Архвиз изнутри. Часть пятая. Фотомонтаж

Ссылка на предыдущую статью: https://3ddd.ru/blog/post/arkhviz_iznutri_chast_chetviortaia_rabota_s_bolshimi_eksterernymi_stsenami 

Очень часто в больших архитектурных проектах одним из пунктов задания является монтаж проектируемого объекта в фото или в панорамы Google или Yandex. Такие рендеры редко получаются красивыми, т.к. показывают реальное положение, но делать их периодически необходимо, в первую очередь тем, кто работает в архитектурных компаниях или кто работает над визуализациями не только для продаж, а ещё и для согласований архитектуры в профильных ведомствах.

Рассмотрим работу над монтажом архитектуры в фото на примере.

Допустим, от заказчика мы получили фото, в которое надо встроить архитектуру. Для ориентировки сразу прикидываем, где будут здания. И важно не торопиться сразу забрасывать фото в 3dsmax и начинать выставлять камеру, а предварительно нужно обязательно подготовить исходное фото.

Как видно, это фото для монтажа использовать нельзя, его надо обязательно доработать. Выровнять линию горизонта и вертикали. Композиционно не хватает неба сверху, поэтому его надо также добавить. Это надо делать обязательно в самом начале, потому что без этого вы не сможете правильно поставить камеру. Плюс надо убрать щит, который загораживает здания, и знак справа на переднем плане.

Расставляем в Фотошопе Guides по вертикальным объектам. Обычно это здания существующей застройки. Аккуратно нужно использовать фонари освещения для проверки вертикалей, т.к. надо иметь в виду, что многие фонари могут стоять не вертикально, заваливаясь.

Видно, что горизонт завален влево, а вертикали сваливаются кверху.

Ровняем линии и замазываем весь визуальный мусор на фото. Лучше всего это делать с помощью Clone Stamp, а некоторых местах подходит и Healing Brush. В итоге всех манипуляций получаем фото, которое уже готово для монтажа.

Но переключаться на 3dsmax пока рано. Надо обязательно обрезать и изменить размер фото так, чтобы размер картинки был в кратных числах, удобных для работы. Т.е. не нужно сохранять фото размера 3516х2128 px и затем задавать это разрешение в настройках рендера. Это фото вполне можно обрезать до 3500х2100 без потери какой-либо информации.

Далее переключаемся на 3dsmax и ставим это фото как фон во вьюпорте. Клавишами Alt+B вызываем окно настройки Viewport Background и там выбираем фото.

В сцене 3dsmax по ситплану стараемся выстроить болванки всех существующих строений, которые видны на фото. Если высоты строений в задании не указаны, то берём среднюю высоту этажа в 3 метра для жилых зданий и 3,3-3,5 метров для офисных.

Используя эти болванки, выставляем камеру. Если есть ситплан и известно, откуда именно сделано фото, то это значительно упрощает постановку камеры. Если исходное фото содержит данные EXIF, то иногда там можно подсмотреть даже фокусное расстояние и другие параметры камеры. Есть различные автоматические средства для монтажа в фото, вроде Camera Match, но я обычно выставляю камеру вручную, так сложнее, но значительно быстрее.

Если выполняется монтаж в фото, собранное из панорам Yandex или Google, то обратите внимание, что обычно там фотографирование ведётся с крыши автомобиля, поэтому камеру надо выставлять не на уровень человеческого роста, а чуть выше, в районе 2,5-3 метра от земли.

Камеру нужно ставить так, чтобы отрендеренное изображение точно монтировалось в фото без необходимости изменять его размеры или положение в Photoshop. При внесении каких-то изменений в геометрию новый рендер сразу должен вставать в фотошопный файл на нужное место, и не приходилось его двигать или изменять размер. Даже если вы немного ошиблись при постановке камеры, что выяснилось уже после вставки полученного рендера в фото, нужно изменять или двигать не отрендеренное изображение, а исходную фотографию.

Вернёмся к нашему фото. Подняв болванки существующих строений или каких-то других объектов, к которым можно привязываться при постановке камеры, подбираем ракурс. Вьюпорт 3dsmax не позволяет выставить камеру с достаточной точностью. То, что во вьюпорте кажется правильным, по факту при рендере может оказаться, например, парящим над землёй. Поэтому обязательно рендерим тестовый рендер с болванками нашей архитектуры в разрешении исходного фото и монтируем рендер в фото в Photoshop. Проверяем точность посадки и при необходимости корректируем камеру.

