Приветствую, дорогие друзья! Знаете, в чем состоит один из главных секретов художественности, реализма и гармоничности хороших рендеров? В правильном подходе к работе со светотеневым рисунком. Осознанной, максимально творческой, позволяющей буквально оживить картинку и сделать её объемной, задать плановость, выделить главное и создать нужную атмосферу.
Сегодня мы начнём учиться работать со светом так, как это делают художники классической школы. Для этого в максимально понятном и сжатом виде я дам вам всю необходимую художественную базу, и, как в художественном училище, мы будем двигаться от понимания того, что именно светотень формирует форму объектов, к созданию самых эффектных схем освещения для всех типов задач. Мы возьмём лучшее из живописи и фотографии и интегрируем это в 3D.Итак, что же такое светотень и из каких элементов она состоит.
Светотень – наблюдаемое на поверхности объекта распределение светлых и темных зон, обусловленное формой и фактурой его поверхности.Благодаря светотени человеческий глаз способен видеть форму и объем предметов на плоской картинке. Светотень выражается в виде светотеневого рисунка, который в свою очередь состоит из следующих элементов: свет, блик, полутень, собственная тень, падающая тень, рефлекс.Рассмотрим каждый элемент.
Свет – освещенный участок на объекте.
Блик – это чистый отраженный свет, является самым ярким пятном в зоне света.
Полутень – это переходная зона между светлыми и темными частями на объекте.
Собственная тень – неосвещенная сторона предмета, как следует из названия, это тень на предмете, которую создает он сам.
Падающая тень – тень, отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например, пол, стены и др.Как вы могли заметить, собственная тень неравномерна и на ней есть чуть более светлый участок – это так называемый рефлекс.
Рефлекс – это отражения на предмете от поверхности, на которой находится предмет или отражения от окружения. Это не прямой, а переотраженный свет, то есть, если посветить на теневую сторону предмета, это уже не будет являться рефлексом, это будет другой свет со своим светотеневым рисунком.
Также давайте дадим определение объему – это иллюзорная передача пространственных характеристик объекта, то есть его формы. Благодаря светотени человеческий глаз распознает объем предмета и его форму, без светотеневого рисунка любой предмет всегда будет выглядеть плоским.
РАЗЛОЖЕНИЕ НА ПРИМИТИВЫ. ОБРУБОВКА
Теперь перейдем к тому, как применить полученные знания на практике.
Художники, видя любой предмет, могут мысленно разложить его на простые формы, примитивы. Это необходимо для того, чтобы аналитически подойти к построению рисунка, а также правильно нарисовать светотень.
Рассмотрим основные понятия, которые необходимо знать, чтобы научиться раскладывать сложные формы на простые, а также разберём метод обрубовки на примере органических форм.
Главная суть метода, который я называю «простое из сложного», заключается в умении представлять сложные, многосоставные объекты, например, такие как автомобиль, человек, животные, предметы быта и т.п., в виде набора простейших примитивных форм.В полигональном редакторе такими примитивами являются куб, цилиндр, трапеция, сфера, конус, пирамида. А также все их производные – усечённые, сплющенные и вытянутые модификации.
Сталкиваясь со сложным объектом, попробуйте мысленно представить, из каких примитивов он состоит или из каких фрагментов примитивов, поскольку довольно часто мы встречаем усечённые кубы, цилиндры и т.д.
Вы можете видеть такой фрагмент на рис. 1, который является частью сферы, но светотень на нём не изменяется. Таким образом, проведя анализ какого-либо сложного объекта, можно увидеть, что он является набором таких фрагментов. На каждом отдельно взятом фрагменте светотень будет соответствовать изначальному примитиву.
Я рекомендую в повседневной жизни делать такое упражнение: раскладывать на примитивы разные предметы, которые вы видите вокруг.Начните с простого, например, с предметов быта, постепенно усложняя себе задачу, и со временем вы сможете разложить любой объект. На рис.1 изображена усечённая сфера, разделённая на доли. При этом на каждой доле светотеневой рисунок соответствует той части сферы, как если бы она и не была разделена на отдельные элементы.
Теперь давайте попробуем разложить реальные предметы на примитивы. Ниже на левом изображении вы видите группу предметов, смоделированных в упрощённом виде, для простоты понимания. На правом изображении показан пример, как можно разложить гитару и фен на цилиндры, призмы, пирамиды и прочие примитивы.
Усложним задачу и рассмотрим органический объект, в роли исследуемого будет выступать лошадь.Здесь нам мысленно необходимо упростить гибкие и обтекаемые органические формы до рубленных примитивов, однако не нужно сразу делать мелкие детали, постараемся обобщить форму. Это упрощение помогает лучше понимать зоны большого света и большой тени, однако светотень на настоящей лошади выглядит куда сложнее и замысловатее, в том числе из-за особенного шерстяного покрова. Но чтобы понять, как быть с этим обстоятельством, нам необходимо обратиться к следующей теме данного конспекта – обрубовке.
Схематиное изображение объекта (головы, туловища и т.п.), сознательно упрощённое до рубленных плоскостей, называется обрубовкой.
Такое упрощение даёт наглядное представление о том, как изменяется форма и под какими углами друг к другу расположены отдельные элементы. Обычно этот метод используется при обучении художников и скульпторов, но мы с вами возьмём его на вооружение для лучшего понимания природы светотени.
Ниже вы можете видеть пример обрубовки головы медведя. Для простоты понимания предлагаю вам представить, что у вас в руках есть очень реалистичный гипсовый бюст медвежьей головы, а также есть напильник.
Перед вами стоит следующая задача: при помощи напильника сохранить основные черты, передать углы формы, стараясь максимально сохранять узнаваемость изначального объекта. При этом форму необходимо стачивать так, чтобы получился рубленный объект с плоскими гранями.
Светотеневой рисунок сохраняет свои основные области света и тени, разница лишь в том, что изменяется количество промежуточных тонов от светлого к тёмному. Проделав такой анализ, вы намного лучше сможете понять, как распределяется свет и тень.
Более того, можно продолжить упрощать объект до уровня примитивов, и светотень будет всё ещё распределяться похожим образом.На этом этапе важно заметить, что понимание светотени является базовым знанием в визуальных искусствах и полезно для любой профессии, связанной с визуалом.
Зная, как должен ложиться свет, мы можем улучшать светотеневой рисунок, тем самым делая объект ещё более объёмным. Кроме того, мы можем работать с тональными контрастами, делая изображение более притягательным для восприятия зрителями.
Пожалуйста, напишите в комментариях, была ли моя статья полезна, поставьте лайк, чтобы я понимал, нужно ли двигаться дальше. В следующем уроке я хочу показать, как правильно работать с источниками света, используя полученные знания, а также поделюсь беспроигрышными вариантами световых схем.
Комментарии (2)
![](https://b6.3ddd.ru/media/cache/sky_user_avatar_comment/avatar/users/564506139e2f5.jpeg)
![](https://b6.3ddd.ru/media/cache/sky_user_avatar_comment/avatar/users/615fe9eaf0fd6.jpeg)