Мне понятно, почему автор темы считает отсутствие необходимости в надзоре нормой.
Я бы выделила два основных момента:
1. для человека дизайн - это зарабатывание денег и это не скрывается. Каких-то больших и глубоких творческих амбиций не преследуется, проекты все стандартные, делаются по накатанной, получаются деньги и поехали дальше... беспрерывный цикл, в котором та или иная потеря времени приравнивается к потере денег, а это, учитывая главную цель занятия дизайном в данном случае - очень нежелательно.
2. проекты сами по себе плюс-минус типовые, ни чем особо не выделяющиеся, схемы стандартны, цвета стандартны, решения стандартны. Соответственно следить за тем, что как кажется самому дизайнеру, и ежу понятно - нет необходимости. Все давным давно познано, усвоено и разжевано. Так думает дизайнер. Но очень часто не заказчик.
Я, к примеру, из своего опыта работы очень четко осознаю, что заказчик часто приходит не просто за проектом, он к тебе приходит как к союзнику, советчику, психологу и просто человеку. Ему важно общение, коммуникация, обсуждение и прочее. Мне, допустим, этот момент нравится, я люблю выступать в этих ролях, поэтому мы друг друга находим. Для меня дизайн это не накатанный шаблон, мне не нравится такой подход и я от него далека. Возможно в будущем что-то изменится.
Но пока, как уже говорено выше, есть невероятная масса ньюансов, от которых ни куда не денешься.
Да, заказчик порой приводит низкоквалифицированного строителя и с этого момента начинается "рукалицо". Заставить не брать их я не могу, поэтому работаем с теми, кого дают.
Иногда мне самой необходимо выехать на объект для той же разметки молдингов по стене. Может быть кто-то суперпрофи и у него на чертежах все идеально, но живое понимание пропорций это нечто совсем иное.
Опять таки, выбор отделки мягкой мебели. Одних только видов тканей масса и оттенков их тоже. Поэтому берется заказчик, берется напольное покрытие, кусок обоев и пр. и все это в мебельном салоне прикладывается к ткани с целью понимания насколько оттенки гармонируют в целом. Кто умеет делать это заочно - мой респект.
И да, лично я стараюсь авторский надзор включать в стоимость проекта, потому что:
а) мне очень важен результат и я болею за свою работу
б) город в котором живу - масштабно не большой, траты времени на поездки в пределах разумного
в) каких-то колоссальных денег именно с надзора не имею, этот момент нивелируется сотрудничеством с магазинами, сейчас вообще хочу по каким-то позициям самой заниматься дилерством
г) получаю удовольствие от момента коммуницирования не только в рамках дизайнер-заказчик, но и со всеми, кто имеет какое-либо отношение к объекту. Сидеть на одном месте и тиражировать проекты пачками мне не интересно. Более того, я считаю невозможным создать интересный, не стандартный проект не контактируя с ним. Если нет таких амбиций, то в принципе и надзор не нужен.
могут элементарно перепутать поставщики. А строители могут не вкурить разницу. Положат не тот цвет и что потом?
Всмысле что? Судиться. А если плиточник клей разбодяжит или клей старый будет и плитка поотваливается - тоже дизайнеру следить?
Цитата ulyana1986:
Мне понятно, почему автор темы считает отсутствие необходимости в надзоре нормой.
Я бы выделила два основных момента:
г) получаю удовольствие от момента коммуницирования не только в рамках дизайнер-заказчик, но и со всеми, кто имеет какое-либо отношение к объекту. Сидеть на одном месте и тиражировать проекты пачками мне не интересно. Более того, я считаю невозможным создать интересный, не стандартный проект не контактируя с ним. Если нет таких амбиций, то в принципе и надзор не нужен.
Это у тебя от молодости. Через пять лет ты посмотришь на свои же проекты и удивишься какие они одинаковые. Отличия не принципиальны и не значимы. Поэтому в западной культуре никакого дизайна интерьеров нет, есть архитектура и декор, а дизайнеры - единичные люди, работающие на тех, кто сопсобен потратить на отделку ровно на порядок больше, чем она стоит. Это опять же единичные люди, в основном публичные. Никакого дизайна в типовом жилье рядового жителя нет, и более того - он там нахрен не нужен.
