Освещение реальное и эмулированное

Автор
Сообщение
Репутация: 0
На сайте c 01.03.2019
Сообщений: 160

Приветствую всех!

Хочу затронуть тему соответствия эмулированного программой 3 ds max освещения и реального - того, которое впоследствии будет смонтировано в реальности.

Создаю ночную интерьерную сцену, размещаю светильники так, как они мне видятся, назначаю им профиль и мощность такую, какая декларируется в паспортных данных реально продающихся светильников и понимаю, что света слишком много, что тени слишком резкие и вообще желательно бы люменов поменьше. Добившись красивого освещения в рендере понимаю, что достигнуто оно путем нивелирования реальных характеристик осветительных приборов. Диммируемые покупать не хочу, поскольку в их долгосрочную надежность не верю.

Отсюда вопрос: "Насколько освещение, настроенное в сцене по характеристикам реальных светильников, будет идентичным полученному в реальных условиях?" 

На сайте c 08.10.2011
Сообщений: 649
Moscow
А как вы определили, что света слишком много?
На сайте c 25.02.2009
Сообщений: 2341
Kyiv
Сделайте несколько фото с разной выдержкой в одном помещении, да еще и в разную погоду разное время суток. Понятие "реальности" слишком субьективно.
На сайте c 17.09.2018
Сообщений: 14
Цитата pinokkio:
Насколько освещение, настроенное в сцене по характеристикам реальных светильников, будет идентичным полученному в реальных условиях?

Даже близко не будет

На сайте c 17.03.2020
Сообщений: 3200
spb

DIALux копайте (расчет и представление результатов изолиниями) + личные наблюдения. Макс не даст нужной точности и наглядности, отчасти из-за применения экспозиции и постобработок.

При этом надо держать еще в голове, что при одинаковом световом потоке (не мощности) субъективное восприятие освещенности будет очень разным у галогена, светодиодов, люминесцента и просто ламп накаливания. Из-за разного распределения энергии по воспринимаемому глазом спектру излучения.

На сайте c 01.02.2014
Сообщений: 3091
Milky Way
Цитата pinokkio:
мощность такую

В паспортных данных не пишется мощность света. Пишется потребляемая мощность и световой поток.

Поэтому если вы выставляли мощность источника света, то это неправильно.

Если у вас есть данные по светильникам, то ставьте в люменах. Так же учитывайте размер источника света (хотя размер на силу света не влияет, если выставлять в люменах, но влияет на плотность), так же учитывайте, что производители обычно врут процентов на 20, указывая завышенные люмены. И так же учитывайте, что через месяц после установки стекло светильника, который стоит на улице, припадет пылью, поцарапается и т.д. и световой поток реальный станет еще ниже минимум процентов на 5-10, а максимум может и в 3 раза уменьшится. Так же деградируют отражатели со временем, мутнеют линзы и т.д., если они есть, это тоже уменьшает сильно световой поток. Так же учитывайте, что если у вас светодиодные светильники, то они освещают некоторые поверхности (материал и цвет) сильно хуже, чем другие. Макс это вообще никак не учитывает. Так, например, для освещения мокрого бетона, гранита, асфальта при помощи светодиодного светильника, нужно брать световой поток раза в три больше, чем предполагается по расчетам, что бы добиться силы освещения как от галогенок. Так же красный и некоторые другие цвета очень плохо себя показывают в свете диодов. Нюансов много.

Цитата pinokkio:
Насколько освещение, настроенное в сцене по характеристикам реальных светильников, будет идентичным полученному в реальных условиях?

Достаточно точно. Погрешность процентов 20 думаю. При условии, что настраивали правильно, эпюры правильные загружали, да еще и материалы физкорректно настраивали, особенно альбедо. Но это не касается ХДРок и глобального освещения. Там "треш и угар".

На сайте c 06.05.2014
Сообщений: 3031
Краснодар

В максе есть инструментарий для оценки освещённости, правда он работал с ментал реем, в вирее тоже что-то есть, в остальных рендерах на глаз. Но даже эти инструментарии точный свет не смогут выдать. Для оценки освещенности существует специальный софт DIALux например

https://www.chaosgroup.com/blog/how-to-set-up-lighting-analysis-in-v-ray-next 

https://knowledge.autodesk.com/support/3ds-max/getting-started/caas/CloudHelp/cloudhelp/2015/ENU/3DSMax-Tutorial/files/GUID-8E4DD78A-BA25-414C-AB1F-3E840C1FFA48-htm.html  

На сайте c 11.01.2021
Сообщений: 35
CrAsssH:
Account is banned

Пожизненный бан

диалюкс неплох для расчётов , но с геометрией там печаль — своих инструментов нормальных нету, а импорт моделей настолько перегружает прогу, что просто ой, и выглядит оно ещё ойче )

рассчитывал как-то для дома правительства. распределить источники освещения по заданным заком критериям получилось, но если бы не жлобство конторы, которая подрядилась на это дело, я бы для этих целей предпочёл ревит — можно было бы и расчёты верные, и норм виз получить (с виреем)

Репутация: 0
На сайте c 01.03.2019
Сообщений: 160

Всем персонально ответить не смогу, поэтому скомпоную свои выводы от прочитанного здесь.

