Dilinjer888
В этом случае нужно потребовать наличие разрешительных документов, согласованных в соответствующих инстанциях, проекты на коммуникации заверенные инженерами лицензированными. Только потом приступать к дизайн-проекту. Договор визировать нужно. можно юридически. В любом случае если недайбог дойдет, то можно ответные в суд подавать, прилагая договор, акты, журналы и тд
Главное чтобы вы были как часный предпрениматель зарегистрированы. А иначе доказать что либо будет очень сложно. Иначе тогда законную силу имеет договор частного лица и другово лица завереный натариусом.
Зашла в тему, почитала и тоже хочу высказаться. Приведенные анкеты (пусть не обижаются авторы) страдают одним и тем же недостатком: попыткой переложить львиную часть своей работы и ответственности за нее на плечи заказчика. Да если бы он знал, что и куда надо поставить, чем отделать пол, стены и потолок, какого все должно быть цвета и в каком стиле, то зачем ему были бы вы? Он всего этого не знает, поэтому и обращается к дизайнеру. Дизайнер обязательно еще и психолог, он должен не просто сунуть объемистую анкету (с кучей орфографических ошибок к тому же) в перерыве между замерами, а, как правильно заметил Chen, "тонко выспросить о предпочтениях". Поговорите с заказчиком без суеты, это тоже часть вашей работы. Большинство технических подробностей не надо у него спрашивать, вы их узнаете, посмотрев на план и посетив вместе фронт работ. Мой метод таков: сразу прошу прислать мне по мейлу план квартиры, день думаю над ним, прикидывая, что потенциально можно сделать. Потом иду, уже подготовленная, на встречу с клиентом. И мы в комфортной обстановке (в кафе или дома - кому как удобно, не в офисе!), не торопясь, два-три часа беседуем, обсуждаем. Кроме получения информации, это очень помогает наладить личный контакт, который пригодится в работе и над этим проектом, и расположит к вам человека настолько, что он охотно будет вас рекомендовать своим знакомым, а это для дизайнера - главный источник новых клиентов. В общем, все по Дейлу Карнеги - проявите к человеку искренний интерес и он к вам потянется. Что касается вопросов, то в разговоре необходимо узнать следующие моменты, которые обязательно повлияют на проект:
- состав семьи, возраст и занятия ее членов, вероятность пополнения ее в ближайшем будущем. Особенно важно наличие существующих или планируемых в ближайшем будущем маленьких детей. Это кардинально повлияет на выбор способов отделки;
- увлечения членов семьи, в связи с которыми в доме нужно будет размещать специфические предметы (коллекции, крупногабаритный спортинвентарь, музыкальные или технические инструменты);
- гости - как часто, в каком количестве, на какое время. Есть люди, к которым часто приезжают погостить - надо предусмотреть дополнительные посадочные и спальные места, места для хранения вещей, вешалки для полотенец и полочки в ванной;
- мебель и другие предметы, которые хозяева намерены сохранить и перенести в новый интерьер. Их надо будет попытаться по возможности вписать в свою концепцию;
- планы по техническому оснащению - кондиционеры, домашние кинотеатры, проекторы, телевизоры, компьютеры - количество и в каких комнатах предположительно их располагать;
- наличие домашних животных (тоже повлияет на отделку);
- по кухне - требуется разговор с хозяйкой. Стиль питания в семье (полномасштабная готовка три раза в день, быстрый разогрев полуфабрикатов, кофе и бутерброд) - диктуют разные стили зонирования и отделки кухни, а также разный перечень оборудования и количество мест хранения;
- по санузлу - если предварительный анализ плана показал, что кроме стандартного набора в ванную поместится еще что-то, то предлагайте биде, душевую кабину и т.д. Если там два кв.м. - то нечего и спрашивать, скорее уместно предлагать отказаться от ванны в пользу душевой кабины+гигиенический душ возле унитаза;
- требуется ли оборудовать рабочий уголок или отдельный кабинет. Есть принципиальные противники работать дома;
- делать ли в квартире теплые полы и где именно (можно и уместно порекомендовать).
Все остальное - решайте сами, на то вы и профессионал. Рассказанное заказчиком в процессе беседы дает довольно полный портрет его и его семьи, по которому вы сами определить близкий ему стиль, в котором стоит оформить помещение. О цвете спрашивать не имеет смысла по ряду причин: не все правильно различают цвета и их оттенки, правильно сопоставляют их с названиями, практически никто не может представить цвет в массе в конкретном помещении, в комбинации с другими цветами. Архитекторы и дизайнеры сами делают пробные выкрасы, так что же хотеть от клиента? Колеровочный веер несколько помогает, но только как ориентир. Часто цвет в образце не нравится совсем, а в интерьере смотрится отлично. Самые яркие тому примеры - серый и оливковый. Считанные люди выберут их в веере как понравившийся, но интерьеры в таких цветах очень часто получаются замечательно гармоничные. Еще, если позволите, совет: не смотрите, как человек одет, одежда очень часто не отражает его вкуса и внутреннего мира. Лучше спросите его о любимой музыке и фильмах - вот тут часто ключ к пониманию того интерьера, который заказчику нужен (о книгах сейчас спрашивать уже неактуально, многие вообще ничего не читают). Вооружившись полученной информацией, делайте первый эскиз и несите его клиенту. Тут и станет ясно, угадали вы или нет. От долгого перебора спасает договор, в котором четко прописывайте количество вариантов. Ну и предоплата, разумеется, которая, согласно тому же договору не возвращается, если не один из вариантов не понравился - вы же работали, а работа должна быть оплачена. Но это крайний случай, постарайтесь все-таки сделать так, чтобы клиента устроило ваше решение.
