В данной статье я проведу авторский композиционный анализ сюжета «Девушка из Дании» фотограф Энни Лейбовиц. Во время подготовки статьи я хотел формально отписаться о различных вариантах применения золотого сечения, динамической симметрии, но в итоге я проведу композиционный анализ одной работы. Почему я назвал этот анализ "авторским", да потому, что я не уверен в том что мои мысли совпадут с мнением создателя фотографии. Я всегда усмехаюсь, когда искусствоведы, при анализе произведения искусства начинают свое повествование со слов - "автор хотел сказать", да откуда такая уверенность в том что хотел сказать автор...?
Стандартный подход к композиционному анализу, а именно правило третей и золотое сечение не дали особого понимания композиционного замысла. Так называемые «горячие точки» не дают никакой информации, за которую можно зацепиться. Да герои располагаются в «правильных» местах, ну и что?
Золотое сечение
Правило третей
Конечно историю можно притянуть за «уши» — «натурщик» позирует художнику, если выделить четверти. Где малая четверть фиксирует завязку сюжета — излишне сосредоточенный взгляд позирующего, так обычно бывает, когда натурщик позирует в первый раз. Ну и большая четверть непосредственно композиционное раскрытие сюжета, где фиксируется процесс работы самого художника. Как-то слабовато…
Очевидно что надо искать другой подход. Тогда я решил поиграть с диагональными взаимодействиями и поискать динамическую симметрию в композиции.Поскольку «европейская цивилизация» приучена к чтению слева на право, то мы, по привычке, рассматриваем художественные произведения слева на право. Свои диагонали я запустил так же от левых углов. И тут уже стало что-то «вырисовываться». Второй «отскок» повторил линию движения кисти во рту художника и мне показалось это уже не случайным.
Но теперь горизонтальные линии золотого сечения никак не взаимодействуют с диагоналями и я решил их немного раздвинуть до взаимного пересечения. Это привело к смещению зрительных центров по вертикали и одна из них попала точно в сердце «натурщика», а вторая пошла по краю подиума.Совпадение такого уровня — кисть, подиум, сердце, это уже не случайность.
Композиция по горизонтали разделилась на три равных части. Получилось гибридное решение — горизонтали выстроились согласно правила третей, а вертикали согласно золотого сечения, что подтверждает тезис — правила придуманы что бы их нарушать.
Золотое сечение, диагональный анализ
Дальнейшая диагональная разбивка и корректировка линий золотого сечения, привела меня к следующей композиционной схеме.
Золотое сечение, диагональный анализ
Ну а дальше все выстроилось в четкую симметричную систему из ромбов, прямоугольников и треугольников. Во всех комбинациях композиция стала равновесной и стала четко читаться динамическая симметрия.
Золотое сечение, диагональный анализ
Анализ прямоугольной сетки и выделение основных сюжетных прямоугольников, задают композиции четкий ритм, положение фигур в кадре становятся более обоснованными.
Золотое сечение, прямоугольная разбивка
Золотое сечение, прямоугольная разбивка
Тональный анализ, так же подчеркивает четкую динамическую симметрию, к которой прибегнул автор фотографии.
Золотое сечение, тональный анализ
Золотое сечение, тональный анализ
Не менее интересно работа начинает читаться при гексагональной сетке.
Золотое сечение, гексагональная сетка
Первичный сюжет. Первый гексагон это завязка. Второй гексагон это композиционное развитие сюжета, объясняющее что происходит вообще.
А сейчас пойдет искусствоведческий бред
Философское раскрытие сюжета заключено в других частях — две половины гексагона, расположенные в нижней и верхней частях работы.Натурщик сидит на подиуме и он вот вот возвысился на простой жизнью и станет частью чего-то большего. Свидетельства его «приземленной» натуры — ботинки и таз для ног.
Голова художника наоборот, как у всех творческих людей (о боже… какое клише) — витает в облаках, взгляд опущен и сосредоточен на творческом процессе.
Данный подтекст — возвышенного и приземленного, поддержан так же и в прямоугольной разбивке изображения.
Но при чем здесь собака? Да ни причем. Иногда банан, это просто банан, а собака просто визуально уравновешивает композиционное решение основного сюжета. Вместо собаки могло быть что-то другое, но этот предмет находился бы в том же самом месте и был бы светлым по тону, но искусствоведы те ещё выдумщики и думаю они смогут дать сюжетное обоснование наличия собаки в композиции
Что могу посоветовать начинающим для изучения композиции?
Узнать все о Золотом сечении
Узнать все о Формальной композиции (Пропедевтика. Основы композиции)
Узнать все о Динамической симметрии
Узнать все о базовых принципах Гештальтпсихологии, ту часть где изучаются процессы психологии восприятия.
Далее уже можно пробовать анализировать работы, которые вас «цепляют» и применять результаты анализа в своей практике. В текучке конечно не встроить сложную композицию, на это просто нет времени, но никто не мешает «запилить» один ракурс по всем правилам в свободное от работы время.
Для текучки
Композицию можно построить так, чтобы главный объект в изображении находился в пересечении хотя бы с одной из горячих точек (зрительные центры).
Можно работать с "четвертями", взяв одну из точек за композиционный центр, выстраивая композицию по четвертям
Для удобства можно воспользоваться вот этим скриптом , который наносит сетку золотого сечения (и другие фигуры) прямо во вьюпорте 3ds max. На стриме "Камера и композиция кадра" , при помощи этого скрипта, я провожу анализ работ известных CG студий и CG художников (MIR, Bertrand Benoit), в работах которых отчетливо прослеживается использование правил золотого сечения. Так же делюсь своими опытом в выборе и установке ракурсов виртуальной камеры.