Друзья, я большой поклонник классической архитектуры, поэтому решил сделать небольшую заметку для любителей античных колонн, карнизов и портиков.
Сразу скажу, что я не читал множество книг и трудов древних мастеров архитектуры, а только пару книг советских архитекторов, ссылающихся на труды архитектора эпохи Возрождения Виньолы, который в свою очередь ссылается на труды древних римлян, которые ссылаются на греков… и почерпнул из них основные правила и нормы получения по настоящему красивой классики.
Для начала первая вступительная картинка, на ней показаны все разновидности ордеров и наименование основных частей. Без этих базовых названий и терминов сложно будет обойтись.
К слову: (извиняюсь за тавтологию) слово «ордер» происходит от французского слова «ordre» что означает порядок, предписание, приказ.
Так вот. Ниже приведены 7 основных правил (или несоблюдения их - самых распространенных ошибок) для тех, кто решил использовать архитектурный ордер в своем проекте (иллюстрации представлены в виде простых геометрических форм, кубов и цилиндров, иначе - масс).
1. Правило несвешиваемости
Правило это состоит в том, что верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних. Другими словами, антаблемент (если точнее - архитрав) не должен выступать за пределы проекции несущего ствола колонны, либо “недоупираться” на него. Так же и стул пьедестала не должен быть шире или уже базы колонны. Карнизные выступы и капители не несут никакой нагрузки и не являются конструктивными элементами, в то время как расширения элементов книзу (базы) неприкосновенны. Они подразумевают собой прочность и устойчивость.
2. Соотношение частей ордера (пьедестала, колонны и антаблемента)
Это основное правило. Решил сделать его вторым пунктом, просто потому что правило несвешиваемости не соблюдается чаще всего и “лучше” всех портит вид.
Соотношение главных частей ордеров такое: антаблемент составляет 1/4 высоты колонны, пьедестал 1/3. Нижний диаметр (здесь имеется в виду при учете утонения колонны, о нем написано ниже) тосканской колонны равен 1/7 высоты колонны, диаметр дорической колонны – 1/8, ионической – 1/9 и коринфской и композитной – 1/10.
Соотношения же частей антаблемента (архитрава, фриза и карниза) для каждого ордера различаются. В редких случаях допустимо увеличивать высоту антаблемента за счет увеличения фриза, и уменьшать высоту пьедестала, но никак не наоборот. Кстати, триглифы и модульоны, зубчики, кронштейны – все эти элементы подразумевают собой балки перекрытия, которые опираются на архитрав – несущую балку на колоннах.
Карниз в свою очередь делится на поддерживающую (карнизную плиту), свешивающуюся и венчающую части. Карнизная плита имеет при себе маленькую выемку – слезник (от слова “слеза”), назначение которого преградить путь стекающей дождевой воде.
Напоминаю, эти соотношения даны Виньолой. А есть еще Палладио, Скамоцци и другие маэстро архитектуры, у которых эти соотношения отличаются, так что... фантазируйте и одновременно придерживайтесь норм)
3. Утонение (энтазис) колонн и пилястр
Любые колонны должны быть с утонением, т.е. с дугообразным уменьшением диаметра кверху, подобно деревьям, либо опорным столбам, прогнувшимся от нагрузки. Оно начинается с 1/3 высоты колонны и составляет обычно 1/6 диаметра. Пилястры могут и не утоняться, есть примеры как с утонением, так и без.
Необычный принцип построения: берём воображаемую тонкую гибкую металлическую линейку, приставляем нижний конец к низу ствола, верхний соответственно к верху, дополнительно имея точку опоры на 1/3 высоты, и легким нажимом смещаем верхний конец вовнутрь колонны, тем самым получаем плавную “припухлую” кривую (на иллюстрации в фиолетовом цвете).
4. Величина уклона крыши фронтона
Стандартный “греческий” уклон – 15 градусов, “римский” - 22,5. Эти числа определены с помощью графического приема. Впрочем, я считаю допустимым уклон от 12 до 30 градусов, но больше – это уже чересчур.
Сопряжение фронтона портика с основной крышей делается так, чтобы при фронтоне венчающая часть карниза отделялась и тоже шла под углом, по подобию водосточного желоба кровли.
5. Правило профилирования
Основной смысл правила профилирования заключается в том, чтобы не повторять рядом частей, совершенно схожих по форме и размерам. Другими словами, главные элементы чередуются с второстепенными или широкие с узкими, и в то же время прямолинейные элементы чередуются с криволинейными. Станет более понятно, если взглянуть, к примеру на сопряжение колонны и пьедестала коринфского ордера.
Существует множество элементов профилей: выпуклые, вогнутые, криволинейные, прямолинейные, гуськи, каблучки, валики… я и сам не помню всех этих наименований, но иметь в виду это нужно. Это правило пригодится тому, кто решил придумать свой тип карниза или базы с множеством профилей.
