Композиция кадра

В данной статье я проведу авторский композиционный анализ сюжета «Девушка из Дании» фотограф Энни Лейбовиц. Во время подготовки статьи я хотел формально отписаться о различных вариантах применения золотого сечения, динамической симметрии, но в итоге я проведу композиционный анализ одной работы. Почему я назвал этот анализ "авторским", да потому, что я не уверен в том что мои мысли совпадут с мнением создателя фотографии. Я всегда усмехаюсь, когда искусствоведы, при анализе произведения искусства начинают свое повествование со слов - "автор хотел сказать", да откуда такая уверенность в том что хотел сказать автор...?

 

Стандартный подход к композиционному анализу, а именно правило третей и золотое сечение не дали особого понимания композиционного замысла. Так называемые «горячие точки» не дают никакой информации, за которую можно зацепиться. Да герои располагаются в «правильных» местах, ну и что?

Золотое сечение

Правило третей

Конечно историю можно притянуть за «уши» — «натурщик» позирует художнику, если выделить четверти. Где малая четверть фиксирует завязку сюжета — излишне сосредоточенный взгляд позирующего, так обычно бывает, когда натурщик позирует в первый раз. Ну и большая четверть непосредственно композиционное раскрытие сюжета, где фиксируется процесс работы самого художника. Как-то слабовато…

Очевидно что надо искать другой подход. Тогда я решил поиграть с диагональными взаимодействиями и поискать динамическую симметрию в композиции.Поскольку «европейская цивилизация» приучена к чтению слева на право, то мы, по привычке, рассматриваем художественные произведения слева на право. Свои диагонали я запустил так же от левых углов. И тут уже стало что-то «вырисовываться». Второй «отскок» повторил линию движения кисти во рту художника и мне показалось это уже не случайным.

Но теперь горизонтальные линии золотого сечения никак не взаимодействуют с диагоналями и я решил их немного раздвинуть до взаимного пересечения. Это привело к смещению зрительных центров по вертикали и одна из них попала точно в сердце «натурщика», а вторая пошла по краю подиума.Совпадение такого уровня — кисть, подиум, сердце, это уже не случайность.

Композиция по горизонтали разделилась на три равных части. Получилось гибридное решение — горизонтали выстроились согласно правила третей, а вертикали согласно золотого сечения, что подтверждает тезис — правила придуманы что бы их нарушать.

Золотое сечение, диагональный анализ

Дальнейшая диагональная разбивка и корректировка линий золотого сечения, привела меня к следующей композиционной схеме.

Золотое сечение, диагональный анализ

Ну а дальше все выстроилось в четкую симметричную систему из ромбов, прямоугольников и треугольников. Во всех комбинациях композиция стала равновесной и стала четко читаться динамическая симметрия.

Золотое сечение, диагональный анализ

Анализ прямоугольной сетки и выделение основных сюжетных прямоугольников, задают композиции четкий ритм, положение фигур в кадре становятся более обоснованными.

Золотое сечение, прямоугольная разбивка

Золотое сечение, прямоугольная разбивка

Тональный анализ, так же подчеркивает четкую динамическую симметрию, к которой прибегнул автор фотографии.

Золотое сечение, тональный анализ

Золотое сечение, тональный анализ

Не менее интересно работа начинает читаться при гексагональной сетке.

Золотое сечение, гексагональная сетка

Первичный сюжет. Первый гексагон это завязка. Второй гексагон это композиционное развитие сюжета, объясняющее что происходит вообще.

А сейчас пойдет искусствоведческий бред

Философское раскрытие сюжета заключено в других частях — две половины гексагона, расположенные в нижней и верхней частях работы.Натурщик сидит на подиуме и он вот вот возвысился на простой жизнью и станет частью чего-то большего. Свидетельства его «приземленной» натуры — ботинки и таз для ног.

Голова художника наоборот, как у всех творческих людей (о боже… какое клише) — витает в облаках, взгляд опущен и сосредоточен на творческом процессе.

Данный подтекст — возвышенного и приземленного, поддержан так же и в прямоугольной разбивке изображения.

Но при чем здесь собака? Да ни причем. Иногда банан, это просто банан, а собака просто визуально уравновешивает композиционное решение основного сюжета. Вместо собаки могло быть что-то другое, но этот предмет находился бы в том же самом месте и был бы светлым по тону, но искусствоведы те ещё выдумщики и думаю они смогут дать сюжетное обоснование наличия собаки в композиции

Что могу посоветовать начинающим для изучения композиции?

