Народ, привет. Тема для поболтать и поделиться мнениями. Вопрос больше к дизайнерам, но если есть мнения из смежных профессий, тоже будет интересно. Простыня текста будет длинная. Речь о квартирах и частных жилых интерьерах.
Каждый диз выстраивает свою работу по-своему. Одни начинают с коллажей, другие с виза, третьи с чертежей. Спорить о правильности смысла нет, кому как удобно – так и работает. Но далее, после сдачи проекта, встает вопрос об надзоре. Где проходит граница полномочий прораба и дизайнера?
Вы должны следить за качеством выполненной работы, говорит один клиент. Вот каким образом? Проверять сроки годности на мешках штукатурки? Замерять силу сквозняков во время поклейки обоев? Разбираться во всех видов герметиков, силиконов и сходу называть марку того, который не желтеет? Проверять правильность концентрации плиточного клея в лаборатории? О каком именно качестве идет речь?
Ну, например, ровно ли поклеены обои. Ок, приехала, вижу – неровно. Что дальше? Снова ждем 3 месяца новую партию за счет клиента? Нет, ни разу никто не соглашался. И так сойдет, говорят.
Ну, например, ровно ли от пола установлены стаканы под розетки. Ок. Стаканы часто устанавливаются до финишной стяжки. Это значит, простая рулетка не прокатит. У каждого дизайнера есть лазерный уровень? Ну, предположим, есть. Это действительно обязанность дизайнера? А прораб для чего?
Ну, например, следить за сроками исполнения работ. Ок. Зак и прораб составили график сроков и заключили между собой договор, дали мне контрольные точки сверки сроков. Приеду в первую контрольную точку – там конь не валялся. Вот какой там толк от меня? Пожурить пальцем строителям? Поныть заказчику? Между заком и прорабом, вполне вероятно, в договоре есть соглашение о неустойке, они и так в конце будут подсчитывать, кто кому должен. Без меня, со мной – без разницы. В чем тут надзор?
Ну, например, финишные материалы заказать вовремя. Ок. Но в моем дизайн-проекте есть ведомость отделочных материалов со всеми артикулами, количеством, адресами и ценами. Сроки покупки всех материалов я обозначаю клиенту во время сдачи проекта: это закажите за 2 месяца, это завтра, это за неделю до начала работ. Что там в таблице может быть неясного, чтобы мне свою же таблицу и надзорить за дополнительные деньги?
Ну, например, некоторые нюансы нужно решить по ходу стройки. Ок, на моей практике 99% вопросов можно решить по телефону. Особенно с приходом мессенджеров. За телефонный звонок брать деньги как-то нелепо по мне – звоните и спрашивайте, что непонятно, расскажу и так. Чертежи более чем понятные и детальные , нелепостей вроде «забыли трубу канализации» или «пол-щитка попадает в шкаф» или «вмонтировали встроенный светильник в балку» исключены, чай, уже давно не студенты.
Ну, например, замерщик кухни ошибся, и привезли кухню на полметра короче. Ко мне-то какой вопрос? Директор кухонь сам разберется со своим замерщиком, это не моя и не ваша головная боль. Будет вам кухня, на неделю позже.
Ну, например, принять бытовую технику и поставить подпись в получении. Спасибо, но подписи где попало я не ставлю. Я понятия не имею, работает ли эта техника, и в мои полномочия не входит сбить ломом обрешетку, распаковать ее, включить в розетку, подключить воду, проверить работоспособность. Берите снабженца или доверьте это прорабу.
Авторский наздор заключается в том, чтобы приехать раз в 10 дней на объект, сфотографировать все и отправить заказчику, говорит один диз. Зачем это? Что там можно понять на тусклых фото? Что там сфотографирую я, чего не сможет сфотографировать любой из строителей и отправить в вотсап заказчику? Что три мешка шпаклевки освоено? Что розетки не по диагонали? Что вертикаль не завалена на 30 градусов, и на том спасибо?
Авторский надзор заключается в контроле качества стройки, говорит другой диз. С тем же успехом прораб может контролировать качество сборки сцены в 3д: стоять за спиной с умным видом и кивать. Чтобы шарить в качестве, надо самой руками поработать лет десять. Но я не работала на стройке, и знаю процесс только в общих чертах. Толку там от этого моего надзора?
