3/4 диаметра), отдельно стоящие с пилястрами (пилястра это полоса прямоугольного сечения, выпирающая из плоскости стены обычно на 1/5 – 1/6 ее ширины. Ордерная колоннада, т.е. отдельно стоящие колонны с антаблементом (как в Казанском соборе в Петербурге) как правило, бывает без пьедестала. Можно также применить ордерную аркаду, или аркаду поставить на колонны. Красиво также смотрятся на фасаде раскрепованные ордера. Есть еще вариант использования колоссальных (на 2-3 этажа) ордеров и мелких, стоящих рядом, служащих для обрамления окон, балконов, лоджий. Выступы в виде балконов поддерживаются кронштейнами.

       ~ отступление от правил

       “Наконец, можно вносить свои собственные отступления и изменения, основываясь на своем индивидуальном художественном чутье, но делать что-либо несознательно, необоснованно, наобум, как случайно вышло, конечно, никогда не следует.”

       P.S. Кидаю ссылки на модели ордеров. Можно с привязками создать боксы и цилиндры для получения масс.

Тосканский https://3ddd.ru/3dmodels/show/tuscan_order_vignola

Дорический https://3ddd.ru/3dmodels/show/doric_order_vignola_3

Ионический https://3ddd.ru/3dmodels/show/ionic_order_vignola_1

Ионический (храм Эрехтейона) https://3ddd.ru/3dmodels/show/ionic_order_erechtheion

Коринфский https://3ddd.ru/3dmodels/show/corinthian_order_vignola_3

Композитный (по Палладио) https://3ddd.ru/3dmodels/show/composite_order_palladio

А книжки про архитектуру старых времен в формате PDF можно скачать тут https://yadi.sk/d/GxHJ-WRwwgE2EA

Всем спасибо за внимание, надеюсь информация будет полезной и найдет выражение в ваших архитектурных творениях :)

ордер, архитектура, рим, греция, правила, колонна, карниз, капитель

Комментарии (42)

+32
s_e_r
Как будто вернулся на 15 лет в прошлое на пару по истории архитектуры ;-)
+2
grol69
И я Серега вернулся туда же... даже в тот же кабинет) 15 лет....
0
Magomed Mirzaev
Что интересно, я промышленное и гражданское строительство закончил)
+8
Блин вспомнил 1 курс !
+3
VictoriaCh2303
О да! У меня еще даже в папках со всяким хламом из института валяется лист испорченый из этого курсового, т.к. у меня рапидограф потек с тушью, пришлось переделывать почти завершенный лист. И это был единственный курсак, который делала два раза... еехх, было дело =)
+1
Generasim
Ох и намучился я с коринфским ордером на 1 курсе.
Всё изучи, потом карандашом на миллиметровке вычерти, утверди, затем на планшет переведи, 10 раз проверь, а потом не дай Бог, чтобы туш потекла с рапитографа, либо волосинка зацепилась...
Но тогда я не знал, что впереди ещё 5 лет всяческих курсовых работ в каждом семестре, при чём по нескольким предметам одновременно.

А кошмарные сны после университета о том, что начался 6 курс после защиты дипломки, либо завтра защита, а у меня ничего нет и я ничего не понимаю... Первые 5 лет после окончания университета снились часто.
0
Magomed Mirzaev
А я всегда мечтал нарисовать коринфскую капитель, руки не дошли до сих пор)
+1
EpMak
Спасибо!
+1
Alexscape
Очень полезно, спасибо! Даже архитектору не грех вернуться к повторению азов
0
Magomed Mirzaev
Точно) в ордерах всё основано на силе тяжести, но в наше время такое проектируют, что людям тех времен и не снилось)
+1
Gr.Vlad
Хороший посыл! Автору спасибо!
+1
Spirif
Класс, люблю эти штуки! Греки вообще крутые ребята, столько придумали, там салаты всякие, кашу даже в их честь назвали))0)))00

(Пы.сы. статью было очень приятно читать, спасибо автору :3 )
0
Magomed Mirzaev
И вам спасибо))
+2
grdesigner
Тоже люблю классическую архитектуру, но лишь в рамках памятников и гос. учреждений. Но не когда в интерьере многоквартирного дома просят че нить изобразить в этом духе.