Узнать все о Золотом сечении

Узнать все о Формальной композиции (Пропедевтика. Основы композиции)

Узнать все о Динамической симметрии

Узнать все о базовых принципах Гештальтпсихологии, ту часть где изучаются процессы психологии восприятия.

Далее уже можно пробовать анализировать работы, которые вас «цепляют» и применять результаты анализа в своей практике. В текучке конечно не встроить сложную композицию, на это просто нет времени, но никто не мешает «запилить» один ракурс по всем правилам в свободное от работы время.

Для текучки

Композицию можно построить так, чтобы главный объект в изображении находился в пересечении хотя бы с одной из горячих точек (зрительные центры).

Можно работать с "четвертями", взяв одну из точек за композиционный центр, выстраивая композицию по четвертям

Для удобства можно воспользоваться вот этим скриптом , который наносит сетку золотого сечения (и другие фигуры) прямо во вьюпорте 3ds max. На стриме "Камера и композиция кадра" , при помощи этого скрипта, я провожу анализ работ известных CG студий и CG художников (MIR, Bertrand Benoit), в работах которых отчетливо прослеживается использование правил золотого сечения. Так же делюсь своими опытом в выборе и установке ракурсов виртуальной камеры.

USHAKOV | CG CHANNEL

композициякомпозиция кадраосновы композиции

Комментарии (51)

+36
bisow
Очень сложно. По мне - это все осталось притянутым за уши. Нужно все же не забывать, что все правила - это просто правила, которые можно нарушать ). Иначе, почему профи ими не пользуются? https://www.youtube.com/watch?v=VArISvUuyr0&t=9s 
+1
mr.spoilt
Люблю этот канал.
+1
Uraken
Archis3d все сказал за меня. )
+6
Ratchin
Правил очень много, они все построены на анализа и опыте изобразительного искусства. Грамотное построение усиливает эффект нужный автору. Человеческий мозг так устроен что всегда будет разглядывать и угадывать правила, проецировать себя и свой опыт..Все правила закончились в 20 веке после квадрата Малевича... началось бессознательное выплескивание - это эксперимент для человечества - по мне приходя на выставки приятнее и дольше рассматривать Репина, Серова, Рембранта - наслаждение для глаза больше, и мозг начинает закипать в попытках анализа... говорить что абстракция лучше и красочней и лучше подходит в интерьер...нет, ее проще вещать чтобы глаз не замечал - это простой выход
+2
Зондер
"Все правила закончились в 20 веке после квадрата Малевича"

Смешно.
0
Spirif
Спорная фигня, ведь квадрат висел в красном углу, что уже само по себе сделало его скандальной работой художника, ведь в этом месте обычно вешают иконы. Да и, по своей сути, он был актуален времени, так как художники на тот момент начинали сходить с сума в попытках сделать что-то новое, прибегая к порядкам старого, а квадрат был как символом конца и начала, пустотой на которой все заканчивается и с которой все начинается. (Более развернуто на эту тему можно прочитать в работе Томпсона "Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы")
Как итог, могу сказать что правила есть и они всегда будут актуальны, это можно сказать базовые рамки, которые надо знать, но это не означает что каждый художник захочет в них лезть, особенно опытные творцы у которых уже формируются личные взгляды и представления касательно композиции и работы с перспективой. (В этом кстати и отличие дилетанта (и профана), таланта и мастера)
0
DowJones
Глупый вопрос но интересно, в какую категорию искусства входят рендеры (интерьерная визуализация)?
+1
Maris
Это ремесло, а не искусство)
0
Зондер
Считайте, проектная графика. Вид изобразительного искусства.
+9
D_art_S
На самом деле все это очень сложно применять если ты этим не занимаешься 24\7, то есть фотографы могут искать эту геометрию на кадрах, зная все эти вещи. 3дшник же зачастую на выбор кадра тратит минут 10-15 и ставит обычно самый простой информативный кадр. За материал спасибо
+2
YanCodename
Энни Лейбовиц просто нажал на спуск 100 раз и выбрал с флешки первый понравившийся кадр,
а вы тут правил навыдумывали ;)
+1
Pavel_Ushakov
Это женщина-фотограф (фотографиня, если следовать фем трендам в русском языке) она не может "...просто нажал на спуск 100 раз..."
+1
petrovich23rus
Этот ответ прекрасен, тонко и неожиданно. Но я почему-то думал что она фотографка ) Хотя да, она слишком крута , поэтому скорее фотографиня.

ps/ никого не хотел задеть, полностью поддерживаю любую борьбу за равноправие .
+3
YanCodename
Ну хз, в 2020 женщина вполне может "нажал", в такое время живем...)
+2
TeapotChek
даже если бы это и было так, то автор показывает почему этот кадр наши мозги воспринимают как самый удачный)
+2
Nastenzka
Смотрю эти картинки и сразу вспоминаю как в институте на парах вычерчивали по логотипу Феррари такие же сетки, искали закономерности, было безумно интересно) С одной стороны посмотреть - мозг любит искать закономерности и ты нет-нет, да сам в нужном месте нарисуешь круг или линию, чтобы установить связь между элементами, а с другой - до чего же чётко всё вписывается)
+6
muchacha
О, мадонна! Где вы столько времени берете, чтобы философствовать? целую диссертацию накатал.

