Making of "На ремонте"

3f34bbf14475133d14428950ef03e8f3.jpg

Всем привет! Меня зовут Мерчи Александр. Я закончил Московский институт электроники и математики. Мне 25 лет. Занимаюсь 3d-графикой 6 лет. В институте 3d было моим любимым хобби, а после института я устроился 3d-моделлером в фирму, которая выпускала учебные пособия о ремонте поездов для железнодорожных депо. Так хобби превратилось в профессию. 

Здесь я расскажу вам о процессе создания моей работы, которая называется «На ремонте». Буду рад, если эта информация будет вам интересна и полезна.

Идея и концепция

Во время работы над учебными пособиями я сделал модели нескольких электровозов, в соответствии с чертежами и фотографиями, которые мне предоставили. Для выполнения рабочего задания меня командировали в депо Тверь для сбора информации. Именно там я увидел тепловоз ТЭМ2, и он мне сразу понравился. Его хотелось рассматривать, он был интересным и красивым. В тот момент мне и пришла мысль сделать работу с ним в "главной роли". Пользуясь случаем, я стал собирать максимально возможную информацию о нем. Были сделаны фотографии депо, находящегося на ремонте тепловоза и его чертежей.

f163d2bc2b45800bbac1641172cbbcc4.jpg

6e377e683ff24c9fd1116b27c55d6008.jpg

Так как главный «персонаж» будущей работы был определен, я приступил к поиску красивых, атмосферных экстерьеров для поезда, чтобы использовать их в дальнейшем. После просмотра огромного количества фотографий, я выбрал 4 изображения.

fa0a380f1dd25ca88d1112f1ff7968a1.jpg

На мой взгляд, тепловоз интереснее всего смотрится сбоку и немного снизу. Так видно наибольшее число деталей.Определившись с первоначальной идеей, я приступил к моделированию. В процессе настолько увлекся, что сделал не только внешние детали поезда, но и внутренние: при наличии большого объема информации не воспользоваться ей было просто обидно. К тому же, в 3d есть очень много достойных работ с железной дорогой и поездами как отечественных, так и зарубежных авторов, поэтому захотелось сделать что-то другое. Поезда и все, что с ними связано, имеют некий романтический оттенок: дороги, новые места, путешествия, но мало кто задумывается о том, какое большое количество людей занимается обслуживанием поезда, его ремонтом и так далее. Мне захотелось показать именно эту сторону «жизни» поезда.

Я снова отправился бороздить интернет и в дополнение к своим фотографиям нашел отличные фотоотчеты из депо Тверь и завода Уралмаш, которые использовал для создания окружения:

http://jury-tver.livejournal.com/158703.html 

http://daypic.ru/production/126500 

Также нередко обращался к галерее этого сайта: www.parovoz.com 

Моделирование

Все модели в сцене (за исключением модели человека) выполнены в 3ds max при помощи editable poly. На мой взгляд, это оптимальное средство для создания объектов подобного рода. Почти во всех деталях отчетливо можно увидеть стандартные примитивы, которые благодаря инструментам extrude, bevel, chamfer, правильному разбиению ребер и модификатору turbosmooth приводятся к необходимому виду. Главный недостаток данного метода — высокий полигонаж при большом количестве объектов. Зная об этом, я разбил модели на разные файлы, чтобы 3ds max не «тормозил» при работе. Например, поезд был разделен на 3 файла: «кузов», «внутренние детали», «телега», но при этом он легко собирался в единую модель при помощи команды import — merge. Также разделение модели на разные файлы помогло мне работать без привязки к одному компьютеру и месту. Я заливал в интернет файл и текстуры, с которыми работал в данный момент, и при любой возможности работал над ними. Для этого мне был необходим интернет, компьютер и 3ds max. В итоге, работа выполнялась минимум на 6 компьютерах в разных местах, в зависимости от того, где я находился.

af8a20c7c4fbc97b182978804b666bb7.jpg

35777a7c7a78e1c5076055ee97419040.jpg

7d3d72b635032660ff62625539277f5f.jpg

253fb8ced421d8d9439823c9cc36f2ba.jpg

fddec97e85d9d1f8f5a9c2df31006432.jpg

804ce7d4ab3d572db568d55073b7015c.jpg

a3e3fcb242665b72eb4c747ee322945a.jpg

Так как изначально я не знал, какие детали мне могут понадобится при рендере, насколько сильно поезд будет мной разобран и с какого угла я буду ставить камеру, все детали были промоделены отдельно и все было сделано геометрией, чтобы в последующем меня ничего не ограничивало при выборе ракурсов. В итоге модель поезда содержала 5083 детали и более 3 миллионов полигонов.