И только после того, когда вы убедились, что ваша архитектура встала точно на то место, где она должна быть, делаем финальный рендер с архитектурой, скрыв все вспомогательные болванки окружающих строений. Освещение обязательно выставляем в соответствии с направлением солнца и погодой на исходном фото.

Вот и всё. Статья получилась недлинная, но, на мой взгляд, очень важная, т.к. многие пропускают этап подготовки исходного фото, вследствие чего в итоге ракурс получается неправильным, а монтаж некрасивым.

Комментарии (31)

+4
tm-sreda
Спасибо. Очень полезная информация!
0
Sasha19674
Спасибо большое,очень полезная информация,не могли бы вы сказать где вы учились всем программам?Может-быть посоветовали хорошие уроки в интернете или статьи
+5
Spark
Лучшее место, чтобы всему научиться - это устроиться в офис, где работают профи и учиться у них в процессе совместной работы. Никакие курсы даже близко такого эффекта не дадут.

Единственный курс, который я прошёл много лет незад - это курс высокополигонального моделирования в Realtime School. Не скажу, что суперполезно, но для общего развития курс очень хороший, много инфы и практики по моделированию и топологии.
+2
grdesigner
Часом не у Артура Абидинова?
0
Spark
Да, у него. Но давно, лет пять назад, а может и больше
0
grdesigner
Та больше, он там преподавал в 2005-2007-ых годах, где-то так. Может +- год. Потом в Скрим ушел к Цыпцыну и Широкову, а после в кино. Сейчас vfx супервайзер. Вот Вий 1 и 2 это он трудился.
0
Spark
Вот как раз во время его работы над первым Вием я и учился.
+1
grdesigner
Понял. Тогда такая информация была на вес золото.
+24
Spark
Из литературы для начинающих я особо ничего посоветовать не могу, она вся в целом одинаково бесполезна.
А вот чтобы продвигаться от просто хорошего в сторону лучшего могу посоветовать несколько книг

Во-первых, это книги издательства 3DTotal - https://shop.3dtotal.com/books.html. 
У меня их довольно много, и ни об одной я не жалею, что купил. Особенно хочу выделить:
Art Fundamentals -https://shop.3dtotal.com/books/art-theory/art-fundamentals.html 
и
Beyond Art Fundamentals -https://shop.3dtotal.com/books/art-theory/beyond-art-fundamentals.html 
Плюс книги серий Digital Painting Techniques и Digital Art Masters.

Во-вторых, две книги издательства DOM Publishers:
Architectural Photography -https://dom-publishers.com/collections/handbuch-und-planungshilfe/products/architectural-photography 
и
Architectural Renderings -http://www.designbook.ru/knigi/arhitektura/istoriya-arhitektury-arhitektory/arhitekturnye-vizualizacii.html 
Вторая немного устаревшая, но в целом интересно и полезно почитать о методах и пайплайнах различных студий из разных стран.

В-третьих, книга BetterPhoto Guide to Photographing Light -http://autographbookstore.com/2017/08/26/the-betterphoto-guide-to-photographing-light/ 
Не совсем по теме, но очень много всего полезного про свет и различные его варианты

В-четвёртых, книги с архитектурными скетчами. Очень помогают научиться понимать не только детальные чертежи, но и пятиминутные каракули архитекторов. Особенно нравится одна книга, вот эта:https://www.braun-publishing.ch/en/architecture/architectural-visions-contemporary-sketches-perspectives-drawings.html 

В-пятых, куча книг с архитектурной графикой различных времён. Хорошая альтернатива походу в Третьяковку. Хотя и туда ходить полезно.