6. Правила ордерной суперпозиции и соосности колонн и проемов
При расположении ордеров друг над другом применяется правило ордерной суперпозиции, следующим образом сформулированное Андреа Палладио:
“Ордера располагаются в зданиях в таком порядке, чтобы наиболее массивный был в самом низу, так как он более всех будет способен выносить тяжесть и послужит более надежным основанием постройки. Поэтому дорический ордер всегда должен быть под ионическим, ионический под коринфским, коринфский под сложным… При желании можно исключить один из ордеров и, например, поставить коринфский непосредственно на дорический, с тем… чтобы более массивный непременно находился внизу”.
А правило соосности говорит о том, что колонны верхних этажей должны быть только под колоннами нижних, строго по одной оси. Таким же образом должны располагаться и проемы, т.е. окна, балконы и др. Всем известный пример – Колизей (посередине).
7. Общие правила, рекомендации и советы
* Любой архитектурный фасад должен состоять из четного числа колонн, т.е. 2, 4, 6 и т.д. Конечно есть редкие исключения, например Палладио пренебрег этим в Палаццо Порто-Бреганце (там всего 3 колонны), или к примеру некоторые храмы древней Греции имели нечетное кол-во колонн (спасибо tor323 :). В общем, будьте аккуратны, просмотрите еще раз вдохновляющую вас архитектуру и делайте свой выбор)
* Каждая колонна должна нести смысловую нагрузку. Колонна, не несущая никакой нагрузки – лишняя, так же, как и антаблемент без колонны полная чепуха.
* Какой ордер использовать? Зависит от назначения проектируемого здания.
К примеру, в мелких постройках, таких как баня, забор или беседка в саду можно использовать тосканский ордер (простота).
Дорический (сила, мужество), например, в зданиях правительственных, суда или еще чего-нибудь в этом духе (если как бы не планируются всяческие украшения фасада и требуется подчеркнуть строгость).
Ионический (изящность, нежность, грациозность) в музеях, театрах. Планирую применить его вместе с кариатидами (как атлант, только девушка)) в фасаде торгового здания с бутиками женской одежды, почему бы и нет.
Коринфский ордер (величие, торжественность, богатство) самый популярный, потому что он использован во всех известнейших соборах и храмах.
Композитный (роскошь, статус), как я понял, использовался для элитных жилых домов.
* Каждый ордер можно представить в виде простейших геометрических форм – масс (как на иллюстрации ко второму правилу). После облегченного построения фасада в массах можно смело перейти к деталям. Исходными данными для построения могут быть высота этажа, шаг несущих колонн, расположение проемов.
* Колонны можно исполнить по-разному: отдельно стоящие, полуколонны (выпирают из плоскости стены на половину), трёхчетвертные (выпирают из плоскости стены на 3/4 диаметра), отдельно стоящие с пилястрами (пилястра это полоса прямоугольного сечения, выпирающая из плоскости стены обычно на 1/5 – 1/6 ее ширины. Ордерная колоннада, т.е. отдельно стоящие колонны с антаблементом (как в Казанском соборе в Петербурге) как правило, бывает без пьедестала. Можно также применить ордерную аркаду, или аркаду поставить на колонны. Красиво также смотрятся на фасаде раскрепованные ордера. Есть еще вариант использования колоссальных (на 2-3 этажа) ордеров и мелких, стоящих рядом, служащих для обрамления окон, балконов, лоджий. Выступы в виде балконов поддерживаются кронштейнами.
~ отступление от правил
“Наконец, можно вносить свои собственные отступления и изменения, основываясь на своем индивидуальном художественном чутье, но делать что-либо несознательно, необоснованно, наобум, как случайно вышло, конечно, никогда не следует.”
P.S. Кидаю ссылки на модели ордеров. Можно с привязками создать боксы и цилиндры для получения масс.
Тосканскийhttps://3ddd.ru/3dmodels/show/tuscan_order_vignola_column
Дорическийhttps://3ddd.ru/3dmodels/show/doric_order_vignola_column
Ионический https://3ddd.ru/3dmodels/show/ionic_order_vignola_column
Ионический (по Скамоцци)https://3ddd.ru/3dmodels/show/ionic_order_scamozzi_column
Ионический (храм Эрехтейона)https://3ddd.ru/3dmodels/show/ionic_order_erechtheion_column
Коринфскийhttps://3ddd.ru/3dmodels/show/corinthian_order_vignola_column
Композитный (по Палладио)https://3ddd.ru/3dmodels/show/composite_order_palladio_column
А книжки про архитектуру старых времен в формате PDF можно скачать тут https://yadi.sk/d/GxHJ-WRwwgE2EA
Всем спасибо за внимание, надеюсь информация будет полезной и найдет выражение в ваших архитектурных творениях :)