Модель депо из себя ничего сложного не представляет. Главной проблемой для меня было сделать красивый пол. Устроивший меня вариант был сделан следующим образом: плитка была сделана из box'a, швы между плитками из plane, а фактура цемента от сорванных плиток с помощью displace.Все модели делал в сантиметрах для соблюдения масштаба.

dac7d45518ed6e7465837180f988cd1b.jpg

Металлическую стружку, разбросанные камни и болты на полу делал с помощью плагина multiscatter.Модель рабочего была выполнена в ZBrush. Это был мой первый опыт скульптинга людей. Пользовался стандартным набором кистей, ничего необычного. Есть огромное количество уроков и статей, где об этом рассказывается очень хорошо и подробно. Так как я не планировал людей показывать с близкого ракурса, то сильной проработкой фактуры кожи и других мелких деталей не занимался.

Текстурирование и материалы

Большинство объектов в сцене имеют простое текстурирование — это модификатор uvw map в различных режимах. Для поезда была сделана развертка в 3ds max. Материалы в сцене настраивались по одинаковой схеме: карты diffuse, reflection, bump. Для сложных материалов использовался vrayblendmtl, состоящий из нескольких слоев. Было сделано несколько вариантов красок. Например, материал черной краски состоит из 3 слоев: окрашенного металла, ржавчины и царапин.

52f1f0931e9834889c8e9e3ddda9af7a.jpg

7ea08294e08e1f241154dcdbe4529a1c.jpg

3b3dc84228e750b55839dd0539875018.jpg

6f3545d533862e9886f16e620e830d76.jpg

Материал стен состоит из 3 слоев: материал краски, материал грязи и материал повреждений на стене. Для более реалистичного вида повреждений использовался displace.

08f8b2b8f9599a195b6367267583fdc2.jpg

cd03399a52a97e058281afbef1529264.jpg

Материал пола состоит из 4 слоев: материал бетона, материал масляных пятен, материал грязи и материал линий разметки возле рельс.

fbc927b68b59c275960213508a72a057.jpg

311ab4e70d7c5bf1106f87cbf8bdf544.jpg

Модель рабочего текстурировалась в ZBrush. Там же были сняты карты diffuse и reflect. Затем в xNormal были запечены карты Normal bump и Ambient occlusion. После этого с помощью Photoshop и nDo2 были созданы карты Ambient occlusion и Cavity для улучшения карт diffuse и normal bump.

Из-за того, что я работал над разными объектами сцены по отдельности, обычно материалы настраивались в студии. Если рендер в студии меня устраивал, то в итоговой сцене он выглядел хорошо; в редких случаях приходилось вносить правки.

2e7bc98e5631f8468d8e8939c8f004fe.jpg

Освещение

В работе я использовал гамму 2.2. Основной источник света vraysun в связке с vraysky.

1dec134f11a424e8f9db1964dcfc7b08.jpg

В фонарях использовано по два источника света. Vraylight в виде сферы — для имитации лампочки и spotlight — для имитации конуса света. На лампочке использовался vraylightmtl.

0b4fa619f3d2b43d3d88fcfae0e32235.jpg

4ffdbb103bbdb419e6ac08bbe6cc7e85.jpg

Настройки камеры

f9ecca13d8b0752c0aabc15c8c3921f7.jpg

Постобработка

Финальные изображения были сделаны в разрешении 4096 × 2304 пикселей. Время рендера на ракурс составляло примерно 20 часов. Постобработку делал в After Effects. Кроме основного рендера, были дополнительно посчитаны ambient occlusion, VRayRawLightning, VRaySpecular, VRayReflection, VRayLightSelect_Sun, ZDepth.

d9e61b58f66bd5e942dcbc51f31fbf4e.jpg

bf7df3fb5f00f9bbc3530859ce43ad63.jpg

471981c33dd20d0cea7e6c7a59c65ec3.jpg

c0fdbc88d99fe7b5cf5973cd3d67f475.jpg

120fef532d7aa0bb35ad5375ba873f78.jpg

b9bd438ce95bcfeb17ada9a1c6e8e3e5.jpg

Корректирующие слои были наложены поверх основного в режиме screen с разными настройками прозрачности.

598b9c6c89dbfd7592aa2e1574177acf.jpg

Для обработки изображений использовались плагины Magic Bullet Looks и Optical Flares.Пример корректирующего слоя с плагином Magic Bullet Looks.

e70710cb37862e833a62985f22ede315.jpg

Пример корректирующего слоя с плагином optical flares, для свечения фонарей.

b7b4fc32fd4fa2e058ec9eda5ec5fe03.jpg

Ambient occlusion накладывался в Photoshop для усиления теней. Так же используя ZDepth, был высветлен дальний план.

Сравнение рендера и обработанного изображения

ebd48055c372760578f30e8a9a488c57.jpg

В работах данной тематики можно до бесконечности увеличивать детализацию, добавлять грязь, дым и другие эффекты, но я в первую очередь старался передать атмосферу депо, художественно отобразить повседневность рабочего места многих людей, о которых мало кто вспоминает, смотря на поезд, и постараться не сильно отойти от того, что я видел сам. На мой взгляд, мне это удалось.

