Всем привет! Я часто общаюсь с разными начинающими трехмерщиками и визуализаторами. И у меня иногда спрашивают советы по визуализации интерьеров, показывают свои работы. Первая ошибка, которую встречаю и которую часто не понимают новички — это не дизайн, постановка кадра или композиция… А плохой, плоский свет.
Хорошим светом можно вытянуть до красивой картинки средний по дизайну, материалам, геометрии интерьер или средненькую по исполнению 3д модель. Плохим же светом можно испортить самый лучший в плане дизайна проект.
Пример дремучей визуализации от автора статьи,сделанной давным давно,на заре освоения им 3д визуализаций, с плоским и скучным светом и серой картинкой на выходе)
Виды освещения
Итак, какие виды освещения можно выделить в интерьере? В целом, их условно можно поделить на 3 типа.
Общий или заполняющий свет.
Это тот свет, который в целом заполняет весь интерьер светом и дает в нем общее представление об объемах и формах. Это доминирующий, заполняющий свет, поэтому он непосредственно определяет температуру освещения в кадре.Если в интерьере есть окна, особенно большие окна — тогда это свет из окон. Если окон нет — то это может быть свет от самой большой люстры или от группы точек, дающих доминирующее освещение в помещении.
Пример фотографии интерьера с общим заполняющим светом из окон. (все примеры взяты из открытых источников в интернете, все авторские права на дизайны принадлежат их авторам)
Общий, заполняющий теплый свет из окон с веселыми пятнами овещения от солнца создают здесь теплую,летнюю атмосферу
Главная тенденция в современных визуализациях интерьера — нейтрально белый заполняющий свет из окон, и теплые локальные пятнышки света от настольных ламп, бра и подвесов.
Наличие огромных окон в интерьере, в принципе, решает большинство вопросов по освещению интерьера) Главное, подобрать правильную HDRI карту за окно или просто поставить карту небу и выставить правильный угол наклона света от источника света имитирующего солнце)
На фотографиях выше во всех интерьерах — доминирует свет из огромных окон. И он же и создает основное настроение в кадре и задает общее ощущение от пространства и форм.
Пример заполняющего света идущего больше от источников света под потолком, чем от окон. В итоге, они и являются заполняющим светом в данном случае.
По сути, в стандартных ситуациях когда нужно выполнить визуализацию интерьера при дневном освещении, именно с постановки этого света нужно начинать создание светового сценария в вашей сцене, общий свет будет служить для вас общей отправной точкой при настройке баланса белого и дальнейшей настройки других источников освещения.
Пример визуализации от автора статьи, здесь основной свет — от окон, все остальные источники света по яркости и направлению освещения лишь подчеркивают отдельные зоны и дополняют.
Локальный или дополнительный свет.
Это такой свет, который необходим чтобы выделить, подчеркнуть какие-то зоны или участки интерьера. Самый характерный пример — это направленные источники света, типа точек или спотов, но так же к этому типу освещения можно отнести и торшеры, бра, подвесы и любые другие источники света, которые могут осветить и выделить нужную зону интерьера. В том числе это может быть и контурная подсветка, но, за некоторыми исключения, ее скорее можно отнести к третьему виду освещения — про него речь пойдет далее.
Пример с локальными источниками света, которые подсвечивают или заполняют светом определенные зоны, в данном случае - диванную группу с креслами и столиком.
Локальный свет над диванной группой подсвечивает и подчеркивает формы дивана и создает интересные пятна света на стене
В данном случае, подсветка лестницы не только дополняет локально, но и несет функциональную роль, освещая ступени. Но в целом этот свет можно отнести к локальному, так как он не влияет на общую освещенность интерьера (тут просто отключены все остальные источники света)
Подсветка изголовья кровати и направленные точки на потолке создают участки освещения, подчеркивая и формируя определенное интимное состояние в спальне, при этом тут наверняка есть большие окна,которые если открыть шторы — будут давать общий, заполняющий свет.
