Думаю каждый 3D Художник сталкивается с задачей моделирования природного окружения. Autodesk 3ds Max - это отличный инструмент, любимый многими 3D художниками во всем мире. Данная программа позволяет нам реализовать свои творческие идеи, однако есть такие задачи, которые сложно реализовать стандартными средствами 3ds Max. И тут нам на помощь приходят плагины и скрипты.
Одной из самых сложных задач при создании природного окружения является создание растительности. Безусловно, самым простым способом является использование библиотечных моделей. Однако использование библиотечных моделей подходит не для всех проектов. Причин множество. Вот лишь некоторые: Первая - проект не будет выглядеть уникальным. Особенно это будет заметно на ближних планах. Вторая причина - тяжеловесность моделей. Библиотечные модели обычно содержат много лишних полигонов, а оптимизировать геометрию готовых моделей крайне сложно. Еще одна не маловажная причина - это авторские права на модели. Зачастую заказчики просят, чтобы в проекте не было библиотечных моделей.И теперь представьте, что перед вами поставили задачу смоделировать определенный вид растительности или всю растительность в сцене. Начиная от травы и заканчивая деревьями. Вдобавок еще и с анимацией роста растений или анимацией ветра. И все это необходимо сделать, не выходя из любимого 3ds Max. Как быть в данном случае? Обычные способы моделирования тут не помогут. Решить эти задачи поможет отличный плагин GrowFX разработанный для 3ds Max. С его помощью можно создать реалистичные растения, оптимизировать геометрию созданных моделей. На основе предыдущего растения сделать другое и при необходимости создать анимацию. Все это гибко настраивается различными модификаторами и построителями, и вы полностью управляете процессом. Подчеркну это не генератор растений, а именно плагин для создания растительности.На изображении ниже представлена пальма созданная в Autodesk 3ds Max при помощи GrowFX.
Следующая задача после моделирования растений - это расстановка растительности в сцене. Можно использовать стандартные средства Autodesk 3ds Max, такие как Scatter. Но тут есть множество сложностей. Основная - это нехватка оперативной памяти при рендере и как следствие долгий рендер или падение 3ds Max. Так как растения иногда нужно рассаживать сотнями, а то и тысячами. В данном случае количество полигонов в сцене будет исчисляться миллионами. Стандартный Scatter может не справиться с подобной задачей.Нужен другой более подходящий инструмент, который будет использовать ресурсы компьютера более оптимально. Одно из решений - это использовать плагин MultiScatter, который позволяет очень быстро просчитывать "тяжелые" сцены и оптимизировать процесс расстановки растений. Одно из удобных свойств MultiScatter - это возможностьудалять любой объект из массива, а так же возможность использовать инструмент "кисть" для ручного нанесения или удаления элементов. Опять таки все это мы можем делать, не выходя из 3ds Max и V-Ray.Ниже представлены следующие изображения:Первое изображение принтскрин из Autodesk 3ds Max с развернутыми окнами MultiScatter, второе изображение - это уже рендер сцены с рассаженной растительностью.
После того как растения созданы и расставлены в сцене, возникает вопрос рендеринга, настройки материалов, постановки света и т.д. Вот уже много лет я использую визуализатор V-Ray для этих целей. Почему именно V-Ray? Ведь есть много других визуализаторов. Безусловно, это личное предпочтение, но в 3d графике всегда узким местом была скорость визуализации. Как раз одно из преимуществ V-Ray - это скорость и поддержка данного визуализатора разработчиками плагинов для создания различных эффектов.Сейчас данный визуализатор динамично развивается. В работе с окружением стоит отметить такие материалы как VRayFastSSS2 - отличное решение для создания поверхностей с диффузным рассеиванием и бликами.
Примером подобных поверхностей может быть океанская вода. Думаю тот, кто хотя бы раз пробовал сделать визуализацию водной поверхности, сталкивался с тем, что вода вроде и простой материал для визуализации, но добиться реалистичности не так просто, особенно с диффузными эффектами. VRayFastSSS2 помогает быстро настроить материал и получить отличный результат при меньших затратах времени на рендер.Другой отличный материал VRay2SidedMtl. Выручает, когда необходимо создать материал листьев для растительности. Материал позволяет имитировать просвечивающие поверхности и быстро просчитывается в отличие от стандартного материала VRayMtl при использовании параметров Translucency.Интересной задачей и в тоже время требующей определенного подхода при создании природной сцены является создание эффектов окружения таких как: облака, воздушная перспектива и других атмосферные явления. Опять таки, можно использовать фото панорамы с облаками из библиотеки. А воздушную перспективу сделать при постобработке, заранее подготовив канал ZDepth для рендера. Но бывает одну и ту же сцену необходимо показать с различными вариантами дневного либо вечернего освещения с различных ракурсов. А как следствие этого, атмосферные эффекты и облака будут выглядеть по-разному.Думаю, на сегодняшний день лучшее решение для этой задачи - плагин Ozone. Он содержит большое количество настроенных параметров для атмосферы, плюс можно создавать свои настройки. Хочу отметить, что данный плагин часто используется в киноиндустрии. К примеру, в фильмах: "Мстители", "Пираты Карибского моря 2", "Аватар" и т.д . Ozone является частью программы Vue. Разработчики решили сделать его отдельным продуктом с поддержкой 3dsMax и V-Ray, за что им большое спасибо.На первом изображении представленном ниже вы можете видеть окно плагина Ozone с вариантами выбора атмосферы. На втором изображении финальный рендер с облаками из курса Render.ru "Художник 3D Окружения. Часть. 2. Моделирование природного окружения".
После того как сцена полностью готова, а необходимые изображения отрендерены, остается выполнить постобработку. Для этого отлично подойдет программа Adobe After Effects. Тут сразу у большинства может возникнуть вопрос - А можно сделать постобработку в Photoshop, ведь так привычней? Безусловно, можно, но как быть если вам необходимо это сделать для анимации. Тут без After Effects или подобного софта обойтись не выйдет. Освоив азы Adobe After Effects, работа в нем покажется вам не сложней чем в Adobe Photoshop. Под After Effects разработано множество скриптов и плагинов с всевозможными эффектами, имитирующими дефекты оптики, особенности фотопленки, световые эффекты, настройки глубины резкости и т.д.Ниже представлен принтскрин из Adobe After Effects. В левой части интерфейса программы вы можете видеть эффекты, примененные к изображению.
Все выше перечисленные инструменты, разработанные специально под Autodesk 3ds Max, позволяют 3D Художнику решить сложные технические задачи, тем самым, оставляя больше времени для творчества.