Авторский надзор заключается в том, чтобы следить за соответствием проекта и его реализации, говорит третий диз. Вот тут совсем мне неясно. Прораб тогда за что деньги получает? Это же его компетенция. Если строители умеют читать чертежи, но им при этом нужна нянька, проверяющая, действительно ли поставили стену на 3500 мм, как в проекте, то не проще ли найти других строителей?
Народ, прошу историй из жизни. Ваших или где-то услышанных. Каких-то конкретных ситуаций, при которых авторский надзор – не просто пустое освоение лишних денег заказчика.
Я раньше вела надзоры, когда только начинала работать дизом. Я не знала наперечет ассортимент материалов, поэтому мы ездили по салонам и выбирали, выбирали, выбирали. Но лет за 5-7 практики все эти каталоги уже наизусть знаешь. Я не знала, как монтируется потолок и как пойдут трубы до унитаза, поэтому допускала ляпы, которые нужно решить на месте. Ляп с наращиванием стены для канальи предполагал пересчет плитки, ламината, переноса центровки сантехники; один маленький ляп, как снежный ком, тащил за собой полсотни мелких исправлений в проекте, которые исправлялись, по сути, за счет заказчика. Я не имела никакого понятия о типах фурнитуры для корпусной мебели, поэтому после моего проекта мы доводили до ума с менеджером-мебельщиком мои промахи из разряда «духовке мешает открыться подоконник» или «дверца шкафа открывается на батарею». Но это было в самом начале карьеры.
Сегодня новый потенциальный заказчик отказался работать со мной, потому что я не веду авторские надзоры (уже лет семь, наверное). Проекты подробные, строители вменяемые, 99% вопросов решаются по телефону, бесплатно. Клиенты довольны, проблем никогда не было. И тем не менее его напугало, что строители будут без няньки.
Авторский надзор -не пустой ли это развод клиентов на дополнительные деньги? Правильно ли я понимаю, что чем неопытнее дизайнер, тем больше ему самому нужен авторский надзор за самим собой? Для чего он нужен вообще, если технические ляпы в проекте исключены?
Спасибо тем, кто осилил эту простыню. Хочу мнений. Очень хочу.
То что отражено в твоем проекте, то и контролируешь
Что именно? Можно какой-то пример из жизни, где без личного присутствия автора вот вообще никак не выходило? И при этом не входило в компетенцию прораба. Я правда не понимаю)
Цитата larrs:
И какой смысл отказываться от надзора за отдельные деньги?
Цена за час проектирования и час надзора разнятся ощутимо. В надзоре звонят: ой, куда гвоздик прибить? Час собираешься, час едешь, приехал, пальцем показал, куда забить гвоздик, час едешь домой, час приходишь в себя. За выезд 2000 рублей, из них половина ушла на бензин, платную парковку и перекус. За те же часы в проектировании можно заработать больше, если уж мы о деньгах.
Если при этом несколько проектов параллельно идет, то получаются сплошные покатушки, а работа над проектом - вечером, в усталости, что чревато ошибками. Бессмысленно.
Но меня не столько денежная сторона волнует. Сколько вообще - действительно ли этот надзор нужен.
Ну а как с подбором конкретных цветов краски/декоративки, по выкрасам? В проекте точно не выберешь, а бесплатно десять раз ездить в магазин - на объект - снова в магазин я не буду. После черновой отделки размеры немного изменились, надо скорректировать раскладку плитки. Опять же бесплатно я через несколько месяцев после сдачи проекта в этом разбираться не буду. Или например про каменный шпон я сразу предупреждаю, что в проекте я могу только примерно сделать раскладку, поскольку материал натуральный, рисунок у него предугадать нельзя, можно только посмотреть фотку со склада (снятую на телефон в темноте) одного листа из коробки. А как там рисунок на других листах прогрессирует, я не знаю. Поэтому точную раскладку (так чтобы красиво получилось) я смогу сделать только на надзоре. Подбор мелкого текстиля (покрывала, подухи, пледы) - это только на надзоре. Опять же, как бы точно не был составлен проект, всегда будут отклонения (углы оказались далеко не 90 и стена уменьшилась на 10 см, диван в нужном цвете уже не в наличии, надо искать замену, сантехник проложил трубы не так как обещал вначале и бойлер уже не влезает, дверная компания вместо наличников 16 мм толщиной стала выпускать 10 мм и плинтуса теперь торчат и т.д. и тп.). На решение этих вопросов уходит очень много времен и сил, бесплатно их тратить... ну только если изначально в стоимость проекта закладывать.