И последнее - по поводу стоимости ремонта. Не спрашивайте у клиента сколько он намерен потратить на ремонт при первом же разговоре. Делайте первый эскиз в материалах и мебели среднего ценового диапазона, чтобы была возможность маневра в обе стороны. Понравился эскиз - озвучиваете примерные затраты на антураж и смотрите на реакцию. Дорого - деликатно успокаиваете клиента, что здесь можно заменить на хороший ламинат, а вот здесь на похожую плитку и так далее. Вы сами знаете, на чем можно сэкономить, а на чем без ущерба для качества - категорически нельзя. Помогите клиенту достойно выйти из этой ситуации, ведь наверняка каждый на своей шкуре не раз чувствовал как это неприятно, когда у тебя не хватает денег. Устраивает стоимость - можете попробовать предложить более дорогие решения под девизом "можно сделать еще лучше".
Извините за многословный комментарий, но я надеюсь, мой опыт кому-нибудь пригодится. Успехов!
Привет! Да, очень удобно при первой встрече заполнять анкету. Я составила для себя вот такую (см файл). Обязательно с подписью заказчика, а потом руководствуясь ей составляю договор. Может и в мою анкету что добавить нужно?
Marra_MM , все правильно написали. Эти анкеты стандартные с множеством странных вопросов, в конечном счете не дают никакой конкретики.
Как мне сказал заказчик, которому я дала эту анкету на обдумывание - "по этим вопросам картинка интерьера вообще никак не складывается".
Это был мой первый и последний опыт с ТЗ.
Мое мнение - долой анкеты! В процессе встреч и обсуждений все можно узнать и решить интересующие вопросы, да и контакт быстрее наладиться между вами и заказчиками.
Раз уж человек нанимает дизайнера, значит, он рассчитывает, что дизайнер сам ему все предложит, посоветует и спроектирует то, о чем он даже и не мечтал
Не спрашивайте у клиента сколько он намерен потратить на ремонт при первом же разговоре. Делайте первый эскиз в материалах и мебели среднего ценового диапазона, чтобы была возможность маневра в обе стороны.
А смысл? Пределывать по 2 раза. Что мешает узнать ценовой сегмент заранее, финансовые возможности, хотябы не примере отдельных предметов заполнения - дивана, светильников например. А главное какой аргумент чтобы этого не делать?
Ricon, аргументы есть. Во-первых, дорабатывать всегда приходится - ну не бывает так, чтобы все до последней мелочи подошло с первого раза. Во-вторых, вопрос о финансовых возможностях в лоб часто заставляет человека напрягаться, что не способствует комфортному и доверительному разговору. На самом деле, поменять один светильник на другой - не так много времени и труда, а вот выстроить с клиентом хорошие отношения и одним неловким движением их разрушить всегда обидно. В-третьих, абстрактный вопрос: "Сколько вы намерены потратить на ремонт?" не имеет смысла. Ответ на него очень сильно зависит от того, что вы ему предложите. Может, он первоначально и не собирался особо тратиться, но увидит ваш замечательный проект, загорится идеей "хочу так" и готов последние штаны с себя снять ради такой красоты.
Marra_MM
Если человек не может выдать ориентировку по затратам, то нужно самому назвать порядок цен. Сколько работаю, еще ни разу не испортил отношения таким вопросом. И наоборот он существенно помогает устранить пустую работу в будущем.
felichy
Смотря что в вашей анкете. В доверительном разговоре может многое забыться и потеряться. А потом будет второй разговор: вы не говорили, нет это вы помните. ))
И к тому же узнать пожелания по всем приборам и тех обеспечению по бумаге лучше, чем перечислять их устно.
НУ это как кому удобнее. У кого память может терабитная.
Я бы вот с удовольствием обсудил техзадание по комерческим помещениям, типа магазин или кафе.
У меня возник такой вопрос.
Я не моделлер, и хотела бы спросить совета у тех, кто тоже не моделит мебель, а использует готовые модельки. (т.е., я могу видоизменить, скажем, кухню, переставить что-то в другое место, не то, чтобы прямо совсем ничего не могу).
Что я хочу спросить, как Вы подстраховываетесь от придирок к мелким несущественным деталям, типа "ручки на мебели", "оборочки" и т.д.?
Прописываете ли Вы как-то в договоре, что мебель не на 10000 % будет прям точно такая же, как на визуалке (т.е. ее можно заменить на похожую) и что делаете в случае, если Вам приносят журнал и, потрясая им, требуют только такое кресло и никакое другое?)))
volchya не стоит работать с такими клиентами, которые будут придираться к "длинне кисточки на диванной подушке", а если такое произошло, то жестко (но с уважением) ставить их на место. А вот ручка на мебели может быть очень даже существенной деталью во многих случаях - очень многие модели мебели, кухни, имеют свой дизайн ручек и многих других элементов, которые в совокупности определяют общие эстетические свойства предмета.
В договоре лично я такого не прописываю, по умолчанию в проектах использую реальные предметы, которыми сам или с помощью партнеров комплектуем интерьер.
Если передо мной будут потрясать журналами - я мгновенно расстанусь с такими заками! Но если попросят применить определенный предмет - я его замоделю сам или куплю и конечно же применю в проекте, при условии что он там уместен!
Ребята, а есть ли у кого-то договор для удаленной работы или он ничем не отличается от стандартного договора?
Может есть какие-то подводные камни, о которых нужно знать заранее?
Буду благодарна за любой совет))