Локальный свет лучше всего выставлять уже после постановки основного, заполняющего света, и тогда локальным светом как раз можно создать нужное настроение в кадре, поиграть с тепло-холодностью световых пятен,не боясь при этом что в целом нарушится баланс белого в кадре.
Локальный свет — удобный инструмент для формирования пластики пространства и направления внимания зрителя, ведь им можно качественно выделить и подсветить отдельные участки в кадре, направляя и акцентируя внимание зрителя именно на эти участки.
И еще очень важное качество локального света — им можно регулировать и формировать плановость в кадре.Что такое плановость? Из теории живописи и фотографии можно узнать про плановость.
В общем, выделяют условно три плана в кадре: передний,средний и задний. И общее правило, чтобы кадр получался интересным — стараться чередовать освещенность планов. То есть, куда вам нужно направить внимание зрителя — на том плане и стоит акцентировать внимание с помощью света.
Например, если у вас задний план освещен, то средний план стоит увести в полутень, а передний так же подсветить. И наоборот, если средний план нужно осветить и акцентировать внимание на нем, то передний и задний планы лучше приглушить.
Примеры по работе с планами стоит подсматривать в классической живописи, особенно у наших художников пейзажистов великолепно выходило передавать глубину и пространство через разные планы.
Иван Шишкин, Дождь в дубовом лесу. Здесь отчетливо читается задний план в светлой воздушной перспективе и средний более контрастный и темный, плотный план, и передний план с лужами, которые дают более светлые пятна на переднем плане.
Куинджи. Березовая роща. Великолепная лаконичная живописная работа, где отчетливо видно светлый средний план и темные передний и задний план
Василий Поленов. Старая мельница. Тут чуть сложнее из-за очень тонкой живописи, буквально дышащей воздухом, и распределения масс не вглубь плоскости картины,а как бы слева направо. Тем не менее, тут так же можно выделить светлое пятно среднего плана с мальчиком на нем,и темные пятна переднего плана в правом углу картины и нижнем левом, и заднего плана за мельницей.
Паленов. Заросший пруд. Прекрасно видно, как будто бы пятном света выделяется на среднем плане причал, и в темноту уходят задний и передний планы.
А это из современных художников. Грэм Геркен. Передний и задний план светлые, средний — темные черные силуэта деревьев.
В интерьерах же,чаще бывают ситуации, когда плана выходит всего два, тогда для придания глубины визуализации достаточно просто их чередовать между собой, один делая ярче другого.
Пример освещения состоящего из двух планов. Здесь на переднем плане освещена диванная группа со столиком, а задний план из лестницы и всего что дальше — уходит в полумрак
Плохо, если у вас в целом весь кадр выходит одинаково освещенным. Это значит, плановость страдает, кадр будет смотреться серо и скучно. И в такой ситуации как раз и может помочь использование локальных источников свет, с помощью которых можно подчеркнуть нужные планы.
Пример из визуализации автора. Здесь я постарался добиться двух планов в кадре. На переднем плане кресла я увел слегка в тень, чтобы подчеркнуть и выявить пятном света группу кресел на втором плане. Это сразу же направляет внимание куда нужно - на эту группу кресел.
Специальный или декоративный свет.
К такому освещению можно отнести любой источник света, который в целом не влияет на общую освещенность в кадре,и чаще несет декоративное назначение, нежели чем функциональное.
Это, например, декоративная подсветка ниш, художественная подсветка картин или светящаяся надпись из неоновых трубок. Или специально выставленные источники света, дающие какой-то интересный рисунок света.