Хотя..., меня тоже беспокоит проблема миграции леммингов в ост-индийском побережье.
+2
Герыч
Как-то я прочитал, что люди, которые считают шаги, немножко психически ненормальные. Теперь я знаю, что считать шаги (да и что угодно) - это вообще фигня, по сравнению со сдвигами людей, которые анализируют чужие картинки)
0
Ratchin
художники интуитивно рисуют по сетке.. зритель интуитивно ищет эти сетки - все потому что мозг пытает узнать как оно работает) и т.д.
+3
grdesigner
А во второй части разбора примерим кривую фибоначчи? https://clip2net.com/clip/m43806/9a799-8cb4d6eee66f219a2fa2a57ece123d98-302kb.jpg?nocache=1 

Кстати, от Лейбовиц есть отличный мастер класс с masterclass.com https://www.masterclass.com/classes/annie-leibovitz-teaches-photography 
+13
TRAFFIC_rus
Еще с худ.училища, помню, всегда поражался таланту искусствоведов выискивать потайные философские смыслы и композиционные закономерности в любых корявых набросках художников. А у тех, как правило, ничего подобного и в мыслях не было и они потом офигевали вместе с остальными от "анализа" своих почеркушек, естественно, преисполняясь при этом гордостью за таких мудрых себя.. %))
+2
monotumba
Примерно, как с писателями и литературными критиками :)
+1
desigual
"Что имел ввиду автор, когда говорил, что небо было синее"
+2
X_N
Кто то творит, кто то анализирует. Кто творит не делает это в рамках сетки и сечений, кто анализирует не может постичь тот поток эмоций и ощущений которые руководят пером творца. Мы все в разных измерениях и обречены там находиться.
0
AndrewX
Инфа стоящая
Вот за одну только эту строчку 5 звёзд сразу:
"да откуда такая уверенность в том что хотел сказать автор...?"
+1
Yehat
Помню в школе на литературе это сильно бесило. Откуда училка знает, если автор помер до того, как её родители родились?
+9
petrovich23rus
Если ты глубоко в вопросе, то ты можешь строить сложные конструкции. Строить сложные интеллектуальные объекты в своей голове. Вернее даже , ты НЕ можешь их НЕ строить. И меня удивляет большинство комментариев в этой теме которые сводятся к : "анализатор - анализирует, а творец - творит. И не надо творцу анализа" . Хотя по моим наблюдениям, все мы сначала все-таки анализируем, а потом творим. Да, анализируем в меру способностей и уровня знания. Ну это уже кто на что учился. Кто то просто листает инстаграмм или биханс, и просто копит так сказать насмотрености , хотя что это как ни анализ, отбор удачных и неудачных решений. А кто-то пытается понять почему именно одни работы становятся шедеврами , а другие увы нет. И, большинству из нас, проще смотреть ленту инстаграмма (ну если вы там на искусство подписаны), чем подсчитывать количество мелких и крупных деталей в разных кадрах.
Если грубо, то архитектор который не может написать трактат в семи томах о том, в чем он видит смысл тех или иных архитектурных решений, не такой уж и архитектор. (хотя, все архитекторы круты и мое им почтение))
Так что завидуйте в общем молча, если у вас нет времени или знаний или смелости что-ли на подобные анализы.
Всем Мир !
-----
ps : МИР там кстати вакансии открыл. Можете почекать у них в инстаграмме. Такой шанс. Ну если у вас с композицией всё ОК конечно ))
+1
grdesigner
Я, кстати, в одном фотоклубе состою, который устраивает раз в месяц сбор, на котором обсуждают фотографии. Можешь принести свою или любую из интернетов и весь класс говорит что думает. Почти всегда раскладывают на все возможные композиции цветовые/световые, а не только где объекты расположены в кадре.

Наверняка есть подобные клубы в любом городе и не только по фото. Картины например.