Хочу выразить особую благодарность Антону Туркину, Георгию Подшибякину и Ивану Подзорову за помощь и советы во время выполнения данной работы.

Спасибо за внимание! Всем удачи и творческих успехов.

Комментарии (34)

+14
lih_81
Титаническая работа с фанатическим подходом! Спасибо за рассказ.
+2
Da!
Отлично! Просто супер! Полагаю июньский победитель!

Хотел бы глянуть на смельчака который предъявит права на первое место июня.
Полагаю таких не будет)) или нет?)))
+2
Romaneus
Ну-ну, полегче)))
Полагаю, конкуренты ещё отыщутся.
Да и Making of всё же (как по мне) полноценным уроком (в классическом понимании), назвать можно с натяжкой т.к. это понятие является частью кинопроизводства и используется в качестве рекламы или бонуса к фильму. В данном случае бонус к работе автора.
Бонус получился хорошим!
+8
Aivory
Полностью согласен. Полноценным Уроком это вряд ли можно назвать. Я просто пересказал процесс создания своей работы. Если кто - то что - то для себя извлечет полезного, то будет здорово. Если у кого - то будут какие - либо вопросы, то помогу, чем смогу.
0
Da!
Вот - вот!!! Становиться интересней))), я так полагаю "вызов" принят)))
+4
terra3ds
Ничего не понимаю в паровозах, но работы тут проделано много! Человек- фанат, согласна с lih81
+2
Aivory
Спасибо за отзывы. Приятно, что моя статья Вам интересна.
+1
xt13r
круто.если бы еще был процесс спидмоделинга и сборки сцены,рендера - цены бы всему этому не было.
вполне спокойно можно было бы продавать за деньги.
0
strictdes
Невероятно масштабная работа. Восторг - восторг. Автор молодец!
+1
Prog
Какое внимание к мелочам и целый "ЖД-состав" терпения! У меня щас "дрезина тронется" )))
0
ygoryan
Я бы еще раз этой работе авард дал за материалы, слов нет, недостижимое мастерство!
За мат бетона готов убить, вот не дается он мне, как не мешал - все равно не реальный(((
+2
Aivory
В принципе я могу выложить модель пола с материалом, если это поможет. Мне не жалко
0
ygoryan
буду признателен!
0
ygoryan
Большое спасибо!
Ответная плюшка в личке )))
0
Aivory
Неожиданно, спасибо )
0
Z_loy
ресспект за усидчивость, отлично проработаны детали и атмосфера красочная, может пыли обьемной добавить для атмосферности?
0
Маркоф
очень интересная работа у вас) и вы большой трудяга. очень круто, видно , что работаете с душой, это самое главное. успехов) и новых крутых работ!)

ПС: а картинку чего в галерею не зальете?)
0
Aivory
Спасибо! Работа годичной давности. В моем профиле находится. Making of писал прошлым летом, просто только сейчас подумал, что здесь его тоже можно опубликовать. Сейчас работаю над новым проектом, но времени свободного очень мало, к сожалению =(
0
ygoryan
Маркоф, если зайти в профиль автора.... то их там даже не одна)))
0
Aivory
Когда ее делал, очень многое попробовал / изучил. Вторая иттерация, на мой взгляд, получилась удачнее )
0
Viva_Vox
Это что-то невероятное!!! Я инженер-механик по образованию. 10 лет занимаюсь строительством. Так сложилось, что пришлось освоить 3D max. То, что Вы сделали просто потрясает!!!! такая скрупулёзность!!! Столько сил!!! Примите искреннее восхищение!!!
0
Aivory
Спасибо! Очень приятно читать такие комментарии.
0
MARSALA
Вот это да! Невероятная работа
0
gulid_arch
на 6 (шести !!) компьютерах, при каждом удобном случае..да Вы батенька просто маньяк!!))
0
D.D.Daria
М о л о д е ц автор.
0
Ireige
Невероятно здорово и восхитительно! К тому же очень близкая по духу тема)
0
zanchi
КРУТО!
+1
lynatik89
Великолепно! Нечасто встретишь подробный разбор шикарной работы на русском (!!!) языке. Для меня, так и не освоившей английский, это просто потрясающая находка!
0
Gulya-3D
Присоединюсь ко всему вышевысказанному восхищению, благодарю за грамотный русский текст, читать приятно.
Положу в закладки, буду вдохновляться, если лень нападет...
0
Gulya-3D
Комментарий удален
0
Charlyxxx
Круто! Молодец! Качественный мейк. Низкий поклон =)
0
Aivory
Всем спасибо за приятные отзывы, друзья!
0
dm.attik
Молодой человек, да вы маньяк!)