Не знаю как у вас, но у меня на надзоре дел по горло. По сути я решаю вопросы, которые без меня пришлось бы решать заказчику самому, я освобождаю его время (и нервы между прочим), а он мне за это платит. И поскольку я знаю куда смотреть и что спрашивать, то это у меня получится явно лучше, чем у зака. Заказчик, не являясь специалистом, просто даже не знает на что обратить внимание и в какой момент, чтобы не было уже поздно исправлять ошибки.
Авторский надзор это не технический надзор, и в черновые материалы я лезть не буду, это на совести прораба. Конечно если плитка будет криво лежать, я буду бузить, но по сути даже это не моя проблема, а проблема строителей, моя проблема, чтобы это была плитка нужной коллекции с нужным цветом затирки.
Спасибо за мнение. Сколько раз убеждаюсь, насколько разные подходы у всех.
По краскам есть веер, дома. Цвет - штука субъективная, и заку со мной ли, без меня ли - нужно ехать в магаз и смотреть, нравится или нет.
Раскладку плитки не доводилось корректировать. Толщина плиточного клея - не загадка. Можно ж замеры снимать изначально точные, с угломером. Если на плане указано "выдержать точный размер", то кто не выдержал - тот и едет докупать плитку.)
Шпоны - аналогично, раскладка есть, новых пород дерева за 100 лет не обнаружено, цветные сиреневые миксы не использую. Сомневается зак - пусть едет и убеждается, нравится или нет. Каменный не доводилось использовать.
Подухи, пледы - ни разу не доводилось выбирать. На этом этапе большинство говорили: спасибо, мы дальше сами обживемся. Одну даму даже оскорбило предложение выбрать покрывало на ее супружеское ложе)
Аналог дивану можно ж и в инете найти, 10 минут делов. Нравится-не нравится - заки в любом случае сами убедиться должны.
У меня есть подозрение, что одним нравится надзорить, другим - не очень. И исходя из личных предпочтений люди и выстраивают свою работу.
Нет не пустой - строитель расслабится и нагородит так, как считает нужным, трактуя в свою пользу любые спорные моменты.
Вы удивитесь, ещё бывает строительный надзор. Надзор за строителями, и нет, его не прораб осуществляет, а специально приглашенное лицо, независимое от бригады и архитектора. Он действует в интересах и на деньги заказчика, само собой, оплачивается отдельно. Но это ещё пока диво дивное у нас. Как, например, дизайнеры в 90ых, когда строитель сам правил "бал сатаны евроремонта",а о дизайнерах интерьера слышали, но не все :)
Ну и вообще, строители "по-диагонали" читающие подробные чертежи, строящие по наитию и собственным привычкам - это ж сплошь и рядом.
По краскам есть веер, дома. Цвет - штука субъективная, и заку со мной ли, без меня ли - нужно ехать в магаз и смотреть, нравится или нет.
Я видимо не настолько опытна, чтобы понять по вееру с образцом цвета 2х2 см у себя дома, будет ли этот цвет хорошо выглядеть в массе у зака дома.
Цитата Agapova:
Раскладку плитки не доводилось корректировать. Толщина плиточного клея - не загадка.
Я замеры снимаю по голым стенам, которым до плиточного клея еще ой как далеко. А иногда даже и стен-то самих нет, их еще смонтировать надо.
Цитата Agapova:
Шпоны - аналогично, раскладка есть, новых пород дерева за 100 лет не обнаружено,
Каменный, каменный шпон.
