Сам частенько пользуюсь, особенно когда в сцене есть полностью белый цвет мата, а гамма 2.2
при этой гамме белый очень высветляеться и границ его не видно .
ну а вот что про дирт пишут в "книге"
Radius (Радиус) - этот параметр определяет значение площади (в единицах сцены) где эффект VRayDirt проявляется. Для дальнейшей информации смотрите Примеры. Вы можете также использовать текстуру для управления радиусом. Интенсивность текстура умножается на радиус для рассчета финального радиуса точки поверхности. Если текстура белая в данной точке поверхности, полное значение радиуса используется. Если текстура черная, радиус 0.0 используется.
Occluded color (Окклюдированный цвет) - это цвет, который текстура будет возвращать для окклюдированной области. Вы можете также использовать карту текстуры для этого параметра.
Unoccluded color - это цвет, который текстура будет возвращать для неокклюдированной области. Вы можете также использовать карту текстуры для этого параметра.
Distribution (Распределение) - этот параметр будет заставлять лучи располагаться ближе к нормали к поверхности. Эффектом будет, что области грязи будут ближе к ребрам. Для дополнительной информации смотрите Примеры.
Falloff (Спад) - этот параметр управляет скоростью перхода между окклюдированной и неокклюдированной областями.
Subdivs (Разделения) - управляет числом выборок которые VRay берет для рассчета эффекта грязи. Меньшее значение делает визуализацию быстрее но производит более зашумленный результат.
Bias (Y,Z) (Спад)- этот параметр будет наклонять нормали к осям X (Y,Z), так что эффект грязи будет силоя склоняться к этим направлениям. Согласно этому эти параметры могут также иметь отрицательные значения для инверсии направления эффекта. Для дополнительной информации смотрите Примеры.
Ignore for GI (Игнорировать для GI) - этот флажок определфет будет ли эффект грязи браться в рассмотрение для рассчета GI или нет. Для дополнительной информации смотрите Примеры.
Consider same object only (Принимается во внимание только для объекта) - когда он включен, грязь будет действовать только на сам объект, не включая контактирующие поверхности и рбера.
Если Выключены, вся геометрия сцены участвует в финальном результате. Для дополнительной информации смотрите Примеры.
Invert normal (Инверсия нормалей) - эта опция позволяет перевернуть эффект относительно нормалей поверхности - т.е. вместо трещин, углов он будет затенять окклюдированный цвет. Смотрите Примеры для примеров.
Invert normal - этот параметр изменяет направление трассировки лучей. Когда выключен лучи трассируются наружу от поверхности, когда включен они трассируются внутрь поверхности. Для дополнительной информации смотрите Примеры.
инфа взята с сайта
http://my3ds.zoxt.net/vray/help/examples_vraydirt.html