Если вы, как и я, активно используете 3ds max каждый день, по многу часов и уже стерли не одну мышку (в борьбе с вылетами и зависаниями этой программы) моделируя и рендеря красивые картинки - то рано или поздно, наверняка у вас возникают мысли об оптимизации работы и ускорении рабочих процессов. Не возникают? Ну, у меня они возникли давно. И вот однажды я наконец-то сел и заставил себе перестроить некоторые свои рабочие процессы под бОльшую оптимизацию и ускорение. И оно того стоило, с хоткеями и правильными скриптами работается значительно быстрее, гарантирую это. Всего-то нужно определиться для себя, какие инструменты используются чаще всего.
Итак, если запустить рендер и пойти налить чашку чая, сесть и подумать, то можно обнаружить, что 80% всех операций в максе приходится на одни и те же базовые операции и действия. И их оптимизировать и ускорять можно двумя способами:
- назначая и активно используя хоткеи на все основные операции, это отлично работает с инструментарием для моделирования
- и используя дополнительные скрипты, ускоряющие однотипные операции и уменьшающие количество кликов мышкой для выполнения этих операций.
Я буду показывать все это на примере 3ds max 2018, но принципы те же самые и для других версий.
1. “Горячие клавиши”.
Начнем с горячих клавиш(или хоткеев, или шорткатов).
Для начала, как в максе эти самые горячие клавиши найти и редактировать?
Идем в меню Customize -> Customize User Interface
И в появившемся окошке выбираем вкладку Keyboard, далее нужную категорию, например All commands, и кликаем внутри появившегося списка. Теперь на клавиатуре можно начать набирать название нужной команды, например Swift Loop - и она автоматически выберется в списке. Ну или вручную промотать список до нужной команды. Дальше все просто: кликаем в поле HotKey, чтобы там начал мигать курсор, далее на клавиатуре нажимаем нужную комбинацию клавиш, которую хочется назначить на данную команду, и нажимаем Assign. Если вдруг эта комбинация уже назначена на какую-то другую операцию, то 3ds max нас об этом известит показав в поле Assigned To на какую операцию уже назначен этот хоткей. Если все прошло успешно, то в списке команд слева рядом с именем команды появится назначенный shortcut.
Для примера я приведу список основных команд и хоткеев, которые я им назначаю и к которым уже привык, и часть уже имеющихся в максе предустановленных шорткатов, которые собственно нам понадобятся.
В категории All Commands:
Swift Loop - Shift+W (для быстрой интерактивной нарезки лупов. Кстати, советую ознакомиться подробнее с фишками этого инструмента, он работает немного по разному,в зависимости от нажатого Shift, Ctrl, Alt или их комбинации. Так при нажатых Shift+Ctrl он удаляет луп, а при нажатом Alt позволяет двигать выбранный луп вдоль граней)
Cut (Poly) - Alt+C (cut, нарезка граней вручную. Предустановленный по умолчанию шорткат)
Target Weld (Poly) - Alt+T(прицельная сшивка вертексов)
Collapse (Poly) - Alt+Ctrl+C (collapse смежных вертексов, предустановленный)
Center Pivot - Num 5 (выравнивание пивота по центру объекта)
Affect Pivot Only - Insert (вкл/выкл режим редактирования пивота, предустановленный)
Align Tool - Alt+A (инструмент выравнивания объектов относительно друг друга Align, предустановленный)
Group - Ctrl+G (группировка выбранных объектов)
Еще можно назначить шорткат на Chamfer, но я предпочитаю использовать чамфер в виде модификатора, так как это дает больше гибкости. Тоже можно сделать и для операций Slice и QuickSlice.
Ну и в целом, советую пройтись взглядом по списку команд и посмотреть, какие там уже назначены горячие клавиши. Конечно, вы можете назначить на команды, которые вы часто используете,свои сочетания клавиш.
2. Скрипты.
Дальше пойдет речь о некоторых бесплатных полезных скриптах упрощающих жизнь тридэмаксера. Архиполезная штука, благо скриптов для макса написано уже огромное количество на все случаи жизни.
Rapid Tools.
http://www.scriptspot.com/3ds-max/scripts/rapidtools-toolset
Устанавливаем скрипт, просто перетащив mzp файл в окно макса. После установки он появится в виде отдельного пункта меню Rapid Tools в верху окна 3ds max. Там уже будут доступны все полезные функции этого скрипта, но мы же хотим назначить горячие клавиши на некоторые из них, да?