На сайте c 29.07.2010
Сообщений: 1315
Санкт-Петербург
Цитата orion27:
Это у тебя от молодости. Через пять лет ты посмотришь на свои же проекты и удивишься какие они одинаковые. Отличия не принципиальны и не значимы. Поэтому в западной культуре никакого дизайна интерьеров нет, есть архитектура и декор, а дизайнеры - единичные люди, работающие на тех, кто сопсобен потратить на отделку ровно на порядок больше, чем она стоит. Это опять же единичные люди, в основном публичные. Никакого дизайна в типовом жилье рядового жителя нет, и более того - он там нахрен не нужен.
По сути, русские дизайнеры и есть декораторы с доп функцией перепланировки и немножко технички:)) Рядовое жилье на западе сдается уже с отделкой и встроеной мебелью. А у нас люди покупают голый бетон или дореволюционные\советские помойки. А потом недоумевают, что с этим добром делать. Есть спрос, есть и предложение.
И мне интересна граница полномочий и обязанностей, т.к. на каждом объекте все новые и новые вопросы от мастеров и прорабов,которыми я ,почему-то, должна заниматься. Например, должен ли дизайнер :
1) чертить план высот стяжек , если пол должен быть в один уровень ? При том, что есть план полов на которых указана толщина финишного покрытия (плитки и паркета.)
2) должен ли дизайнер подавать чертежи розеток подвода и отвода воды к стиралке ,посудомоечной,бойлеру и т.п. или достаточно указать привязки самой техники ?
3 ) разбираться что делать ,если в кухне один вентканал ,а надо и вытяжку и природную вентиляцию и с гардероба бы потянуть вентиляцию.
4 ) если дизайнер порекомендовал плитку именно эту , а она приехала бракованная , то должен ли позаботиться о возврате /замене. (если нет авторского надзора, или есть , но заказчик ездит з дизайнером, сам платит и принимает ) . Должен ли дизайнер сам сидеть фоткать брак , отправлять на почту продавцу ,везти в салон обратно .и.т.п. .
5) если на объекте на стене соли и плесень , то должен ли дизайнер писать список химии и работ по устранению ,т.к. прораб спрашивает "и как я по вашему должен с этим справиться ?"
6) Должен ли дизайнер знать и указывать в проекте, какая подготовка стен не подходит для обоев ? Как именно делать откосы (из ГКЛ или штукатурки) , какой тип краски должен быть (дисперсионная , силикатная, латексная и .т.д, )
7) указывать чем зашивать крышу на мансарде ,в смысле весь пирог что над ГКЛ , какие где пленки , где воздушная подушка и т.д.
8) указывать сколько слоев листов и какой толщины давать на перегородки и на потолки ?
9) должен ли дизайнер ходить с уровнем отмечать где будет уровень нуля ,что б они знали откуда им считать высоту электроточек ?
10)Если например я указываю выключатель двухклавишный , одна клавиша - проходной ,вторая - не проходной. А электрик решил , что нет таких и поставил 2 подрозетника на одноклавишные , то кто должен корректировать ведомость электроточек и заказывать кол-во всего ?
11) Должен ли дизайнер консультировать по входным бронированным дверям , какой фирмы какая начинка, толщина стали и все такое ?
12) должен ли дизайнер указывать количество запаса ламината , паркета ? Я указываю +5 % при свободной укладке и +15% при укладке 1/3 . И вот какой был казус . Свободная хаотичная укладка (указываю , что не должно быть разницы между швами в рядах меньше чем 20 см . при длине плажки больше 80 см.) . так вот мастера положили так что возле стены огрызки 5 см. накрывается плинтусом и остается 3 см-е уродство. Я тоже должна была это указать ещё до начала штукатурок и выравнивания стен (при хаотичной эконом укладке)? сколько запаса даёте вы на напольные покрытия ?
13) Должен ли дизайнер решать сколько покупать краски ? или достаточно указать площадь для покраски ?
14) Почему дизайнер должен считать сколько фуги надо купить для плитки ? В салоне сказали ,что должен считать мастер ,мастер -вопросы к прорабу , прораб говорит ,что должны считать или в салоне или дизайнер. В результате сижу считаю . Указываете ли Вы цвет и тип затирки , (цементная ,двухкомпонентная ) .
15 ) Если потолок натяжной и надо сделать нишу для штор , а прораб говорит ,что не делается так. Чертите ли вы как это делается с указанием профилей и что и куда крепится для этого ?
