Как часто, визуализатору, приходится слышать фразу дизайнера – «Подбери что-нибудь похожее из своей библиотеки с 3d моделями»? Я думаю частенько. И тут начинается «боль», особенно у новичков… как определить степень похожести, от каких параметров референса отталкиваться.
Раньше у меня было просто – папка «Диваны» и в ней все 3d модели диванов, папка «Люстры» и в ней все 3d модели люстр и т.д. Потом я перешел на латиницу, так как латиница, более дружественна к импортному софту, но транслитерация этот тот еще геморрой, поэтому текущий каталог с 3d моделями у меня полностью на английском.
После того как библиотека приобрела внушительные размеры я понял, что такая простая систематизация не очень оптимальная для поиска и навигации. Со временем копится большое количество моделей в одной папке. Просмотреть более тысячи превью и найти что-то нужное, становится затруднительно – это как рыться в оливье, выискивая только зеленый горошек, да его можно найти, но как решить какой именно я хочу съесть – для этого надо выкладывать его на отдельную тарелку, сравнивать и уже потом принимать решение. В целом думаю аналогия понятна – после просмотра двухсотого превью дивана, глаз «замыливается» и вы уже не помните, что вы смотрели в начале.
Так у меня появилась необходимость начать дробить общие папки на более мелкие категории, которые бы объединяли контент по дополнительному признаку. В этом мне помогла история дизайна вещей. Я стал изучать какие бывают диваны, люстры и прочих предметы интерьера, это был потрясающий опыт, на самом деле. На текущий момент мне удалось более или менее причесать папку с диванами – теперь в ней 24 категории, что возможно кого-то будет напрягать (сложна, сложна…, непонятна), но лично для меня навигация по этому каталогу стала более комфортна. Теперь, когда я смотрю на референс дивана от дизайнера и слышу фразу – «Подбери что-нибудь похожее», я уже знаю в какой категории буду искать, а сам поиск будет максимально быстрым и комфортным.
Я планирую большую серию статей, на тему систематизации 3d контента для визуализации интерьеров, но как долго это будет писаться не знаю, поскольку делаю это «на живую». Что это значит? Как писал выше, я только сейчас столкнулся с необходимостью дробить категории, на более мелкие подкатегории, а дело это не быстрое, поэтому по мере готовности одной категории буду фиксировать прогресс в статьях блога.
Начну этот цикл со светильников. Первая категория — Бра. Поскольку русский язык достаточно примитивен для систематизации интерьерных объектов, то все подкатегории у меня будут формироваться на основе английского словаря. Ну согласитесь все разнообразие форм у Бра, должно иметь какую-то систему, но к сожалению, через русский язык это никак не решить.
В английских словарях – слово «бра» переводят как Sconce, Wall lamp\light, Bracket, но я всегда проверяюсь через Google Search. Поиск по картинкам, дает возможность понять насколько это слово релевантное. По запросу «Sconce» и «Wall lamp\light» поисковик показал то что надо. Я за минимизацию, поэтому остановил свой выбор на одном слове «Sconce», хотя это слово формально устаревшее, но не вышедшее из употребления.
История
Эволюция освещения интерьера, началась с открытого огня – очаг в пещере первобытного человека и закончилась электролампой. Конечно открытое пламя — это крайний пример, по-настоящему рассматривать историю дизайна освещения можно с лучин, для которых придумывались различного рода держатели, затем пришли масляные лампы, дизайн и технологичность которых совершенствовали веками, затем появляются восковые свечи, они не сильно коптили, в отличии от масляных ламп, но были дорогими и их использовали для освещения дворцов и храмов. Для простолюдина, масляная лампа была более доступна. С развитием технологий обработки стекла и переработки нефти, масляные светильники стали вытесняться керосиновыми лампами, защищенными стеклянным плафоном. Но свечное освещение, было более «экологичным», в сравнении с масляными лампами - свечи практически не коптили и были простыми в обслуживании, хотя, как говорил ранее, это было дорогим удовольствием в самом начале, но позже, с развитием химии и открытии стеарина в 1825, свечи стали более доступны. Позже появилось газовое освещение и затем электрическое.
Дизайн осветительных приборов развивался в зависимости от типа источника света, но в целом сохранил некую аутентичность и по сегодняшний день. Пламя свечи или масляной лампы было заменено на электролампу, а конструкции, по большому счету, которые либо держали эту свечу или выполняли функции защиты от возгорания по своей форме не сильно изменились, просто стали своего рода атавизмами и начали носить декоративные функции.
Некоторые источники предлагают классифицировать бра по типу направления освещения – вверх, вниз, заполняющий свет и т.д. Мне такая классификация не понравилась, поскольку здесь рассматривается только функциональная составляющая, а дизайн формы светильника игнорируется, что в итоге мне не позволит – «подобрать что-то похожее», поэтому я сосредоточился на поиске информации, где бра классифицируют по форме. Но в итоге получились категории, разделяющие бра как по форме, так и по функционалу.
Sconce | Candle
Candle sconce – основная отличительная черта такого светильника это открытый источник света имитирующий пламя свечи и собственно «тело» самой свечи. На таком типе бра, как правило, нет, прикрывающих источник света, плафонов. Это самый аутентичный тип настенного светильника, который не претерпел сильных изменений. Данный тип бра напоминает канделябр, размещенный на стене.
Sconce | Armed
Armed sconce – в русский язык, слово «бра» пришло из французского и означало рука – и действительно визуально, некоторые бра, напоминают руку, держащую свечу. В английском языке «arm», так же переводиться как «рука». По факту типы Candle и Armed похожи друг на друга и в моей классификации они различаются только отсутвием\наличием плафона. Мне кажется это удобным именно с точки зрения поиска аналогов, да и не всегда Armed sconce, похожи на канделябр.