Тогда все так же идем в Customize -> Customize User Interface, выбираем вкладку Keyboard, и в выпадающем списке Category ищем новую категорию Rapid Tools. Если вдруг там ее нет, после установки скрипта, возможно просто нужно перезагрузить 3ds Max!
Советую глянуть видео по всем функциям этого полезного скрипта.
Я очень активно использую отсюда команды Extrude и Bridge, вместо аналогичных стандартных максовских. Просто назначаю на них горячие клавиши, у меня это Shift+Eна Extrude и Shift+B на Bridge.
Мне нравится, как здесь реализован fastExtrude - выбрал нужные полигоны, нажал горячие клавиши и тащишь мышкой на нужное расстояние сразу в нужном направлении, без лишних окошек настроек.
fastBridge - создает “мостик” из полигонов между гранями единой дырки без лишних окошек настроек.
Так же из этих скриптов очень часто бывает полезен инструмент rapidQCap, для закрытия дырок. Советую предварительно посмотреть видео, как им лучше пользоваться, там есть некоторые нюансы работы с ним.Я назначаю на него комбинацию Alt+P пере-назначая стандартный максовский Cap Hole.
Часто бывают нужна функция fastAttach, чтобы быстро присоединять к выбранному полигональному объекту другой полигональный объект, делая их единым Editable Poly объектом. На эту команду у меня назначена Shift+=
Учитывайте, что она не работает,если выбранные объекты являются частью какой-то группы. Это должны быть именно отдельные, независимые объекты.
Остальные функции в этом скрипте не менее полезны, просто посмотрите видео и описание на официальном сайте.
Copy and Paste Objects
http://www.scriptspot.com/3ds-max/scripts/copy-and-paste-objects
Полезный скрипт, реализующий функцию копирования и вставки объектов из одной открытой сцены в другую.
Устанавливается так же просто перетаскиванием mcr файла в окно макса.
Находим его в категории CG_Tools.
Я обычно назначаю на команду копирования Copy objects to File горячие клавиши Ctrl+Shift+C,а на вставку Paste Objects from File - Ctrl+Shift+V
И вуаля, функция которую пользователи просят внедрить в 3ds max на форуме Автодеск вот уже несколько лет подряд - реализована! Пусть и посредством внешнего костыля-скрипта)
Relink Bitmaps
https://www.colinsenner.com/scripts/relink-bitmaps
Хэй,я думаю тут никому не надо представлять этот мега-полезный скрипт? Позволяет находить и прописывать пути к потерянным текстурам. Достаточно ему указать папку, в которой искать нужные текстуры,и он сам найдет и пропишет пути.
Устанавливается так же просто: перетаскиваем mzp файл в окошко 3ds max. Далее, можно назначить горячую клавишу, но я предпочитаю вытаскивать иконку этого скрипта на отдельную панель в окне 3ds max.
Давайте посмотрим, как это можно сделать.
Все так же идем в Customize -> Customize User Interface, выбираем вкладку Toolbars, в ней в выпадающем списке Category ищем пункт ColinScripts. Далее желательно создать новую панельку для нашего скрипта, хотя можно его перетаскивать и на имеющиеся уже панели в окне 3ds max. Чтобы создать новую панель, кликаем на New, обзываем как нам нужно и перетаскиваем в ново-созданную панель иконку нашего скрипта Relink Bitmaps. И все! Можно эту панельку перетащить, зажав курсор мыши на ее изголовье, и пристыковать к какой-нибудь из имеющихся панелей в окне 3ds max.
Как пользоваться этим скриптом? Все просто.
Закидываем какую-нибудь модель в сцену. Видим окошко тридэмакса Missing External Files с предупреждением о ненайденных путях к текстурам, используемым в сцене. Заранее сохраняем эти текстуры в нужную нам папку.
Далее кликаем на иконку Relink Bitmaps, указываем путь к нужной папке и нажимаем Relink! И, о чудо, скрипт находит карты и прописывает к ним пути. Причем, можно указать путь к папке с подпапками в ней,и скрипт автоматически просмотрит все подпапки на наличие в них нужных файлов. Круто, да?) Говорим спасибо создателю данного скрипта!
Что удобно, этот скрипт запоминает все пути, в которых вы производили поиски, и они будут отображаться в списке Saved Paths. Можно туда добавлять новые нажимая на плюсик под списком,или удалять уже имеющиеся. Выбирая в списке один или несколько путей,мы указываем скрипту искать именно в этих путях к папкам.