16) Должен ли дизайнер предусматривать место для трансформаторов ? Должен ли дизайнер считать сколько гипсокартона и какой толщины надо купить?
Может стоит как-то сделать свод правил , что должен, а что нет дизайнер ?
Теперь ответы на вопрос Автора поста про то , когда без дизайнера никак на объекте из личного опыта :
1) выбор из большого слэба мрамора части для стола по шаблону (так же на все подоконники и ступеньки и вырезание шаблонов в том числе ). 2) случай . на обмерах во внутреннем углу было что-то зашито коробом 40х40 см и судя по отверстию вверху это была вытяжка , но что было ниже - непонятно ,т.к. 1-й этаж. Зак не хотел вызывать мастеров для демонтажа перед проектом. Так же на потолке была вагонка , и никто не знал что над ней и сколько . Это бар . Сначала делался проект ... вот так наугад. без знания высоты.Она бралась из соседних помещений примерно , но подозревалось что там короба и высота по итогу тоже будет зашита как и до обмеров. Прищел час демонтажа , и оказалось , что за коробом 40х40 не пряталось внизу ничего , а только вверху была труба. И вот решение поместу что с этим делать без дизайнера никак. Дальше в ту вытяжку я расчитала вытяжку кухонную. По приезду выяснилось ,что мастера сделали огроменную коснструкцию из труб и мотора, которую можно было упростить до 2-х колен и утопить мотор в стену и не городить огромный короб . По телеыону невозможно объяснить как . ТАм и на месте не очень просто было объяснить как. мастера переделали и короб получился деликатный. 3) БЫл дом из 4-х стен и 2-х перекрытий с тремя отверстиями (лестница , фановая труба , вентшахта. одно из них впритык к стене ) . Бригады нет даже в планах. Делаю эти коммуникации ,как планировал застройщик , делаю проект. Но знаю , что бывают случаи когда строители эту фановую трубу монтируют в толщу стены , но так же знаю , что таким образом нарушают армопояс , но многие берут на себя ответственность и так делают ради того что б в комнатах не было коробов. И вот проект подходит к концу , и появляется прораб с пригадой. но пока им не дают денег он говорит ,что не может ничего сказать про короб. ( а это расположение в ванной комнате и плитка , и пока что делаю по задумке строителей ) И вот доделала и уже другой прораб говорит , а мы согнем трубу и поведём в вентшахту , она большая. (гнуть ту трубу не очень то можно , но то не моя ответственность , хотя в маложтажке может и можно , некоторые вовсе отказываются от неё) . И вот надо приехать и решить что с этим всем делать . СУ ,понятное дело переделывается , плитка пересчитывается , Но вент шахта тоже с дыркой в полу никто не может сказать сколько точно будет сантиметров короб. И очень желательно приехать в такой ситуации или что б видео прислали хотябы. 4) Нужен был диван вот такой только ножки от этого дивана , спинка от этого , а размер вот такой . И к нему столик с такими же ножками столешница вот такая только не круглая. И производитель никак по чертежам не соглашался принимать заказ. Только что б дизайнер приехал тыкнул пальцем в шаг капитоне , ткань , ножки и все детали. 5) Лепнина сборная гипсовая. Розетка. нет каталога . Надо приехать к гипсовику , разложить все что они делают. сфоткать померять рулеткой. разложить розетку из запчастей. сфоткать . перенести на чертежи ,посчитать. Без выезда тоже никак . 6) авторские вещи вообще без выезда никак . Делала люстру . Плафоны у керамиста на заказ , доска у деревянщика , лампы никто не купит сам и уже точно не хотят монтировать по чертежу . боятся . Только в присутствии автора. 7) была лампа простейшая. ниша в потолке , профиль Г по периметру , вверху лента , внизу светорасеивательный пластик на профиле . У мастеров и прораба была какая-то паника. В результате сказали , "Вы придумали ,вы и делайте" . Пришлось самой заказать профиля , порезку , пластик , доставку и в самом прямом смысле стоять на объекте и говорить -вот именно сюда саморез вкрутить надо. И никакие чертежи не помогали , я на стене рисовала в масштабе 1:1 и ноль реакции. И никто б не пошевелился , а зак тоже не хочет вникать достаточно ли детально там начерчено или нет .
