А нельзя в максе геометрию не хранить в сцене, а подгружать с диска?
Конечно можно. Corona Proxy, V-Ray Proxy, 3Ds Max XREF.
Гигантский экстерьер на 30+ скаттеров и 50+ уникальных растений, с кучей домов/интерьеров и прочего - сцена может весить 300-500мб (в Uncompressed виде) а все Прокси могут быть выгружены в отдельные файлы на SSD/HDD и занимать там хоть 10гб. И автосейв и сцена (в Uncompressed режиме) будут сохранятся там по 10-15 секунд. Если все это в сцене держать то она и сохраняться будет по 10-20 минут а Автосейв станет вообще непригодным. К тому же в Проксях есть возможность не держать эти объекты в оперативке во время работы в сцене. Ну по крайней мере в Короне. Плюс удобные режимы отображения можно включить, например отображение по Point-ам. Еще Proxy неплохо фактическую геометрию жмут, прям как Mesh. Но нужно не бездумно все подряд в Proxy пихать а понимать где это уместно а где нет. Если объект с большим стаком модификаторов на кучу полигонов, то есть смысл его так и оставить так как если он параметрический по большей части - то и весит в сцене мизерно а если перевести его в Прокси то он и жрать больше начнет (занимать больше места).