Как архитектору изготовить анимацию с VRay. Часть1. Подготовка сцены к анимации
Я попытаюсь рассказать на практике не вдаваясь в подробности и многое не объясняя. Сразу скажу, что бы понять о чем я рассказываю нужны элементарные базовые знания MAX и Photoshop так как я хочу остановиться на ключевых точках этого процесса. Большинство участников форума их имеет.
В архитектурной анимации обычно присутствуют:
Архитектурный объект - который как правило статический( не двигается).
На изображении вы видите статические объекты сцены.
Объекты антуража и стопажа, которые можно назвать динамическими, так как они движутся. К ним относятся:
Люди
Транспортные средства.
Элементы окружающей среды: Небо, деревья, вода итд.
Природные явления. ( дождь, освещение итд.)
На изображении отмечены динамические объекты сцены.
Что бы люди ожили и пошли нужно уметь работать с Biped, но если вы не знаете что это - не беда. Для вас придумали объекты RPC. Эти объекты очень фотореалистичны, имеют возможность двигаться по траектории, которую вы построите, вы можете задать им скорость движения. Есть и недостатки, они не работают в 64 битном MAX. Очень не дружат с тенями. Мне например плагин RPC Shadow вообще не понравился. Я делаю тени по другому, стандартными инструментами MAX.
Я шейпом (Shape) рисую приблизительный профиль человека , затем модификатором Extrude делаю из него плоскость.
Затем всавляю эту плоскость во внутрь RPC ориентируя его к источнику света так, что бы получить от этого объекта максимальную тень. Вот эта плоскость и будет имитировать тень. Что бы ее не было видно необходимо выбрать объект и в Object Properties, снять галочку Visible To camera. Что бы они (плоскости) двигались вместе c объектами RPC , инструментом Select and Link соедините их вместе. Теперь нужно сделать еще маленькую проверочку. Зайдите в свойства источников света и убедитесь ,что ваши RPC не исключены из них.
Теперь машины. Предлагаю для начала использовать те же файлы RPC. Фирма ARCHVISION подошла к изготовлению машин более серьезно. Регулировка траектории, скорость - все регулируется просто. А самое главное тени. С машинами они работают отлично. И еще текстуры файлов RPC находятся в самих файлах RPC, поэтому нужно обязательно прописать к ним путь Configure User Paths.
Ну скажем сценарий придуман. Камеры разворачиваются, показывая ваш объект с лучшей стороны , люди двигаются, машины ездят. Пора делать анимацию.
Сложность изготовления анимации в VRay с движущимися объектами заключается в том, что при рендере всех элементов в одной сцене каждый кадр имеет свое глобальное освещение. Поэтому фильм мерцает и полностью теряет качество.
Предлагаемый выход: Прорендерить все элементы отдельно в слои и сложить их вместе в один фильм, используя слои, как это мы делаем в Photoshope.
Прорендерим вначале статические архитектурные объекты. скрыв в сцене движущиеся объекты.
Поэтому скройте в сцене все движущиеся объекты. Выставьте настройки, которые вы предпочитаете. Как правильно рассчитать light cache и irradiance map описано в уроке Rendering a walk-through animation, руководства по VRay. Рендерить будем с резолюцией 800х500. Лучше всего рендерить в секвенцию (хитрое слово), если проще каждый кадр в отдельную картинку и так весь ряд анимации. В окно Time configuration установите Frames. Это очень удобно для монтажа. Так вы не потеряете весь видеофайл, если что то пойдет не так (электричество, зависание и т.п.), вы можете остановить рендер на любом фрейме и продолжить также с любого фрейма, а настройки компрессии фильма вы можете изменить позднее. Помните что одна секунда анимации = 30 frames(кадрам). Будем рендерить каждый кадр, как картинку например файла с расширением PNG.
Он сохранит нам прорендеренную картинку, а также альфа канал в одном слое. Другими словами он вырежет объект по контуру, сделав из него слой. Это очень удобно , так как в дальнейшем мы сможем сзади него положить слой, например неба или реально существующей застройки.
Прорендерим все это. Сколько времени это займет все зависит от настроек и оборудования. Но в конце мы получим полную папку картинок. Мы даже через любой просмотрщик, командой next можем увидеть подобие нашего будущего фильма.
Я не буду рендерить все 300 кадров, а выполню только один кадр не двигая камеру. Это сэкономит мне время. Можно представить что камера не двигается а стоит на месте. Вы же можете прорердерить сцену с двигающейся камерой.
Со статическими объектами покончено. Переходим к динамическим. Они должны не только двигаться , но и иметь падающую тень. Как это сделать? Этот прием на форуме обсуждался много раз, и многим казалось очевидным его бессмысленность. И это так, если мы рендерим одну картинку, которую можем подправить в Photoshop. В анимации тяжело править каждый файл и это все меняет. Как это делается?
Приведу выдержку из ответов МраКобеса, которую он писал много раз:
"В вирейских свойствах статических объектов нужно поставить галочки на MatteObject, Shadows, Affect Alpha и Alpha Contribution -1. Тем самым при рендере всё статичное не будет видно вобще, а в альфе будет тень и движущийся объект."