И мне интересна граница полномочий и обязанностей, т.к. на каждом объекте все новые и новые вопросы от мастеров и прорабов,которыми я ,почему-то, должна заниматься.
Напишу так: между дизайн-проектом и реализацией проекта должна быть РАБОЧАЯ документация. По ней строители делают всё, что придумал дизайнер. И совсем не обязательно дизайнер сам делает рабочий проект. Всё это оговаривается с заказчиком при заключении договора на дизайн-проект - что в него включено, что нет. От это зависит стоимость дизайн-проекта в том числе.Так вот, ваша задача как дизайнера при проведении авторского надзора заключается только в том, чтобы цвет и фактура всех элементов интерьера соответствовала Вашей задумке и утвержденному дизайн-проекту.Но в то же время дизайн тесно связан с рабочей документацией - уже на стадии проектирования должны быть учтены все нюансы совместного "проживания" всех элементов интерьера.Как ответили выше в этой теме автору поста Agapova, которая в своих мыслях и изречениях предполагает совершенно идеальные проекты и реализацию - что в принципе, невозможно, на стройке должен быть человек, осуществляющий технический НАДЗОР за строительством. По сути прораб должен следить за качеством выполняемых работ, вверенных ему. Но если заказчик хочет увидеть качественный интерьер по СТРОТИЕЛЬНОЙ части, то нужен технадзор за строителями и прорабом, о котором я написал выше.
И мне интересна граница полномочий и обязанностей, т.к. на каждом объекте все новые и новые вопросы от мастеров и прорабов,которыми я ,почему-то, должна заниматься. Например, должен ли дизайнер :
Ну, во первых Вы молодец! Имея такого диза на объекте, прораб не нужен! Согласен с Konstantinus, половина функций не Ваши. Авторский надзор, подразумевает под собой, именно выполнение всех работ по проектам, а не "отсебятину". Приехали, посмотрели, написали замечания, подписали Сами и заку предложите подписать, если ему нравится, пусть подпишет что притензий нет. Если прораб не может донести до бригад электр., сантехников, плиточников и т.д., потратьте полдня, с утра пройтись по всему объекту показать и объяснить всем, что не понятно(может Вы не знаете, сразу решите как делать). Может так получиться что зак будет на объекте чаще чем Вы, и за Вашей спиной тот-же прораб будет обращаться к нему за решением каких-то вопросов. Этот момент нужно "просечь" и сначала обговорить этот момент, если заказчика устраивает качество и тех. решения, то пусть рулит дальше(бумагу подписать и все). По опыту электрика, вентиляция и сантехника прокладывается по лоткам, коробам скрыто, пусть везде вешают бирки гр.№ такая, это то-то и т.д. А потом в вводном щитке полдня разбираться. Буду рад если помог! Удачи!
На сайте c 29.07.2010
Сообщений: 1315
Санкт-Петербург
Цитата Lionak:
И мне интересна граница полномочий и обязанностей, т.к. на каждом объекте все новые и новые вопросы от мастеров и прорабов,которыми я ,почему-то, должна заниматься. Например, должен ли дизайнер :
1.Да. 2.Да 3.Да, с привлечением специалистов. 4.Если есть авторский, то да. 5.Нет. 6.Не обязательно, но не лишнее. 7.Вообще то нет, но если на объекте не архитектора, то скорее всего придется. 8.Да, от этого зависит толщина перегородок. 9. Нет. У строителей должен быть лазерный уровень. 10.Если это инициатива электрика, то пускай он и пересчитывает. 11.Нет, для этого есть специалисты продажники. 12. 10% Раскладку лучше рисовать подробно, во избежание таких ситуаций. 13.Площади обычно достаточно. 14.Не должен. Указываю. 15. Черчю без указания профилей, только общие размеры. 16. Да, если спросят, чаще всего электрики справляются сами. Нет, гипсокартон считает прораб.
Авторский надзор дизайнера- контроль реализации в соответствии проекту.
Путают сантехнику, артикулы краски и т.д.
Если грамотный и внимательный прораб- авторский надзор не нужен ( при наличии полного дизайн проекта со спецификацией)
За 15 лет работы я встретила только одного такого прораба.