Batch Merge
http://www.scriptspot.com/3ds-max/scripts/batch-merge
Данный скрипт позволяет быстро закинуть в сцену много отдельных моделей всего в пару кликов мыши. Достаточно заранее эти модели сохранить в папку, в виде max, obj или fbx файлов.
Как установить этот скрипт:
1. Скачиваем zip-архив и распаковываем его во временную папку.
2. В 3ds Max открываем пункт меню MAXScript -> Run Script и открываем из временной папки распакованный туда файл "BatchMerge v1.03.ms"
3. Далее Customize -> Customize User Interface
4. Выбираем вкладку "Toolbars" и в выпадающем списке Category находим пункт ColinScripts
5. Перетаскиваем иконку Batch Merge по уже изученному нами выше способу, на нужную панель.
Как им пользоваться?
Нажимаем Browse, указываем папку куда скинули все модели. Скрипт подгрузит все найденные файлы в виде списка. Далее можно или вручную выбрать построчно нужные файлы, или просто нажать All, чтобы выбрать все файлы в списке. Нажимаем Merge, скрипт некоторое время подгружает все файлы в сцену, и все. Если перед этим нажать галочку Group Merged objects, то при загрузке моделей все объекты из каждого файла будут группироваться в одну группу.
Очень полезный скрипт, когда нужно быстро подгрузить в сцену с десяток другой моделей.
SoulBurn Scripts
http://www.neilblevins.com/cg_tools/scripts/3dsmax/soulburnscripts.htm
Один из старейших и известнейших наборов скриптов на просторах интернета. Кажется, этому сборнику скриптов уже больше десяти лет, при этом автор до сих пор его обновляет и добавляет в него новый функционал. И в нем есть весьма мощные и удобные скрипты.
Установка скриптов:
1. Скачиваем zip-архив и распаковываем его во временную папку.
2. Далее все что распаковали копируем прямо в корневую папку 3ds max (обычно это C:\Program Files\Autodesk\3ds Max 20XX)
3. Далее Customize -> Customize User Interface
4. Выбираем вкладку "Toolbars" и в выпадающем списке Category находим пункт SoulBurnScripts
5. Перетаскиваем иконки нужных нам скриптов по уже изученному нами выше способу, на нужную панель.
С функционалом всех скриптов советую ознакомиться по ссылке, я из этого набора чаще всего использую следующие скрипты:
InstanceFinder - выбирает в сцене все инстансы с текущего выбранного инстанса.
Object Attacher - аналог fastAttach из RapidTools. Объединяет выбранные объекты в единый Editable Poly.
Object Detacher - разделяет Editable Poly состоящий из раздельных элементов на отдельные Editable Poly объекты, то есть каждый элемент в отдельный Editable Poly.
SelectionRandomizerUI - позволяет делать рандомные выборки из группы выбранных объектов, по заданным параметрам - например, выбрать рандомное количество плиток или цветочков (Именно с UI в конце, там есть просто SelectionRandomizer, он без настроек).
TransformRandomizerUI - позволяет делать рандомные смещения,вращения и масштабирования среди выбранных объектов в заданных осях и в рамках min и max значений.
3. Контекстное меню вызываемое по правой кнопке мыши.
Это меню тоже можно изменять, ага.
Обычно, я в нем ничего не трогаю, только добавляю туда инструменты для работы с группами. Так намного удобнее и быстрее.
Например, мне нужно сгруппировать объекты. А группировать постоянно что-то приходится. Если обычно для этого мне нужно тянуться в левый верхний угол экрана, нажимать там на пункт меню Group и уже там выбирать нужную операцию, то тут у меня сразу под рукой, по нажатию правой кнопки мыши, будут доступны те же самые команды.
Экономия времени на перемещение мышки в далекий левый угол, особенно когда экран 4К)
Как редактировать это контекстное меню? Когда мы нажимаем правой кнопкой мыши, то выпадающие квад-меню могут немного отличаться друг от друга,в зависимости от того, в каком контексте была нажата правая кнопка мыши. Но, как правило, у нас всегда доступна в нем часть меню Display, где находятся команды заморозки, скрытия объектов и прочее. Вот в это меню я обычно добавляю инструменты для работы с группами.
Снова идем в Customize -> Customize User Interface, выбираем вкладку Quads.Чтобы получить доступ к его редактированию, нужно нажать на один из четырех квадратиков - правый верхний. И у нас перед глазами появится список с пунктами этого квад-меню.
