Дополнение, для тех кому читать долго некогда: прошу прощения у читателей за не совсем точно раскрытую мысль, я старался сократить и без того длинную статью, и возможно урезал ее в самой важной части, поэтому в трех предложениях сформулирую то, что собственно хотел скзаать:
1) Кризис, любой кризис сам по себе не проблема. Среднего возраста, нижнего, детского или старческого, профессиональной деформации или иное - это не проблема. Кризис лишь показатель, что творческий посыл Вас не угас, что вы еще способны к развитию и росту. Это хорошо. Нет кризисов лишь у тех, кто умер, или поставил на себе крест. Это гораздо хуже. Ну как зубная боль: как бы вы не хорохорились, не делали вид, что все в прядке - зуб то болит! Ему без разницы ваша бравада, его нужно лечить и точка.
2) Кризис - временен. Он закончится. Без вариантов. Но выходы из него бывают разные, можно вверх, а можно и вниз. Чтобы не скатиться вниз, к выходу надо готовиться заранее. А именно: проанализировать что было не так сделано, найти причины почему, причем очень важно не обелять себя, это сложно, но можно, а честно говорить: поленился там-то, наплевал тут-то. Только в этом случае можно найти решение, устраивающее вас.
3) В моем случае в силу темперамента и менталитета огромным минусом была нудная составляющая любого проекта, на которую никогда не было времени, чтобы привести ее в порядок. Простой анализ показал огромное количество совершенно однотипной работы для любого проекта, которую можно было свести к нулю, но на что никогда не было времени. Это конечно не основная, но тем не важная проблема именно для меня, для моего типа характера. Я нашел вот такой выход как писал, у кого-то будет другая проблема и другой выход, но для этого надо как минимум не подавлять ощущение того, что что-то идет не так, не закапываться в работу, чтобы задавить это ощущение, и не врать себе, когда все рухнет. И тогда выход найдется и гуманитарий напишет новый макс без косяков и с одной кнопкой "сделать красиво", а технарь сваяет вечное произведение искусства. Все же мы люди, а не винтики в системе по добыче бабла, и способны на многое. Вот как-то так.
Ну а теперь сама статья:
Добрый день, дорогие читатели. Недавно наткнулся на интесрную статью автора Роман Цапик, который затронул очень интересную и актуальную темы для всех нас, даже тех, кто уверен, что его эта проблема обойдет стороной: проблему организации рабочего времени, рабочего процесса и связанную с ними проблему выгорания. О об одном из аспектов которой хотел бы поговорить и я. Итак начнем.
Для начала представлюсь: меня зовут Роман, я дизайнер из небольшого города на юге России с населением в 400 тысяч человек, в настоящий момент мне уже исполнилось 37 лет, и почти всю сознательную жизнь я так или иначе связан с компьютерной графикой. Изначально, еще в самых нулевых это была реклама и полиграфия, потом, с появлением в нашей провинции первого компьютера, на который можно было установить 3d studio max — дизайн интерьеров, экстерьеров и все с ними связанное. Работа, особенно любимая затягивает, а если она востребована и престижна — вдвойне, соответственно описанные тезкой проблемы я хлебнул в полной мере, но сейчас хотел бы затронуть один важный, но избегаемый ее аспект — автоматизацию работы, которая потенциально может смягчить последствия данной проблемы, если уж не ликвидировать их совсем и ее возможные следствия.
Очень часто работники от CG-сохи называют себя гуманитариями, я не говорю про тех, кто пришел к 3D из области программирования или вообще компьютеров, но исконные дизайнеры, архитекторы и визуализаторы, закончившие гуманитарные факультеты для галочки, но не нашедшие себя в социологии, психологии и прочих логиях, почему-то до дрожи в коленях боятся разговоров о простых макросах, не говоря уж о чем-то более серьезном. Возможно это специфика географии, ведь у нас нет жесткой конкуренции, как в больших городах, нет таких высоких требований к специалисту, здесь «делать» дизайн квартиры в 50 кв.м полгода — вполне себе рядовое явление. Но если бы эти полгода были полугодами расслабленного, неспешного, вдумчивого проектирования, что являлось бы гарантией и хорошего результата и отсутствия проблем при реализации этого «дизайна», но нет! Это полгода суеты, спешки, ночных переделок и «халтуры», все то же с самое, что и в крупном городе, только на выходе на 2-3 готовых проекта, а один полуготовый.