Поэтому не могу сказать , что это развод на деньги
Часто заказчик не располагает временем или территориально находится далеко, поэтому делегирует это дизайнеру. Тогда и фото и видео и отчет
Технический надзор(качество)- это как раз работа прораба
Контроль поставок материалов-работа снабженца( может выполнять прораб)
Или когда есть договор комплектации или генподряд, тогда , кроме черновых материалов, этим замается дизайнер или его доверенное лицо( комплектатор)
Если этого договора нет, я просто устно ( редко письменно) озвучиваю примерные сроки поставок прорабу и заказчику и они уже сами планируют.
Следить за сроками работ- только при генподряде
Если я первый раз работаю с прорабом, хожу с рулеткой и дальномером, неумеющих читать чертежи работников сколько угодно, исполняющих в неполной мере свою работу прорабов тоже
PS
иногда я подбираю не только подушки, пледы , но и цветы на стол, матрацы, посуду, полотенца
Но это не авторский надзор, а комплектация объекта
А у меня такой вопрос про авторский надзор: понятное дело проверка объекта за строителями и чтобы все на самом объекте было по фен-шую и корректировка планов...
А на протяжении какого времени эти планы правятся? А если там два месяца все время какие-то неточности будут из-за строителей, например? Мне каждую неделю планы править? А кто как решает дело с выездами в магазины на авторском надзоре?
Вот у меня, например, в договоре есть 8 выездов в рамках авторского надзора. И вот как быть?Должна ли я их потратить только на объект? Или разделить между объектом и магазином, если захочет заказчик? Или выезды в магазины уже отдельная оплата должна быть?Потому как я считаю, что в принципе не такие большие деньги платят за надзор, чтобы и на объект ездить, проверять все, править чертежи... да еще и по магазинам ездить..
выезд в магазины - комплектация, не относится к авторскому надзору. количество выездов - или определяется из расчета в месяц, и сколько месяцев плановая продолжительность, или приурочивается к каким-то этапам по сдаче работ
если вы правите за строителями, то это немного неправильно. ори должны исправлять свои косяки, если приняли в работу ваш проект
в моей теперешней работе есть объект, который года три уже переделывают, 48 ревизия проекта по всем разделам, включая инженерку :))))
выезд в магазины - комплектация, не относится к авторскому надзору. количество выездов - или определяется из расчета в месяц, и сколько месяцев плановая продолжительность, или приурочивается к каким-то этапам по сдаче работ
если вы правите за строителями, то это немного неправильно. ори должны исправлять свои косяки, если приняли в работу ваш проект
в моей теперешней работе есть объект, который года три уже переделывают, 48 ревизия проекта по всем разделам, включая инженерку :))))
1. А я вот как училась - говорили, что комплектация - это в общем работа удаленная. Типо все подобрали/заказали/оформили и приезжать на объект смотреть на прием материалов/проверить состояние/соответствие.
2. Хорошо. А на каких условиях или КАК это количество в месяц определяется? Оплачивается отдельно? ИЛи как авторский надзор? Как правильно обговорить этот момент с заказчиком?
3. Большие косяки за строителями - конечно нет, не правлю. Ну бывает же по тех причинам уехала стена и за ней что-то там потянулось - можно и поправить. Или нет? Не согласны со мной?
Просто вот на объекте недавно: казалось на обмере одно расстояние, а стали производить демонтаж, оказалось пространства прибавилось на 20 см в комнате (сняли утепление не нужное). Строители тоже вроде не виноваты.
А если там два месяца все время какие-то неточности будут из-за строителей, например?
надо понимать, есть ли косяк и чей он.
Цитата vashestvo:
что комплектация - это в общем работа удаленная
если только вы способны выбирать материалы по картинкам инетовским и согласовывать выкрасы по фото )
мы тут недавно и текстиль удаленно комплектовали на коттедж. сложно, но возможно. утомительно капец, фото, видео, текстуры, переливы тканей. ну как бы... проще было бы по месту наглядно.
Цитата vashestvo:
казалось на обмере одно расстояние, а стали производить демонтаж, оказалось пространства прибавилось на 20 см в комнате (сняли утепление не нужное)
это новые обстоятельства, которые тянут за собой платные правки. платные потому, что это доп работа.
те же строители на допы смету увеличивают. почему вы нет? стоимость определяйте сами.
Цитата vashestvo:
Как правильно обговорить этот момент с заказчиком?
так и обговаривать. заказчики мои тут передумали конфигурацию санузлов, попросили сделать заново сантехнику и раскладку.