Учитываем, что пункты в нем расположены в обратном порядке. Я обычно добавляю все из меню Group в самый верх этого квад-меню. Поэтому, в этом списке, мне нужно добавить команды меню Group в конец списка. Перед этим я могу разделить квад-меню с помощью сепаратора - это такая черная разделительная линия в контекстном меню,разделяющая логически группы команд в нем. Для этого берем в списке слева и перетаскиваем пунктирную линию под надписью Separator в конец нашего меню Display. Далее выбираем в Category пункт Groups и перетаскиваем оттуда нужные нам команды для работы с группами.
Много слов, проще на гифке показать все это быстро и наглядно)
Если вдруг где-то напортачили, что-то не туда добавили, можно правой кнопкой нажать на нужном пункте квад-меню и выбрав Delete Menu Item удалить ненужное.Если вдруг совсем все сломали, можно нажать кнопку Reset - и пункты меню вернутся к установкам по умолчанию.
4. Наборы модификаторов Modifier Set.
Еще один способ ускорения и оптимизации - вытащить наиболее часто используемые модификаторы в виде списка кнопочек в комманд панель справа. Чаще всего нужные модификаторы мы грузим через выпадающий список в коммандной панели, тратя время на поиск нужного модификатора в этом списке. Делается это через маленькую еле заметную кнопочку Configure Modifier Sets.
Чтобы настроить этот список, нажимаем на эту кнопочку, выбираем пункт Configure Modifier Sets. Открывается окошко настройки списков, с каким-то уже предустановленным сетом модификаторов. Далее все просто: из списка слева перетаскиваем нужные нам модификатор в список модификаторов справа. Прямо поверх уже там имеющихся. Если нужно добавить новые пункты, то увеличиваем количество кнопок в пункте Total Buttons. Например, У меня список наиболее используемых модификаторов состоит из 15 пунктов, соответственно, я там задаю цифру 15. И последовательно перетаскиваю в этот список нужные мне модификаторы. После того как настроим нужные нам пункты, кликаем прямо на выпадающий список Sets, курсор должен начать мигать там,и вводим нужное нам имя для нашего сета модификаторов. И нажимаем Save. Если нужно удалить какой-то сэт - то соответственно кнопка Delete нам в помощь.
После того как сохранили наш набор, снова кликаем на кнопку Configure Modifier Sets, ставим галочку на Show Buttons и после, снова кликнув на эту кнопочку, выбираем наш список. Теперь он будет отображаться в виде кнопок с модификаторами в комманд-панели справа.
По правде, это гораздо удобнее, чем каждый раз искать нужный модификатор в выпадающем списке. Через некоторое время привыкаешь, и рука с мышкой уже автоматически тянется к нужной кнопке с нужным модификатором, так что не нужно тратить лишнее время на прокручивание списка со всеми модификаторами. И лишь редко используемые модификаторы можно раз в пол года найти и выбрать из выпадающего списка.:)
На этом пока все. В этой статье я показал возможности по настройке 3ds max под себя и как ускорить свой рабочий процесс с помощью горячих клавиш и полезных скриптов.
По правде, переучить себя не так сложно. Горячие клавиши, например, однажды настроив под себя, я распечатал на листочке и повесил перед собой. Где-то через 3-4 дня я уже использовал их наизусть, не глядя в листочек.Сейчас мне даже не требуется задумываться,какие клавиши нажать,чтобы вызвать fastExtrude или Swift Loop, что уже экономит время. Скорость моей работы с тех пор ощутимо выросла, особенно в моделинге.
Напоследок, советую вам сохранить все изменения в отдельном workspace, чтобы они при следующей загрузке программы автоматически подгрузились.
Для этого достаточно выбрать Manage workspaces, в появившемся окне выставить все галочки на Loads, задать желаемое имя в Name и нажать Save as New Workspace. в списке слева должен появиться новый пункт с именем вашего workspace. Если его выбрать и нажать Save Default State, то это сделает ваш выбранный workspace как выставленный по умолчанию, то есть он автоматически будет подгружаться при запуске 3ds max, а вместе с ним и все ваши настройки горячих клавиш, все вынесенные иконки скриптов на рабочие панели и настройки квад-меню и наборы модификаторов. Впоследствии, если вы будете что-то еще настраивать и изменять под себя,не забывайте пересохранять workspace, для этого достаточно снова зайти в настройки Manage Workspaces и выбрав ваш workspace нажать Save Default State.
Удачной вам работы в 3ds Max, цените ваше время и оптимизируйте процессы!
PS. Статья написана с опорой на многолетний опыт, возможно что-то я забыл. Возможно что-то можно сделать лучше, быстрее и оптимальнее - напишите в комментах об этом, буду рад обратной связи и полезным советам!