Ну и библия для любого, работающего с графикой - Дэн Маргулис, Классическое руководство по цветокоррекции.
Прочитал её примерно на четвёртом году карьеры в архвизе, и полностью пересмотрел свой процесс и методы постобработки. Ссылку искать не буду, книга распространённая, легко можно как купить бумажный вариант, так и скачать электронный.
0
Sasha19674
Спасибо огромное за Ваш труд и полезные комментарии.
+1
Yehat
Для стирания областей с фотографии удобно ещё использовать Shift+F5. Это Content-aware fill, заливка с учётом содержимого. Очень быстро и хорошо делает во многих случаях.
+13
bruceofsev
Честно говоря с этой статьёй не согласен, Здесь мало полезной христоматийной информации, а лишь частный случай.
Я бы больше уделил внимание обширной теме точной установки вирутальной камеры полностью повторяющий характеристики реальной.
1) Во первых следовало упомянуть что работать нужно с оригинальным изображением, ни в коем случае нельзя кропить или искажать дисторции. Все эти изменения делаются в самом конце после монтажа 3d части.
2) Во вторых нужно было объяснить как из метаданных узнать фокусное расстояние. Что такое эквивалентное 35 мм фокусное расстояние и кроп фактор. И исходя из этих данных какое фокусное расстояние ставить в виртуальной камере.
3) Как подогнать горизонт вирутальной камеры с горизонтом снимка, имитировать радиальные дисторции и шифты.
0
nkv3d
Не скажу, что не согласен, описанный метод рабочий как ни как, но про то что разбор темы совсем не детальный и частный, вы правы...
Не совсем понял ваш 1 пункт, т.е. вы считаете, что дисторсии не надо убирать перед монтажом 3д объекта в кадр?
+4
bruceofsev
Да! Все виды дисторций, что могут имитировать вирутальные камеры нужно оставить до монтажа, иначе не впишится объект.
+2
KONITZ
I agree- once you manipulate the original photo then the Vray camera is really hard to adjust. It is not so important in big scale, long distance scenario, but when you try to do small scale it becomes super dificult.
0
nkv3d
На сколько мне известно, сначала делается анализ дисторсии( например в нюке по чекерборду), затем андисторт, затем вписываются 3д объекты в андистортнутый кадр, и только в конце на композе возвращается изначальная дисторсия, из ранее записанного файла анализатора дисторсии.
0
bruceofsev
Можно и так, когда есть референсный снимок шахматной доски снятый с этой камеры. Но обычно этого нет и приходится вручную подбирать значение методом тыка. Я обычно ставлю референсный объект, запускаю corona interactive, потому что вьюпорт не показывет этот параметр и кручу в lens distortion камеры в режиме cubic значения. Кто знает способ лучше прошу написать.
+2
Spark
Ну тут нет единственного варианта, каждый может делать так, как ему удобнее. Но всё же описанный вариант не нравится мне по нескольким причинам.
Во-первых, любая дисторсия приводит к потере качества изображения. И, соответственно, на финале мы потеряем в качестве и четкости рендера по сравнению с моим вариантом.
Во-вторых, дисторсию придется делать каждый раз при перерендере. А это лишнее время, плюс не получится каждый раз идеально точно её повторить, что будет заметно, если, например, в презентации картинка одного варианта будет сменяться картинкой другого варианта.
В-третьих, зачем в камере имитировать радиальные дисторсии и шифты, чтобы потом их в фотошопе героически исправлять? В чём скрытый смысл рендерить кривое здание и потом его исправлять в фотошопе вместо того, чтобы сразу рендерить прямое и монтажировать в выправленное изображение?
0
bruceofsev
1)Никакой потери качества и чёткости изображения не будет если активировать сферическую дисторцию, с чего вы это взяли? Такое впечателение что мы говорим о разных вещах.
2) Что значит делать каждый раз? один раз настроил камеру и если по пьяни камеру не сбить, она так и будет рендерить один и тот-же результат.
3) если этого не делать идеально вписать объект уже ну никак не выйдет. Могу предположить что вы не сталкивались со случаем когда нужно попасть в перспективу с ювелирной точностью. К примеру птичка где две дороги в разных частях кадра уходящие вдаль в перспективе. И по карте гугла нужно вписать 3d дороги поверх них.
Я уже писал что не против метода устранить дисторции перед монтажом, но сделать это точно не всегда представляется возможным.
p/s спорить больше не буду, тут каждый останется при своём мнении. Но если возникнут сомнения и захотите себя перепроверить пишите в личку, я вам на реальном примере продемонстрирую что имею ввиду или может напишу со временем урок про это, когда буду посвободней ))
0
nkv3d
Согласен со Spark . Тоже не вижу смысла рендерить с дисторсией, лучше на посте сделать.