обозначила стоимость. это ж работа по новой. если не согласны, значит пусть сами рисуют.
если только вы способны выбирать материалы по картинкам инетовским и согласовывать выкрасы по фото )
А если комплектация - это подбор материалов и для этого же выезды в магазин... Тогда что есть авторский надзор?
Не думайте, что я просто так спрашиваю. Я, конечно, читала и пыталась прояснить для себя эту границу полномочий и обязанностей авторского надзора. Просто выезжать на объект, проверять строителей и привезенные материалы на месте те/не те? Или как, что еще?))
Просто везде пишут на столько по разному, что путаешься.
На сайте c 12.03.2013
Сообщений: 1050
Ростов-на-Дону
На мой взгляд, авторский надзор, это когда клиент полностью делигирует свои полномочия в отношении стройки, общения с прорабом, покупка материалов и т.д. Я бы провёл тут аналогию с хозяином ресторана и управляющим, первый даёт деньги второму, чтобы не парится и всё само собой работало. А кол-во выездов это уже личное дело дизайнера, и к заказчику не имеет никакого отношения, главное результат.
Есть нормативный документ РФ (аналогичные и во всех странах бывшего СССР) - СП 246.1325800.2016 "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений". Можно фундаментально отталкиваться от него. По крайней мере в суде он принимается :)
Цитата iolanta989:
На мой взгляд, авторский надзор, это когда клиент полностью делигирует свои полномочия в отношении стройки, общения с прорабом, покупка материалов и т.д. Я бы провёл тут аналогию с хозяином ресторана и управляющим, первый даёт деньги второму, чтобы не парится и всё само собой работало. А кол-во выездов это уже личное дело дизайнера, и к заказчику не имеет никакого отношения, главное результат.
Вы путаетесь. Это управление проектом. Совсем другая деятельность. Оплачивается тоже по-другому.
А если комплектация - это подбор материалов и для этого же выезды в магазин... Тогда что есть авторский надзор?
комплектация - это по сути подбор отделки, мебели, оборудования, выбор поставщиков, контроль возврата, обмена, тоже многофункциональный процесс.
в каком формате она проходит - определять вам. это может быть просто сводная таблица с артикулами (дешевле, чем полноценная комплектация).
это могут быть выезды по салонам, согласование чертежей от технологов/конструкторов, закуп (оплачиваю с карты заказчиков или наличкой) и доставка товара (за счет средств заказчика). все это делаю, кроме приемки товара. товар принимает доверенное лицо на стройке.
авторский надзор - это:
- проверка соответствия производимых на объекте работ, направленных на реализацию проекта, документации и требованиям дизайн – проекта;
- информирование Заказчика о ходе авторского надзора путем ведения журнала авторского надзора
- участие в промежуточной приемке и приемке работ по индивидуальному изготовлению конструкций, оборудования, мебели и пр.
и т.д. там целый перечень.
если у ребят на стройке вопросы - вы на связи.
это может быть и участие в группе ватсапа. и выезды (у меня не более 4х в месяц), или оплата за разовые выезды, если у вас не подписан авторский на несколько месяцев.
Цитата vashestvo:
Просто везде пишут на столько по разному, что путаешься.
а потому что все по-разному это делают.
авторский надзор и комплектация объекта - это два разных доп.соглашения.
Цитата vashestvo:
проверять строителей и привезенные материалы на месте те/не те?
лично я предпочитаю воздерживаться от приемки товара. ткпотом возможен оч большой головняк.
не заметите трещинку или косую геометрию на раковине, ее смонтируют, поставщик ессно ее потом со следами монтажа не примет. и куда ее? кому счет выставят?
конечно, не вам, у вас в допе все прописано про материальную ответственность, которую вы не несете.
но и выслушивать претензии и быть в конфликте - мало приятного. сливать все будут на дизайнера.
Единственная шляпа, это вечные и неумолкаемые чаты на этапе ремонта, всякие накладные их, чеки, то арматура в стене, тыща фот конвектора с одного ракурса, и т.п
Сидишь, читаешь по 200 сообщений, сравниваешь кто как работает. У прораба Валеры -вечно "Хьюстон, у нас проблемы" и думаешь, слава небесам, что проблемы у Валеры, Анатолия, или Геннадия - главное не у меня!