Информация просто к сведению, мало ли вдруг кто захочет углубиться в эти знания.
+4
Kaiwas
при желании всё что угодно можно вписать в какое-нибудь правило )
хотя для начала подобные простецкие "правли" таки лучше знать.
+2
sten
если кадр выставлен по теории он глубоко проникает в подсознание! ))
0
AlanSesarskiy
чувак на фото, на него взгляд идет в первую очередь, чувак и собачка. Остальное все будто для окружения. И девушка с кистями она тоже часть окружения, на ней взгляд останавливается лишь на пару секунд. Главные на фото это чувак и собака.
0
AlanSesarskiy
По крайней мере для меня, я так вижу эту фотку.
0
sten
если мельком глянуть - чувак на электрическом стуле... собака охраняет чтоб не сбежал... а девушка фашистка или садистка - сейчас будет пытать... мужик в панике..._.)))
0
renderman
интересно и познавательно. Разобрать бы Купальщицу Пикассо по косточкам
+2
ProPainterX
Да вы чё тут понастрочили то? На инстинктах всё должно быть, на инстинктах! А если не дано, то хоть заразбирайся ты, не усилит воздействие твоего замысла на зрителя "грамотная" композиция кадра.
На уроках по истории искусства, когда препод начинал на меня изливать этот бред, подташнивало аж...Но чтобы сдать экзамен, пришлось в это всё погрузится. Ну сдал экзамен, согласился со всеми этими изысканиями, дальше то что? Нет этому реального применения. И не было у Репина или Серова какой то особой методологии. Простите, не сдержался)
+2
V.S.O.P.
Не согласен. Это как рыбу ловить. В теории рыбные места тебе высветят. А дальше может и просто повезти, талант если есть вместо опыта.
Фотографиня выбрала из 100 снимков. Без минимальных рамок теории (кстати не той, что в блоге) их бы за 1000 перевалило. Тяжело столько мусора разгребать А дальше уже инстинкты. Рабочий такой классический метод и к визу отчасти лишь применим- также сократить возню с композицией.
+1
ProPainterX
Конечно, хорошо, если звёзды так сошлись и талантливый человек без лишних эмоциональных порывов способен еще и к анализу своего творческого процесса. И у него время есть на эти копания. Тогда ему вообще равных не будет. Это наверное и есть гений. Но, по большей части, ремесленник-середнячок визуализатор, коим себя и считаю, зная основы композиции и более менее мат часть, выбирает более простой путь. Короче всё это страшно интересно, рад за тех кто не боится и пытается это применить.

Спасибо, что поддержали дискуссию.
+1
Rassol
Нужно смотреть на изобразительное искусство намного проще. Мне кажется, что многие явно не понимают для какой цели применяются правила композиций, типа правила третей или золотого сечения. Эти правила для того, чтобы создать гармонию и порядок в кадре, это далеко не средство для передачи или раскрытия смысла и сюжета. Смысл и сюжет передается иными способами. Но очевидно, что в данном случае речь идет об отношениях между персонажами. Очевидно, что речь идет о не разделенной любви. Она любит, а он нет. Она думает о нем, а он даже не смотрит на нее, если он и любит ее, то не насколько как она его. Фильм не смотрел, но убежден что речь так или иначе об этом. То есть, средством передачи смысла являются в этой работе такие вещи как: взгляды, эмоции, позы и т. д.
К примеру, автор задумал изобразить злую собаку. Где бы он в кадре ее не располагал по каким там правилам, если у нее нет оскала и бешеных глаз, то ни какую злую собаку он не покажет. Еще раз правила такие как: правило третей или золотое сечение – это далеко не средство, или по крайней мере, не главное средство для передачи и раскрытия сюжетов и смыслов в изобразительном искусстве, в большей степени - это средство для порядка и гармонии в кадре.
0
fartt
Очень хорошо, что всегда вначале кадр, а после него правила, схемы, искусствоведы.
Если кадр будет последним в этой цепи, то все превратится в матрицу, но в самом безликом ее проявлении.
0
ck_petya
Бесполезная статья. Естественно, это моё субъективное мнение, как и те, что выше.

Потрудился, не поленился сделать что-то, уже молодец.
0
necBTpuko
Такое обилие схем отвлекает от сути) Я думаю, что автор(ка) в первую очередь "видит кадр" не с позиции линий, различных сечений и т.д. и т.п. В первую очередь она видит просто "хороший кадр", как бы абстрактно это не звучало :) Ограничивая себя схемами однажды можно понять, что твои рендеры (ну или фото) не становятся от этого лучше, так как для разной ситуации есть свой контекст. Не могу спорить, что знание композиционных схем положительно влияет на работу в целом, но это лишь небольшая ее часть.
+1
Korleone
Коллеги, тоже провел "анализ" изображения.
https://cloud.mail.ru/public/5vnC/2xR4yJtuC 

Значит, что хочется донести. Все конечно знают, что с точки зрения банальной эрудиции лучи корреляции проходящие через композицию, генерируются в точках наибольшей флуктуации, что симбиотически следует из структурной обструкции.