Ваша статья отлично дополняется книгами, которые приложили. Даже и критиковать нечего, все по делу, кому хочется большего идут на ядик.
0
Magomed Mirzaev
Даа, меня тоже классика в интерьере совсем не интересует, за исключением высоких и просторных помещений)
+2
Magomed Mirzaev
Спасибо за отзывы друзья, рад стараться :))
+2
Uraken
Бесполезная статья )) кто знает - тот знает, а те кто лепил оракдекор на весь фасад на все деньги - тот и будет лепить.
+4
Magomed Mirzaev
А я думаю найдутся те, кто намотает на ус эту статью)
+2
tor323
Кстати в Парфеноне так же не чётное число колонн, 17шт
0
Magomed Mirzaev
Хорошо замечено! Но всё таки это по боковому фасаду) на главном восемь)
+2
tor323
Там да, а в дорическом храме Геры в Посейдонии 9Х18, 9с фасада, дело в том что во внутреннем помещении храма входная группа была из трёх колонн и имела два входа, внутри кстати помещение делала по оси колоннада из 7 колонн), где то по моему среди храмов есть и семиколонник, но не суть, не считал бы чётность правилом, материал ваш очень полезен тому кого интересует архитектура античная и её каноны пропорций, кстати можете добавить в свой материал ещё такую интересную вещь как искусственное искажение архитекторами геометрии наклона колонн фронтона и антаблемента , для лучшего восприятия угла перспективы, энтазис кстати тоже попытка уйти от оптического обмана, очень продвинутые на то время решения, надо отдать должное, но конечно для 3д это не проблема)
+1
Magomed Mirzaev
Наверно вы правы, я в слишком строгом тоне написал о четности, завтра дополню статью, спасибо! :) просто это очень редко встречается, греция и рим сильно отличаются временем) а про искажение читал давно, это и вправду необычно! Наверняка в этом есть еще и моменты философии) мое уважение к вам :))
+1
tor323
Говорят что ещё египтяне прибегали к такому, попытка минимизировать искажение с определённых ракурсов зрения, греки практиковали это даже на огромных скульптурах и надписях многострочных , нужна была гармония с определённого вида и соотношения ордера тоже подбирались исходя из этого, антаблемент старались увеличить так чтоб при взгляде снизу он не терял сильно гармоничных пропорций, тогда человек видел что то изящное и гармоничное даже не зная что для этого было сделано, какая то я бы сказал философия восприятия зрения человека, наверное что то похожее на то когда мы видим красивую архитектуру или тот же дизайн в сермате но он чем то нас притягяивет....и за частую не понятно чем....просто он гармоничный и "глаз отдыхает",
Спасибо ещё раз за статью и модели)
+1
Magomed Mirzaev
ух.. честно говоря, вот насчет скульптур, то что верхню часть тела увеличивают мне не совсем нравится) всё думаю как было бы если по реальным размерам сделать, хотя может я просто мало статуй повидал и мало опыта. А насчет философии восприятия, такой причиной притяжения может быть и внутреннее состояние души автора..ну это уже другой вопрос :D и вам спасибо)
+1
tor323
Это об очень больших статуях))
+1
z-zebra
Премного благодарностей автору! Сказать ,что полезно это ничего не сказать! Четко и по делу, как в шпоргалке. Даже ностальгия накатила. Первый курс, ионический ордер храма Ники в Афинах. Сплошные сопряжения, рейсфедер, рапидограф и китайская тушь брусочком.....Слезы мешают говорить)))))..... Урок сохранила себе,можно в книжках не копаться когда спорная ситуация, а тут все есть. Спасибо!
0
Magomed Mirzaev
Спасибо большое =))) вызвать такие искренние эмоции - это честь для меня)))
+1
niga2323
Отличная статья! Спасибо)
+1
Magomed Mirzaev
И вашы работы шикарные, особенно последняя ;))
+1
niga2323
Спасибо) надеюсь она не последняя :))
0
Magomed Mirzaev
:D будем надеяться)))
+1
korobkov.pro
Спасибо! Всегда полезно повторить.
+1
nick_lad
Отличный посыл в борьбе с мракобесием в "классике"!!!
+1
#Pers#
Хотелось бы добавить, что принципы Архитектуры используются
и в живописи, и в скульптуре, и в дизайне.
0
Magomed Mirzaev
Не, ну это само собой, эти правила же глобальные, чисто ордер как правильно построить) а где именно применить это вы решаете)
0
Зондер
Конечно, хорошо еще раз окунуться в историю архитектуры, но видеть подобные чертежи и надписи от руки - глазам больно.
Что касается "правил", то они не работают по сути и не являются обязательными. Потому, что понятие красоты и уравновешенности очень хорошо сопрягаются с логикой. К примеру, такой элемент как кронштейн, который прямой потомок капителей, обычно четко игнорит "правило" несвешиваемости. http://w.archodessa.com/tags/pamyatnik-arhitektury-nacionalno/ 
Это правило по сути и не может быть им, т.к. греки и римляне так же не следовали другим, более древним "правилам", египетским. Капитель египетской колонны обычно не была завершением, а имела кубообразное продолжение, на которое и происходило опирание несущей конструкции. Т.е. капитель выделялась за счет отрыва от балок и являла собой образ самостоятельной архитектурной стилизованной скульптуры, раскрывшегося цветка (лотоса, к примеру), фонтанчика воды... https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D1%8B%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BD%20%D0%B2%20%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B5&source=related-duck&from=tabbar 