Светящиеся буквы в данном случае практически не дают никакого света и несут чисто декоративное назначение
Гирлянды можно так же отнести к декоративному освещению
Хоть в данном случае свет от этих источников света на улице и несет некоторую функциональную роль, подсвечивая дорожки, но все же тут акцент скорее на интересном рисунке света. В общем, тут можно отнести и к локальному свету и к декоративному. И ничего в этом страшного нету, главное функционально и красиво)
Контурная подсветка зеркала в данном случае слабо влияет на общую освещенность интерьера, и скорее просто выгодно подчеркивает и выделяет круглое зеркало и дает интересную игру света на стеновых ламелях
Интересная линия света здесь создает определенную геометрическую игру в пространстве, и слабо влияет на общее освещение коридора
Подсветку панелей за изголовьем кровати в данном случае так же можно отнести к декоративному свету
При этом, вовсе не значит, что декоративный свет не может выступать и источником освещения в интерьере. Запросто, если основной свет выключен или заглушен, и локальные источники света не взяли на себя роль основного света. Но, как правило, включение только декоративного света не дает достаточной освещенности и глазам будет дискомфортно от недостаточной освещенности.
Впрочем, для создания каких-то особых эффектов в настроении кадра, можно использовать для подсветки интерьера и декоративный свет, главное понимать какую цель вы преследуете.)
Пример работы автора. В данном интерьере линии света идущие по стене и по потолку выполняют скорее декоративную роль, создавая интересный геометрический рисунок, в то время как основное освещение идет от включенного общего освещения и света из окна.
Итак, после того как разобрались с видами освещения и разложили все по полочкам, теперь у нас есть основа, для того чтобы самостоятельно заниматься как постановкой света в визуализациях интерьера, так и разбирать любые фотоаналоги и чужие визуализации на составные части, где какой свет использован.
В целом, общая логика такова, что при постановке света стоит двигаться всегда от общего к частному.
Сначала заполняющий свет, который задает общее настроение кадра и дает общую температуру цвета.
Потом идут локальные источники света, которыми можно подчеркнуть отдельные зоны, задать плановость и создать игру тепло-холодности в кадре, когда, например, у вас основной заполняющий свет из окна холодный, и на контрасте с этим светом вы можете поставить теплые источники света создающие настроение уюта в кадре и подчеркивающие нужные зоны.
И в конце — специальный свет, который слабо влияет на общую освещенность сцены, но добавляет интересную игру света и нюансы в визуализацию.
Конечно, когда вы освоите этот общий алгоритм постановки света — можно будет от него легко отступать и начать создавать игру света только из локальных источников света, или создать интимную атмосферу из локальных и декоративных источников света. В общем, создать вообще любую игру света в кадре.
Когда вы понимаете базовые принципы, их легко можно нарушать и отходить от них и уже учиться размышлять о пространстве с позиции света и формы. Как светом подчеркнуть нужные формы и направить на них внимание зрителя. И как отсутствием достаточного света увести внимание от тех участков кадра, где нет ничего интересного или где не нужно акцентировать внимание зрителя.
А вот без понимания базы — у всех новичков есть проблемы, особенно со сложными интерьерами, в которых очень много источников света. И, как правило, результат просто уходит в какую-то плоскую картинку с множеством локальных пятнышек света, без явных акцентов и без выявленных планов, но в целом результат — скучный, без деталей и глубины в кадре.
Если же научиться подразделять свет на три этих типа и исходя из этого ставить их, помня о том,какой источник света должен давать заполняющий свет, а какой только подчеркивать и нюансировать — то дальше получить красивую картинку лишь дело техники.
Тем более,что на постобработке можно еще и усилить нужный вам эффект, дополнительно подчеркнуть нужный план и приглушить ненужный. Но, всегда, сначала идет качественный свет и потом уже постобработкой доведение до ума! Если изначально картинка получилась грустная,никакая постобработка ее не спасет.
Всем удачных рендеров и красивого света в кадре!
PS. Все фото и визуализации кроме тех, где указано, что это работы автора - были найдены и взяты из свободных источников в интернете! Все авторские права на дизайн в этих работах принадлежат их авторам!
PPS. Когда у меня спрашивают как ставить свет в кадре,я не говорю,какие кнопки нажимать, а всегда рассказываю про три вида освещения и про плановость в кадре. И часто слышу в ответ, что эти знания новые для человека и их ему не преподавали на курсах.А я бы начинал обучение визуализации именно с таких, общих принципов, а не с объяснения где какую кнопочку нажать и какие цифры вбить,чтобы добиться красивого кадра.