Цитата Agapova:
Подухи, пледы - ни разу не доводилось выбирать. На этом этапе большинство говорили: спасибо, мы дальше сами обживемся. Одну даму даже оскорбило предложение выбрать покрывало на ее супружеское ложе)
Я считаю от текстиля зависит очень многое, плохим текстилем можно испортить самый крутой дизайн
Вы удивитесь, ещё бывает строительный надзор. Надзор за строителями, и нет, его не прораб осуществляет, а специально приглашенное лицо
Не удивлюсь. Сплошь и рядом такое. Такой надзор я считаю очень правильным, если есть фин. возможность. Надзирающий - технарь до мозга костей, он как раз и знает все строительные технологии, марку гидроизоляции, сечения кабеля, с гофрой/без гофры, количество фитингов, заглушек, проследит за укладкой паркета. Это - очень нужный человек на стройке. Вот девочка-дизайнер там зачем? Свои же недочеты исправлять, нянькой над строителями стоять, составить компанию заку сгонять в магазин? По мне так в идеальной стройке не должно быть проблем. Случилась проблема - выяснили кто виноват - виноватый исправляет бесплатно. Будь это диз, строитель или сам хозяин со своим "мне не нравится".
строитель расслабится и нагородит так, как считает нужным, трактуя в свою пользу любые спорные моменты.
Сто процентов. Иногда так и наровят впихнуть где-то арочку или подсветочку))). А направление пола, прирезка плитки вообще не принципиальные вопросы. И тут не зависит от мастерства строителей, просто как удобнее так и уломают зака.
Аналог дивану можно ж и в инете найти, 10 минут делов. Нравится-не нравится - заки в любом случае сами убедиться должны.
Выбрать обивку по интернету можно только примерно, я должна поехать и ощупать его и посмотреть как в реальности выглядит цвет. А так то можно про всё сказать: "нравится-не нравится - заки в любом случае сами убедиться должны" и пусть себе выбирают с самого начала, что им нравится, дизайнер-то тогда им зачем?
2000 за выезд? поставьте цену которая устраивает и обговорите количество выездов за эти деньги в месяц например
Цена, которая меня устраивает, не устроит ни одного заказчика. Мы ж не в Парижах, а в провинции.
конечно виноват не дизайнер, а исполнители, переделать за их счет, я умоляю, что с них взять кроме анализов?
Вот что бы не было этих качелей зак и платит, ведь по любому он терпила в ремонте
Приехали))) Любопытно, что дешевле для заказчика - платить за надзор дизу, или составить внятный договор со строителями, что любые неправильно понятые данные в проекте исправляются за счет строителей? По сути, большинство ошибок-то - потому что кто-то лупил глазами мимо проекта?)
Цитата Bruce:
А так то можно про всё сказать: "нравится-не нравится - заки в любом случае сами убедиться должны" и пусть себе выбирают с самого начала, что им нравится, дизайнер-то тогда им зачем?
Не, я не совсем о том. На мой взгляд, это двойная работа. Я, рисуя виз, уже имею в виду определенные цвета. Равно как и заказчики по визуализации утверждают дизайн ( в RGB-оттенках, светящихся с монитора, утверждают концепцию!!), так и я допускаю мысль о том, что цвет, скажем, дивана, должен быть вот из такой гаммы. Скажем, серый с уклоном в холодные оттенки, льняной. У производителя дивана нет пятидесяти оттенков, нужных мне. Их, как правило, два-три, остальные все с цветочками, розовые и т.д. Я убеждена, что именно этот будет лучше всех. Зак может либо довериться, либо поехать и убедиться. Но со мной или без меня - без разницы.
Скажем, серый с уклоном в холодные оттенки, льняной.
Я вас умоляю, это вы, вздымая глаза к небу, видите "серый с уклоном в холодные оттенки, льняной", а заказчик видит любой на свете серый и возможно в экокоже
Был случай, когда я показывала заказчице коллаж ванной комнаты с фисташкового цвета плиткой, реально фисташковый. Ей всё понравилось, потом приношу виз, там точно такой же цвет, а она говорит: "а я думала плитка голубого цвета", голубого, Карл! Ну правда всё равно согласовала)) А вы говорите всё в проекте...
А если мебель на заказ, то там может быть сто вариантов оттенков, и их надо взять в виде образцов и совместить с другими образцами из других магазинов и посмотреть хорошо ли они сочетаются. Не говоря уже о том, что бывает так, что на сайте плитка выглядит тёплой коричневой, а в жизни она бледно серо-зелёная.
На визе можно всё очень красиво подобрать друг к другу, а в реальности может получиться большой сюрприз.
