Сталкивался с такой же проблемой...
Мои варианты:
- У источников света в закладке "Advanced Effects" включаем галочку Ambient Only (свет будет влиять только на окружение, на отражение и блики не влияет) - конечно с этой галочкой реализма будет меньше, но скорость возрастет. Сильно помогает когда в сцене большое количество ИС, но опять же реализм пропадает.
ссылка на сравнение тестовых рендеров по галочкам в "Advanced Effects" (1 амбиент 2 диффуз 3 спекуляр)
http://postimage.org/gallery/r9nmq6e/
- уменьшить количество сэмплов скажем до 32 или 16.
- ещё как вариант по освещению - увеличить Multiplier до 2 у солнца и порталов + настроить под это дело экспозицию.
ссылка на рендеры с Multiplier=2
http://postimage.org/gallery/gsx09ni/
ссылка на рендеры с Multiplier=1 и ИС с галочкой Ambient Only
http://postimage.org/gallery/c77cw7a/
- ещё как вариант сцену разбить на несколько блоков и ставить с одного прохода портал и рендерить таким образом.
ссылка на рендер (позади камеры стоит как раз портал, а помещение примерно 100м2 с одним окошком)
http://s13.postimage.org/ayol49h47/Last_Room_10001.jpg
Возможно ещё есть другие варианты, но я вот таким образом обходил запарки...