Первое, что понял, так это то, что даже настроив все источники освещения  в соответствии с характеристиками, указанными продавцом ( а в данном случае это будет коллективный Aliexpress ), нет гарантии, что в реале будет то же самое! Это главный и самый печальный вывод из всего сказанного.

Цитата filatkin_m:
А как вы определили, что света слишком много?

интуитивно ... по освещенности стен и контрасту теней

Цитата akkoxe:
Цитата pinokkio:
мощность такую

В паспортных данных не пишется мощность света. Пишется потребляемая мощность и световой поток.

Поэтому если вы выставляли мощность источника света, то это неправильно.

Декларируемую продавцом мощность для светодиодных светильников с углом рассеивания 24 град. переводил в люмены, их и выставлял в настройках IES

Цитата shinodem:
В максе есть инструментарий для оценки освещённости, правда он работал с ментал реем, в вирее тоже что-то есть, в остальных рендерах на глаз. Но даже эти инструментарии точный свет не смогут выдать. Для оценки освещенности существует специальный софт DIALux например
Да, про него знаю, но до всего сразу руки не доходят.
P.S. Я написал про интерьерную сцену, а не экстерьерную. 
На сайте c 11.01.2021
Сообщений: 35
CrAsssH:
Account is banned

Пожизненный бан

pinokkio, я тут об этом говорил. и чтобы не было пересветов — наглядно:

Репутация: 0
На сайте c 01.03.2019
Сообщений: 160

Я б еще продолжил бы по теме освещения. Может кому это тоже будет интересно.

Сейчас, как я понял, большое увлечение трековыми светильниками. В роликах на ютюбе только ленивый их не втыкает в свои проекты. Так ли они действительно востребованы заказчиками и не быстротечна ли мода на них?

Делаю проект в максе для своего дома. Естественно возникают вопросы по типам светильников, их расположению, количеству, форме. Общее представление об освещении есть, но вот когда дело доходит до конкретного воплощения сразу появляются сомнения. А тут ошибиться нельзя! Для себя же! Нужно, чтоб и красиво было, и в тренде, и практично! Могу что-то выложить для обсуждения.

Только предупреждаю - я начинающий и поэтому излишних претензий по качеству исполнения мне предъявлять не надо! ;)

Это немножко в стороне от раздела "Работа в 3DS Max", перекликается уже с дизайном интерьера, но в целом-то взаимосвязь есть! :) 

На сайте c 06.08.2013
Сообщений: 1913
Москва
Цитата shinodem:
В максе есть инструментарий для оценки освещённости, правда он работал с ментал реем, в вирее тоже что-то есть, в остальных рендерах на глаз. Но даже эти инструментарии точный свет не смогут выдать. Для оценки освещенности существует специальный софт DIALux например

ты сам делал расчет в максе и в диалюксе? чтобы это утверждать?

метод один.

На сайте c 06.05.2014
Сообщений: 3031
Краснодар

irishman

делал правда в короне, если задать значения IES и тд остается размер ис который тоже влияет на освещенность а мы точно не можем знать по какому алгоритму высчитывается размер ис по колбе\плафону или по нити накаливания все это условности и точный результат не даст. плюс нюансы движка заставляющие создавать рейсвитч это тоже влияет на освещенность в целом. в вирее не знаю как эти нюансы работают. 

На сайте c 17.03.2020
Сообщений: 3200
spb

зачем для себя делать проект в Максе? Вам-то зачем эти визуализации? гораздо быстрее без них :)

Трековые позволяют гибко менять свет, доставляя его куда надо. но надо учитывать, что если несколько источников на одно метсо направить, то мозги вскипят от одновременных нескольких теней :) Иногда настольная лампа или бра в правильном месте заменяют целый трэк.

Не за модой надо идти, а за решением задач по освещению

На сайте c 06.08.2013
Сообщений: 1913
Москва
Цитата shinodem:
размер ис который тоже влияет на освещенность а мы точно не можем знать по какому алгоритму высчитывается размер ис по колбе\плафону или по нити накаливания все это условности и точный результат не даст.