Многие читатели еще помнят то время, когда централизованных сайтов наподобие этого не существовало, баз моделей, подобных Evermotion, CGAXIS, Vizpeople не было, а то что было — существовало исключительно благодаря энтузиазму отдельных людей. В итоге найти приемлемую модель чего бы то ни было по времени занимало столько же, сколько ее же и смоделировать, то есть — много. А это приводило к тому, что наткнувшись на модель на просторах тогда еще малодоступного интернета — ее надо было обязательно скачать и положить на полочку. Авось потом пригодится. И да, время такое наступало, она оказывалась нужна, но на часах было уже 3 часа утра, рендеры нужны в 8, а модель ладно бы просто заархивирована, но ей еще нужно исправить развертку, поменять текстуры, сколлапсить стек, переделать все, что расползлось из-за разных системных единиц и тд — то есть времени на ее использования нет. Берем то, что уже есть и вставляем, а потом держа скрещенные пальцы за спиной, даем себе слово «отработать» ее и положить в соответствующую папку в базе используемых моделей. Но к вечеру забываем, или не успеваем, а потом уже новый день, новый проект, задача неактуальна и значит еще один барьер если не преодолен, то хотя бы обойден. До следующего раза. Нет, конечно, иногда бывает, что руки доходят, и вылизываешь, переделываешь, но все таки реже, чем хотелось бы. В итоге у дизайнера или визера мало того, что вырабатывается так называемый «стиль», под которым понимается что его работы становятся узнаваемы в силу лени и недостатка времени оный «стиль» изменить, так еще и скапливается сотни гигабайт моделей в том виде, в котором они фактически не пригодны для работы. Ну как тот чемодан без ручки: нести неудобно, а выбросить жалко. Не будем показывать пальцем, но я и сейчас знаю таких специалистов, что не отменяет того факта, что как профессионалы они замечательные. Собственно читатели не ошибутся, если предположат, что данную проблему я испытал на себе. Да, это так, каюсь, было такое. И кончилось бы скорее всего плохо, ибо бесконечное тиражирование самого себя долго длиться не может, ни клиенты этого не простят, ни ты себе не простишь, но тут вмешалась сила, с которой бороться было бесполезно — то самое «выгорание», о котором так красноречиво писал Роман. На рубеже 30 лет оно наступило. Причем резко, бесповоротно и непреодолимо. Казалось все, карьера разрушена, жизни на Марсе нет, и будущего тоже, но примерно через полгода депрессии и упадка стало ясно, что данное выгорание есть очень нужное и полезное явление, ибо дает нам время перестроиться, обучиться новому, «догнать паровоз», собраться с силами, и уже обдуманно вернуться к любимому делу. Конечно жить на что-то все это время надо, но в моем случае удалось переквалифицироваться в стройку и отделку, и пару лет отдохнуть, проанализировать ситуацию и сделать выводы. В итоге помимо глобальных и совершенно верных выводов тезки о режиме и форме работы с заказчиками, я пришел к выводу, что огромное количество времени теряется зря в процессе самой работы. И не только времени, но и творческой энергии. Я думаю вам знакомо это чувство, когда в тебе что-то горит, ты делаешь то, что нужно, что требует твое внутреннее беспощадное что-то, всегда знающее халтура это или совершенство, но на пути возникает до обидного много мелких, но неизбывных моментов, как-то: а где та модель, которую качал полгода назад? 10 минут на поиски, повезло если нашел. А она для бразила, а мы-то прогрессивные специалисты, нам подавай Vray, а еще лучше Corona — давай исправлять материалы. А пути к текстурам? Хранить текстуры удобнее централизовано, но в папке с моделями уже половина имен совпадает, надо перепроверить все, или кинуть их в папку проекта. Но получится бардак, и ты начинаешь делать все как положено, но в итоге вспоминается начало мультфильма «Фильм-фильм-фильм», фрагмент из которого я прикрепляю здесь — муза-то обиделась и ушла!
Благо находясь в состоянии «выгорания» есть время эту проблему решить. Подумать как следует, неспеша, с чувством, толком с расстановкой, понять что этот процесс возможно и нужно автоматизировать и найти пусть к этому. Не так сложно научиться писать скрипты, даже если вы гуманитарий, благо встроенный скриптовый язык в максе достаточно функционален и развит и сделать себе костылик, который позволит переложить огромную часть работы на компьютер, и дать вам в руки инструмент для творчества, а не нудной обработки и переборки. Даже если вы не программист — не бойтесь, время потраченное на обучение с лихвой окупит себя в первые же проекты. В частности мне пришла в голову идея централизованной обработки, хранения и копирования текстур и моделей, на свет родилась небольшая утилита позволяющая пакетно конвертировать модели в меш-файлы формата Corona и Vray, конвертирующая сама материалы, раскладывающая текстуры по папкам, с изменением имени и пути если оно совпадает с имеющимся файлом, генерирующая превью на модель (скажите честно у кого есть 100% провеью для всей базы моделей?) и собирающая их в «коллекции», откуда их удобно мержить в сцену одним щелчком.
В итоге я сейчас практически не занимаюсь моделингом для текучки или поиском по базе — все модели на своем месте, все видны и доступны для использования, а их более 100 тысяч штук. Кто-то скажет, что смысла такая утилита не имеет, у меня все модели используются от силы один раз, а я отвечу, что это всего лишь методика: для вас нет смысла в этом, но точно найдется что-то в чем смысл есть. И если можно автоматизировать процесс — это надо делать. Если вы конечно настроены работать в этой области долго и плодотворно, только так у вас появится время на режим, на профессиональный рост и собственно творчество. Тупая, нудная работа отупляет и автора, лишает его творческих сил и желания, я конечно утрирую — один-единственный аспект на 100% такого состояния не достигнет, но он его приблизит. Подумайте, а на что уходит рабочее время у вас? Используете вы его с пользой и максимально эффективно? Уверен, и у вас найдутся области, где можно было процесс упростить или улучшить. Помните: кризис, это всего лишь показатель, что вы делаете что-то не так, «выгорание» может как погубить вас как специалиста, так и наоборот — придать сил и я бы даже сказал «ускорение» за счет тяжелого такого, увесистого шлепка по соответствующему месту. Как говорили мудрые люди: упрощать сложно, усложнять — просто, не забывая об этом вы через год увидите поразительные результаты в качестве, сроках работ, или в других сферах вашей жизни, не связанных с работой, но на которые у вас теперь будет больше времени, чем раньше. На этой оптимистической ноте разрешите откланяться, с Вами был xRom.