О, а есть еще экспериментальные решения, которые можно только методом проб и ошибок и кучи образцов воплотить в жизнь. Как это на заказчика скинуть?
А есть еще отретушированные фото в каталогах, которые все из себя такие красивые, а приезжаешь в магазин, а там что-то убогое, отдалённое похожее на каталог.
И у меня ещё вопрос: вы были на своих объектах после реализации? Вас всё устроило?
Был случай, когда я показывала заказчице коллаж ванной комнаты с фисташкового цвета плиткой, реально фисташковый. Ей всё понравилось, потом приношу виз, там точно такой же цвет, а она говорит: "а я думала плитка голубого цвета", голубого, Карл! А вы говорите всё в проекте...
Было похожее, очень давно. Этот случай мне напомнил, почему я избегаю цветных стен в интерьере последние годы.
А если мебель на заказ, то там может быть сто вариантов оттенков, и их надо взять в виде образцов и совместить с другими образцами из других магазинов и посмотреть хорошо ли они сочетаются. Не говоря уже о том, что бывает так, что на сайте плитка выглядит тёплой коричневой, а в жизни она бледно серо-зелёная.
На визе можно всё очень красиво подобрать друг к другу, а в реальности может получиться большой сюрприз.
Ну, мне с мебелью попроще, каталоги, образцы живые все дома, мебелью сами занимается.
Интересно, правда, чужой опыт читать. Всегда варишься в собственном соку, чужое мнение - как параллельные миры, совсем другой подход. Читаю вас, и мне начинает казаться странной своя способность помнить точный оттенок ламината, который выбирала полгода назад. Хоть сейчас к нему подберу нужный на мой взгляд оттенок, по выкрасу 2 на 2 см. Сюрпризы, не спорю, случаются, но незначительные, легко корректируемые.
что любые неправильно понятые данные в проекте исправляются за счет строителей
да нет у них никакого счета, им проще сделать дяде ручкой при серьезном косяке, да и несерьезном тоже
Цитата Agapova:
Цена, которая меня устраивает, не устроит ни одного заказчика
да ладно в пределах разумного всегда можно, в мск 5рублей в день , 4 выезда в месяц
а так всем хотелось бы конечно жить в идеальном мире, ответственные, материально обеспеченные строители, проектировщики без косяков, продавцы без кидалова, но увы
я думаю все от того, что ,Вы, воспринимаете надзор как продажу в рабство, в любое время дня и ночи
доставать будут, договоритесь на берегу на обоюдно выгодных условиях и все будет норм
Нормальные Заки это понимают, а те кто хочет за стандартный проект еще и мальчика или девочку на побегушках
и все это входит в стоимость проекта, идут в пешее эротическое
Читаю вас, и мне начинает казаться странной своя способность помнить точный оттенок ламината, который выбирала полгода назад. Хоть сейчас к нему подберу нужный на мой взгляд оттенок, по выкрасу 2 на 2 см. Сюрпризы, не спорю, случаются, но незначительные, легко корректируемые.
Ну в таком случае, конечно не нужен вам авторский надзор.
Читал начало и думал напишу "Не нужен авторский надзор за ненадобностью".
Пока счет 3:3 . Знаю, что к единому мнению не придем, но послушать истории коллег иногда очень важно. Нянькой строителям быть совершенно не хочется, но и обижать заказчика отказом от работы тож неправильно. Вот и ищу самый верный подход.
Авторский надзор со стороны диза заключается в контроле выполнения отделки, чтобы строители не наделали отсебятины. Заказчики же часто хотят от дизайнера функции технадзора, чтобы он контролировал прораба - это неправильно, но заказчик хочет сэкономить на бригаде.
В нормальной ситуации дизайнер следит за духом и буквой проекта, а контроль качества и выбор/расчет черновых материалов лежит на прорабе. Да, вот сегодня отказался от проекта, потому что заказчик хотел, чтобы я занимался и дизайном, и инженеркой (а там лютый геморрой с водой, канализацией и вентиляцией), и пищевой техноложкой, и согласованием изменений в архитектуре здания (пробивка в несущем монолите дыр размером от 600*600, пробивку огромного окна на главном фасаде и т.д.). И все это по цене дизайн-проекта.