Sconce | Swing Arm
Swing arm sconce – дословно можно перевести как «вращающаяся рука» или адаптированно «поворотный кронштейн». Этот тип бра, близкий родственник Armed sconce, наделенный дополнительным функционалом. Крепеж таких светильников подвижный и позволяет настроить положение светильника под ситуацию.
Sconce | Wallchiere
Wallchiere sconce – перевода слова «wallchiere» в английских словарях я не нашел. Есть мнение что «wallchiere» это производное от «torchiere». «Torchère» старофранцузское слово, происходящее от слова «torche» - факел. Данное слово также заимствовано русским языком и известно нам как «торшер», т.е. напольный светильник, «wallchiere» (звучит как «волшер», если адаптировать на французский манер), соответственно, это настенный светильник. В английском языке слово «факел» («torch») пишется почти так же, как французское слово «torche», означающее тоже самое.
И действительно по форме, данный тип светильников напоминает факел. Как правило они имеют удлиненное основание и не большой плафон.
Sconce | Lantern Wall
Lantern wall sconce – дословно переводиться как «настенный фонарь». Дизайн таких настенных светильников повторят формы уличных и промышленных фонарей. В эту категорию так же хорошо вписываются настенные светильники в стиле Лофт.
Sconce | Wall Washers
Wall washers sconce – забавная формулировка, но в целом отражает функцию данного типа светильников. Дословный перевод звучит как – «промывальщик стены». Конструкция таких светильников направляет свет от источника исключительно на стену, интерьер освещается отраженным светом от стены, а не напрямую от источника света.
Sconce | Picture & Sign
Picture & Sign Sconces – этот тип светильников своего рода модификация "Wall Washers". Данная группа светильников выполняют функции подсветки вывесок, картин, книжных стеллажей и прочих «предметов», размещенных на стене или вдоль стены. Крепеж таких светильников может быть подвижным, чтобы настроить положение светильника под ситуацию.
Sconce | Reading
Reading sconce – группа настенных светильников, выполняющих функцию локальной подсветки для чтения в кровати. Источник света закрыт специальной линзой, которая фокусирует свечение в небольшой пучек. Дизайн может быть разным, но функция одна – локальная подсветка небольшого участка, чтобы не мешать вашему «соседу» по кровати. Обычно такое решение используют в гостиничных номерах, в быту встречаются менее строгие решения, где светильник рассеивает свет более обширно.
Sconce | Flush-Mount
Flush-Mount sconce – перевод звучит как «утопленный\скрытый монтаж». Это обобщенная группа светильников в которой я разместил не только настенные светильники со скрытым креплением, но и все условно плоские, полукруглые и компактные светильники, которые не сильно выпирают относительно плоскости стены. У этого типа светильников нет сильно выступающих крепежей, как у «Armed sconce».
Sconce | Childs
Childs sconce – детские настенные светильники. В данную группу я поместил детские бра, которые не могут вписаться ни в одну из категорий в следствии их «дурацкого» дизайна.
Вот таким образом можно разобрать вашу библиотеку используя стандартный проводник Windows, но если интегрировать в свой пайплайн плагин Project Manager , с которым есть возможность работать «не выходя» из 3ds max, то можно дополнительно «затеговать» 3d модели.
После того как вы разберете все бра по папкам, то "расшарить" их в Project Manager - проблема "двух кликов". Далее, чтобы оптимизировать поиск в Project Manager , нужно использовать теги, по которым можно дополнительно разделить объекты, например, по стилю. Вот список тегов, которые я использую в своей практике:
contemporary (современный) – простые лаконичные формы, минимализм.
classical (классический) – разницу между рококо или барокко, знают только искусствоведы, не смотря на то что я закончил художественный вуз и сдавал государственный экзамен по истории искусств, для меня это не существенно, как, впрочем, и подавляющему большинству дизайнеров. Много золота, красного бархата и резного орнамента – это "классическое представление о классике" у среднестатистического потребителя.
transitional (переходный) – тот случай, когда предмет не выглядит современно, но и на объект классического дизайна тоже не очень похож, ну как будто бы денег на золото и бархат не хватило, да и декора резного нет.
art deco (ар деко) – визуально яркий узнаваемый стиль, который можно применять как отдельный тег, но если сомневаетесь, то лучше использовать "transitional"
craft (ремесло) – тег под который попадает весь народный хендмейд, рустик и этнический стиль. В общем все что выглядит как будто это сделали «на коленке» это "craft"
medieval (средневековый) – этот стиль сложно не узнать и не запомнить. На предмет, который будет уместно смотреться в замке с принцессой и рыцарем в доспехах, можно налепить ярлык "medieval", а если не уверены то "craft"
loft (лофт) – все что похоже на детали машин и выглядит как будто это притащили из пункта приема «Вторчермета» это "loft".
Так же можно использовать теги по типу излучения света
up – вверх
down – вниз
up & down – вверх и вниз
ambient – заполняющий
Ну а для совсем "перегретых" можно дополнить библиотеку тегами
Цвет - синий, красный, желтый...
Материал - стекло, металл, керамика...
Форм фактор - круглый, прямоугольный...
Количество ламп - 1*, 2*, 3*
Ограничений на количество тегов в Project Manager нет, в строке поиска, необходимо указать все интересующие вас теги через запятую и вы найдете, что искали, если конечно ранее вы позаботились о том что бы проставить теги к вашему контенту.