Теперь нужно сделать маску для тени. Способов вроде много. Нужно только В окне Render Setup во вкладке Render Element выбрать подходящую маску. Нажмем кнопочку Add, в списке можно найти то что нужно, например канал MultiMatte Element, сделает маску на сами объекты без теней. А вот канал VrayShadow должен сделать маску только на тени от движущихся теней. Все вроде понятно. Но есть одно но!!! У меня или МАХ глюченный или в VRay чего-то не доработали. Короче не делает он масок у меня с этими элементами. Но вот при рендере элемента VRay_matteShadow он делает мне маску тени. Ну вот это и будем использовать. Внесем элемент VRay_matteShadow в список и установим папочку куда VRay сохранит наши имиджи с маской в формате PNG или TIFF. Да и еще самое главное нужно отключить Глобальное освещение, оно здесь не нужно.
Сделаем несколько пробных рендеров и убедимся, что движущиеся объекты нормально освещены и отбрасывают тень. Если освещения для них не достаточно, отрегулируйте его.
Прорендрим и получим папку с картинкам с движущимися объектами и тенями и папку с картинкми, где есть маска для тени. При рендере масок не забудьте отключить функции Render Frame Windows в настройках Common и Enable build-in Frame Buffer в V-Ray. Иначе маска не будет рендериться в файл.
Часть2. Сборка всех прорендеренных компонентов в единную анимацию
Теперь соберем все в один фильм. Откроем программу Adobe After Effects у меня CS4. Если вы еще неработали в ней -тоже не беда. Просто выполните,что я опишу ниже. Открылось окно Welcome to Adobe After Effects. Закройте его.
Правой кнопкой жмем мышкой в окне Project, выбираем команду Import - File. Находим папку где мы сохранили картинки со статической сценой. В окно Import File обязательно отмечаем PNG Sequence.
Тоже самое делаем с картинками движущихся объектов.
И наконец тоже самое делаем с картинками, где сохранена маска теней движущихся объектов.
И еще существуют специальные библиотеки с короткими фильмами по разной теме. Например: небо, отдельные анимированные деревья, кусты, ветки, трава и даже люди и т.д. Они называются Footages Все если всавить в нашу композицию внесут имитацию жизни. Что бы показать пример работы с ними я открою и внесу один такой видеофайл в наш проект. На нем будут анимированные движущиеся тучи.
Теперь будем перетаскивать наши компоненты из окна Project, в окно None. Первым перетащите секвенцию картинок статических объектов а затем все остальные. Это для того, что бы автоматически создавался наш будущий фильм с нужной нам резолюцией и продолжительностью. В моем случае ,так как я поленился прорендерить всю анимацию, а прорендерил лишь одну картинку, я перетаскиваю первой секвенцию Diffuse. Именно там заложены характеристики нашей будущей анимации.
Затем нужно упорядочить наши слои. Принцип раскладки должен быть такой: самый нижний объект в списке является самым дальним слоем в композиции нашего фильма. (Я временно отключил слой Diffuse_VRay_matteShadow)
Если присмотреться то можно заметить, что в слое Diffuse тени не прозрачные. Что бы сделать их прозрачными предлагаю вырезать их(тени) из слоя Diffuse, а под этот слой подложить еще одну копию слоя Diffuse, с режимом смешивания Multiply. Заметьте принцип тот же что и в Photoshop.
Для того что бы сделать невидимыми тени в слое Diffuse необходимо нажать кнопку None в столбце T TrkMat, в строке со слоем Diffuse и в разкрывающемся меню выбрать Track Matte Luma Inverted Matte. Вы увидите что тени исчезли.
Затем из окна Project перетаскиваем еще одну копию слоя Diffuse в окно монтажа. В столбце Mode этого слоя выбираем режим смешивания Multiply.
Тени стали прозрачными, но очень черные. Нужно отрегулировать их прозрачность. То есть нужно изменить прозрачность слоя, где они находятся. Для этого с правой стороны от имени слоя выбираем треугольник и в характеристике прозрачность Opacity выставляем подходящую нам величину. Я установил 50%
Обратите внимание тени стали менее черными и прозрачными. Теперь нажав кнопку Play в окне Preview вы сможете увидеть конечный результат анимации.
Сохраним все, что тут мы сделали. Нажав в линейке инструментов File- Export и выбрав один из подходящих форматов.
Какой выбирать файл и его установки, этот вопрос я не поднимаю в этой публикации. Скажу только, что для презентаций с компьютера лучше сохранять с AVI и даже без компрессии. Анимация будет качественная, но файл тяжелый. Для интернета подойдет формат MPEG-4 или QuickTime Movie. В этом случае вы облегчите файл, но потеряете качество. Но все это лишь мое мнение.
Что получилось после сохранения можно посмотреть здесь.
Формат MPEG, резолюция 400х250 2,5 MB
http://www.grikat.com/work/3ddd/400.m1v
Формат MOV резолюция 800х500 6,4 MB
http://www.grikat.com/work/3ddd/1.mov
Тут можно взять оба видеофайла:
http://www.rapidshare.ru/1002905
или тут:
http://depositfiles.com/files/8kqds19e2
Главное мы добились отличного качества анимации с VRay сцены в которой двигаются обьекты.
ПРИМЕЧАНИЕ:
После того как написал, понял, что публикация должна быть более расширенна, чтобы была понятной. Но учитывая, что в Интернете этот процесс создании анимации от начала и до конца почти не поднимался решил все-таки ее выставить. Думаю, что даже не очень понимая сути рассказанного, можно выполнить простую, но качественную анимацию. Буду рад замечаниям, уточнениям и новым решениям.
С Уважением Grikat.