Правило "утонения"? Как этому правилу следовали "любые" пилястры? Полуколонны - да, автоматически, т.к. являются по сути частью колонн. Но при чем тут пилястры прямоугольного сечения??

"Общие правила, рекомендации, советы" - вообще песня. Автор, по-моему, Вы берете на себя то, в чем смыслите не просто поверхностно, но еще и примитивно. Одно только упоминание применения ордера в хозпостройках чего стоят.
0
Magomed Mirzaev
Когда лично сам от руки нарисовал - лучше запомнил. Да и мне так больше нравится, подумал так будет приятнее глазу, чем если бы я просто картинки с интернета вставил.

Кронштейн я думаю не в роли капители выступает по смыслу, а в роли поддерживающей части как модульон в карнизе.

И в египетской архитектуре соблюдается правило несвешиваемости, все правильно, антаблемент (балка) четко опирается на колонну, а не на выступы капители. У египтян отрывается капитель от балки, а у греков и римлян нет, это особенность стиля. Не вижу тут противоречия.

Про пилястры поправлю. Действительно, есть и без утонения примеры, посмотрел фото храмов Европы, но есть и с утонением, для примера Казанский соборhttps://pbs.twimg.com/media/EJ8_UtxWsAIie9a.jpg  и Палаццо Вальмаранаhttps://cf.ppt-online.org/files1/slide/h/h18suozNC9I5jeAKdy0qx6rfvOZ42RtUDQ3wnVPSF/slide-17.jpg 

Со словом "сарай" я перегнул конечно) но что мешает использовать ордер в небольших постройках? Кроме этого что именно вам не понравилось в части отступлений?
0
Зондер
В египетской архитектуре правило несвешиваемости практически отсутствует, за исключением того, что было создано в эпоху римского влияния. Римляне стали упрощать конструкцию и получили эту самую несвешиваемость. Они и рады бы получить "свешиваемость", но древние технологиии это не сильно допускали. По итогу получили то, что получилось.

Тем не менее, ионический ордер по сути являлся решением для избежания несвешиваемости, т.к. имеет продольное решение в плане, с ориентацией вдоль балок. Недаром имеется модифицированная угловая капитель с вывернутой волютой, чтобы продолжение вдоль перпендикулярного антаблемента имело эстетический смысл.

В ряде ситуаций "несвешиваемость" современных архитектурных решений выглядит глупо и эстетически, и тектонически, тем более, если учитывать фальш-технологии изготовления декоративных элементов. Особенно удручающе выглядят ничего не поддерживающие зрительно, приклеенные к стене пилястры и полуколонны.

Несвешиваемость хороша там, где идет развитие, а не остановка ордера, к примеру на внешнем углу, где идет развитие профильной композиции выше капители (Ваше профилирование).

Что может не нравиться в части отступлений? Это защищающая оговорка все равно не снимает вопросы, возникающие при чтении поста, но спасибо за адекватный диалог.
0
Magomed Mirzaev
Возможно вы правы, вы копаете глубоко, я если честно не вдавался в такие подробности. Этот пост больше ориентирован на начинающих, для тех, кому нравятся такие классические фасады, и они не изучив ничего про ордера берутся за дело.
Основной задачей пункта про правило несвешиваемости является устранение подобного налезания антаблемента на капитель https://mir-s3-cdn-cf.behance.net/project_modules/max_1200/1f0f9c35223071.56eeca9e70371.jpg https://st.renderu.com/art/167503  https://i.ytimg.com/vi/i9maBXeF_k0/maxresdefault.jpg  https://i.pinimg.com/originals/50/65/14/506514fceb6a2349102f6d93b610ffc6.jpg  https://www.evastroy.ru/images/projects/1583133524-443459865.jpg 
Здесь в галерее тоже такое часто встречается
+1
Зондер
По ссылке пример глупейшего использования классического ордера.
+1
Максим.Л.
Молоток!
0
Magomed Mirzaev
спасибо)