bruceofsev :"Я уже писал что не против метода устранить дисторции перед монтажом, но сделать это точно не всегда представляется возможным." Ну выставляя сферичискую дисторсию в камере, вы же тоже пытаетесь ее угадать, так? Тогда о какой точности может идти речь?
Имхо либо анализировать дисторсию программно(кстати не только с помощью "шахматной доски"), либо плясать с бубном и угадывать.
И даже с отснятым чекербордом 100% точного результата не получится)
0
bruceofsev
Без примера этого не объяснить!
0
nkv3d
Комментарий удален
0
Eldar_Maltsev
А вы случайно не написали урок с того времени? Я столько лет уже этим занимаюсь и всё равно вклейка в фото - танцы с бубном и не всегда успешные. Или может знаете где взять инфу?
+1
LaNeDiS
Отличная статья, спасибо! Опираясь на свой небольшой опыт в фотомонтаже архитектуры (пара студенческих проектов, выполненных в МАрхИ), моей основной проблемой было именно выставить свет и баланс белого. Но скорее всего, причиной сложности было желание все сделать внутри 3ds max с минимумом Фотошопа... А вот Perspective match мне понравился )
P.S. Очень интересная у вас серия, жду часть #6
-1
pogreblegik
Алексей спасибо за интересные статьи! Очень жаль только что из всего перечня перечисленного, ни чего не было сказано про удобство использования СRM-систем при организации работы а также странно, что ни слова ни сказано о конвертерах из PDF в DWG. Ведь часто бывает когда у заказчика кроме PDF ни каких более чертежей нет ) Но надеюсь что что об этом вы просто не успели дописать и в процессе написания ) Очень хотелось бы еще почитать статьи больше ориентированных на фрилансеров-руководителей и менеджеров в одном лице по организации работы удаленной команды от такого человека с опытом как у вас. Спасибо и удачи! Ждем новых статей! )
+2
Spark
Спасибо за отзыв
CRM-системами я никакими не пользуюсь, так что по этой теме ничего сказать не могу.
Про PDF-DWG написано в статье про чертежи. Автокад с 2018 версии отлично импортирует векторные PDF с сохранением всех слоёв. Также можно использовать любой векторный редактор, я пользовался Illustrator, но он убивает слои и нелегко разбираться с масштабом.

По организации работы с исполнителями, а также по работе с заказчиками, возможно напишу позже отдельную статью. Но она получится довольно спорной, т.к. мои методы очень непопулярны среди большинства фрилансеров.

Все фрилансеры без исключений раздолбаи в плане дисциплины, поэтому главным правилом организации работы является постоянный контроль с частым просмотром апдейтов в процессе работы.
Ну и конечно тщательный отбор работников. Я сначала отбираю по портфолио, изучаю всю инфу в интернете. Потом даю оплачиваемое тестовое задание. И только по его результату даю работнику реальный проект. Это стоит денег, но зато я уверен, что в дальнейшем мне не придется всё переделывать или отдавать заказчику некачественную работу.
0
dafok
Спасибо большое за чудесные статьи. Я узнала много нового и полезного. Буду и дальше следить за вашими публикациями.
0
pogreblegik
Спасибо, Алексей за столь развернутый ответ!
Да действительно в Автокада появилась такая возможность импортировать PDF только для этого помню и устанавливал 2018-ую версию, но после нескольких неудачных попыток (не все линии и слои импортировались) отказался от данного варианта и по старинке продолжил пользоваться PDF to DWG Converter. )
CRM мне кажется стоит внедрять, я понимаю что это полезная штука когда в подчинении 3 и более сотрудников и при нескольких заказчиках постоянных. По крайнем мере так многие пишут и говорят.))) Уже перепробовал уйму их, но не могу остановить свой выбор на чем то одном, не приживаются почему-то.)) Так и продолжаю использовать google- таблицы, скайп и блокнот )
0
Spark
Про импорт 2018-м я узнал только после написания своей статьи про чертежи. Использовал пока только в двух проектах, нормально всё импортировалось. В случае каких-то ошибок в дальнейшем буду пользоваться Иллюстратором, он проверен сотнями проектов.

В качестве CRM мне тоже хватает обычных гугл-таблиц. Но я сделал чуть более сложный вариант, со всякой статистикой, контролем сроков и оплаты и т.д.
0
S.anDrew
Отличная статья и все предыдущие! Очень интересно было почитать,особенно мне как начинающему. Спасибо за такую полезную информацию!))
0
pberezin
Большое спасибо! )