И зачем автору надо было писать такую статейку тут на сайте когда вон, я все как просто объяснил.

Всякий раз забавляют такие вот заумные рассуждения. Типа вы тут все .... вон как надо строить композицию. Золотое сечение применительно композиции как по мне, настолько притянуто за уши...Всякая композиция кадра настолько ситуативна, что если применять всегда и везде сечения, то на творческий подход не останется и шанса.

Автор просто решил еще немного усложнить то, что знали древние греки.

Золотое сечение не даёт ему значит какого-то понимания...

На основании чего Вы решили "поиграть" с диагональными взаимодействиями ? Чччччза ваще взаимодействие такое О_0 ?

Динамическая симметрия композиции ?! ЗИРЬЙОЗНА ?! )))))...... Йёоооо.....маё ))) .... Поржалъ )))

Мы свидетели новой Нобелевской премии в области композиции...
+3
mick_grabanuk
Анри Картье-Брессон писал что с ужасом ждет тех дней,когда в видоискателе камеры будет готовая разметка с третями, золотым сечением и другими готовыми ходами. Тут в статье скорее анализ картинки с точки зрения машинного обучения нейросети. Кроме равномерного разбиения кадра геометрическими сетками есть еще балансы абстрактных фигур, светотени, цвета, детализации. Я тут вижу гармонию двух треугольников, поддерживаемую текстурами халата и рисунков на стене. Композицию обязательно надо учить и практиковать чтобы вывести ее на интуитивный уровень. Для начала две книжки Иттена и Лапин "Фотография как..." в бумажном виде.
0
V.S.O.P.
кадрированием зеркало сымитировано. Убираем обрезку, и сыпется композиция, несмотря на оставшееся совпадение центров, линий,сечений и т.п. https://yadi.sk/i/giO4fVDJE82-mA.  Прикольный приём.
+1
Rajah
Есть такой модный термин - "насмотренность"
В общем смысле, это умение анализировать изображение с целью увидеть в нем изьян и устранить его для более цельного воплощения идеи.
Можно много смотреть классные картины, визуализации, стоп-кадры фильмов, и понимать, что они круты, но почему они столь круты и главное - как это применять в своей работе - будет невыполнимо.
Спасибо автору за показательный анализ изображения. Это отличный навык, который развивается нудно и трудно, но качественно сказывается на результате работы.
0
kento
Я бы поменял композицию на этом кадре, передвинул бы некоторые вещи. Да, есть основные параметры, но они 100% не работают, думаю в конечно счёте надо полагаться на чувства.
0
dedora
Здесь в примере картинки много чего по-выбрасывать можно. Не говоря о том что, если придраться, угол пилона режет голову натурщика пополам. Это самая элементарная ошибка за которую два балла не отходя от кассы.Урок закончен.

Самое важное для композиции это динамика и энергетика в ней в первую очередь!! Где присутствует сюжет. Нет сюжета-нет картины. И все проходят мимо. И только в самую последнюю очередь эти схемы для анализа не для того чтобы собаку посадить под натурщиком или ботинки поставить для заполнения квадратов или ромбов золотого сечения и т.д. и т.п....
Схемы ясны и чисты как банный лист. Анализ -есть анализ. Как правила, которыми уже умелый творец пользуется на подсознательном уровне и знает как их нарушать из опыта.
Хороший урок для начинающих из версии " мы не идем в институт,-мы сами учимся" . Композиции научиться просто по урокам не реально. Скажем , как любому разговорному иностранному языку без репетитора

З.Ы. Да и потом откуда столько знающих что такое композиция вдруг объявилось только сейчас. С вырезками из газет. Welcome в галерею 3ддд!!
Ну а когда найдется время, если найдется, то прочитаю суть, о чем пишет автор. И поставлю оценку.
:-)
0
dedora
Комментарий удален
0
en5er
Можно проверить рассуждения исследователя, спросив у автора фотографии. Он единственный, кто может расставить точки над i.
0
Dastoon
del
0
Allina55
Да, так и есть. Труд, труд и ещё раз труд. Скажу честно, что я так делать ещё не умею. Такая техника для меня совсем новая и неизведанная. Очень надеюсь что у себя в Казани найду талантливого репетитора https://kzn.repetit.ru  который меня всем этим премудростям как следует научить и своими работами я так же смогу хвалиться....