ага, температуру воздуха забыл.

еще раз, в диалюксе все делается на основе тех же иес файлов что и в максе, размеров там ни каких нет.

На сайте c 06.05.2014
Сообщений: 3031
Краснодар
Цитата irishman:
размеров там ни каких нет.

в смысле нет?

Репутация: 0
На сайте c 01.03.2019
Сообщений: 160
Цитата madYuppie:

зачем для себя делать проект в Максе? Вам-то зачем эти визуализации? гораздо быстрее без них :)

Трековые позволяют гибко менять свет, доставляя его куда надо. но надо учитывать, что если несколько источников на одно метсо направить, то мозги вскипят от одновременных нескольких теней :) Иногда настольная лампа или бра в правильном месте заменяют целый трэк.

Не за модой надо идти, а за решением задач по освещению

Как зачем? Ну, здрасте! Вы полагаете, что если что-то строишь сам и для себя, то никакой дизайн-проект не нужен? Я с этим не согласен. Хотя бы просто на основе прошлого жизненного строительного опыта!

Если можешь сделать и тебе это станет только временнЫх затрат, то почему не сделать? Он дает более четкое представление, видение того, что получится в конечном итоге. Позволяет уточнить и наглядно зафиксировать и стиль, цвет, текстуру предметов интерьера, и расположение, вид и тип светильников, их силу и направленность, да и много чего еще! 

Лучше наперед определиться с тем, что в конечном итоге хотелось бы получить, чем потом бессистемно наполнять интерьер сиюминутно возникающими фантазиями, чтобы в результате получить безликий "винегрет"!

Решение задач по освещению - это, конечно, первично, но и про современность забывать не стОит! ;)

На сайте c 17.03.2020
Сообщений: 3200
spb

*типичная ошибка новичка :) ничего личного, сам такой был много лет назад

Образцы цветов, материалов, картинки-аналоги + собственная память и привычка записывать - закрывают 90% вопросов. Какие-то планировочные и декоративные вещи можно прямо на месте прикинуть и варианты перебрать за то время, пока виз делаешь.

По свету - купите дешманских патронов со шнурами, навтыкайте в них лампочек разной мощи, и можно ходить и прикидывать "на пальцах" (вместе с соучастниками), как оно в натуре получится... Просто и наглядно, и потом никто в случае чего не отговорится, что "я думал это не так будет!1" Как в расположением и мощностью определитесь - только тогда и идите стиль выбирать.

Репутация: 0
На сайте c 01.03.2019
Сообщений: 160
Цитата madYuppie:

*типичная ошибка новичка :) ничего личного, сам такой был много лет назад

Образцы цветов, материалов, картинки-аналоги + собственная память и привычка записывать - закрывают 90% вопросов. Какие-то планировочные и декоративные вещи можно прямо на месте прикинуть и варианты перебрать за то время, пока виз делаешь.

По свету - купите дешманских патронов со шнурами, навтыкайте в них лампочек разной мощи, и можно ходить и прикидывать "на пальцах" (вместе с соучастниками), как оно в натуре получится... Просто и наглядно, и потом никто в случае чего не отговорится, что "я думал это не так будет!1" Как в расположением и мощностью определитесь - только тогда и идите стиль выбирать.

Т.е. сначала накупить "дещманских патронов", потом их куда-то навтыкать, посмотреть как и куда они будут светить и после этого заниматься всем остальным? Подбором предметов интерьера, материалами декорирования стен, цветом красок и пр. и пр.? А как же ниши с декоративной подсветкой, как с локальным освещением? Как в уме вообще все это представить и удержать, чтобы подумать над тем, что можно было бы поменять, улучшить? По-моему, как раз в процессе работы над дизайн-проектом и приходят в голову какие-то новые идеи, которые пришедши на стадии окончания отделочных работ, уже будут невостребованы! Вот ведь какая штука!

И освещение в этом IMHO - лишь часть, хотя и очень важная! 

На сайте c 17.03.2020
Сообщений: 3200
spb

Значит, у Вас впереди захватывающий и сияющий мир, мир познаний и разочарований, ошибок и превозмогания. Дай-то бог, чтобы хватило времени, вкуса и такта пройти его до конца, не поссорившись с самим собой и близкими :)

*сначала  - попробуйте сделать Техзадание на то, что Вам надо, и отдельно - на то что не надо. Поверьте, свет там будет не на первых местах )))

Читают эту тему: