Вопрос похожий где-то видел, но найти не могу. Восемь месяцев назад договоаривались с постоянной заказчицей о работе над проектом. Она проплатила половину стоимости работ, всё ок. И пропала.
Я периодически спрашивал будем ли работать, она говорила "да", но вот только сейчас, видимо, руки дошли до проекта. Тем временем у меня цены на услуги выросли.
Договаривались на одну сумму и, по логике, этой договорённости стоит придерживаться. Но прошло много времени, у меня куча работы по новому прайсу с другими заказчиками и ковыряться с проектом по старым ценам нет желания, если честно. Можно было бы отдать деньги и отказаться от проекта. Но это тоже не правильно, потому что человек рассчитывал на меня.
Как правильно поступить, чтобы ни себя, ни заказчицу не обидеть?
Озвучить актуальный прайс. На сколько у вас повышение? Процентов 10?
В прошлый раз после известного марша доллар вырос на 50%, это было неожиданно. У меня по одному проекту в долларах была оплата. Ну что, пришлось оплачивать по актуальном курсу. Причём никто из нас не был в этом виноват) а в вашем случае тем более не из-за вас сдвижка такая. Если б у вас был договор, то по нему заказчик всяко уже сроки пропустил, в которые обязан был информацию до, работы предоставить. И вы могли бы договор расторгнуть. И возможно даже без возврата аванса ) с любой стороны вы поступите правильно, выполнив работу уже по нынешнему прайсу
Если Вам настолько не хочется работать по старой цене, то ровно в тот момент, когда Вы ее подняли надо было вернуть предоплату со словами: так и так, старт проекта подзавис, за это время цены я поднял, во избежание недопонимания возвращаю аванс, надеюсь на дальнейшее сотрудничество как только появится тз. Что то в этом духе. Это банально дало бы понять человеку что с Вашей стороны нет ни намека на хитропопость. Деньги Вы вернули сами, как только подняли ценник. Сейчас же это выглядит что Вы покрутили чужие деньги у себя в кошельке 8 месяцев, а теперь в самый ответственный момент ставите человека перед фактом. С юридической точки зрения вряд ли кто-то прикопается, а вот с человеческой выглядеть с ее стороны может примерно так. Поэтому бОльшая часть ответственности понятное дело на заказчице, так как она на 8 месяцев пропала, но также часть ответственности и на Вас, что не вернули аванс заранее. То есть Вы не особо переживали по поводу того что чьи-то деньги в кошельке 8 месяцев лежат, но как только заказ воскрес, то за эти деньги уже работать не хочется. Тут вопрос чисто человеческого отношения к заказчику - я на Вашем месте или заранее сам отдал бы аванс (мне чужого не надо), либо, если уж проворонил это дело, понес бы за это ответственность и сделал бы этот заказ за старый ценник. Я Вашего финансового положения не знаю, но сам всегда исхожу из "не обеднею". Если заказчик постоянный, хороший, стабильный, то нормальные отношения с ним гораздо важнее сиюминутных копеек. Хороший заказчик, как и хороший человек в принципе, на вес золота, если попался такой, то как говорили у нас на баскетболе "хватай его за ляжку и держи")) А судя по тому, что Вам спокойно выплатили аванс и пропали на 8 месяцев, заказчица явно из-за каждой копейки не трясется, что уже само по себе ценно. В общем я бы сделал по старому ценнику, предварительно обозначив что ценник у Вас уже новый, но Вы вошли в ситуацию, получилось как получилось, и надеетесь что в дальнейшем таких задержек с ее стороны не будет.
Всем большое спасибо за ответы! С одной точки зрения логично, что прайс поднялся, а работа затягивалась не по моей вине. Но по-человечески, наверное, имеет смысл делать так, как договорились изначально. Скажу что прайс поднялся, но работу сделаю по той цене, о которой договаривались. Зато совесть чиста будет, это, мне кажется, важнее сиюминутной выгоды.
Цитата Катерина135:
Ну что, пришлось оплачивать по актуальном курсу.
Тут немного не то. Курс поменялся, а сумма в долларах нет. То есть вы, условно, договорились на 1000$. И при росте доллара по отношению к рублю вам заказчик так и остался должен 1000$.
Цитата maltsev_stepan:
Я Вашего финансового положения не знаю, но сам всегда исхожу из "не обеднею". Если заказчик постоянный, хороший, стабильный, то нормальные отношения с ним гораздо важнее сиюминутных копеек.
Это просто пример, когда сумма изменилась для меня, как для заказчика. И в случае, если б у меня также завис проек, я бы доплатила. И объяснила почему. Такие вещи даже в договоре предусматриваются. А изменения по оплате проходят по доп.соглашению.
Цитата Firsozz:
Но по-человечески, наверное, имеет смысл делать так, как договорились изначально
Я вам так скажу, по человечески заказчик сам такие вещи понимает прекрасно. Просто скажите как есть, что цены сейчас изменились, обсудите вопрос доплаты. Может, человек без вопросов и сам согласится.
Цитата Firsozz:
Зато совесть чиста
Причём тут совесть? Есть адекватные сроки начала работы по прайсу. Это все рабочие моменты, цены растут. Но дело ваше, конечно )
Цитата Firsozz:
Согласен!
Дело в том, что вам самому некомфортно поднимать вопрос цены. И это ок ) просто не любите напряги, и проще найти оправдание для себя про совесть и тп. Если так проще, то почему нет? )
Цитата Firsozz:
Курс поменялся, а сумма в долларах нет. То есть вы, условно, договорились на 1000$. И при росте доллара по отношению к рублю вам заказчик так и остался должен 1000$.
А цены не поменялись? Ну пересчитайте вашу сумму на стоимость вашей продуктовой корзины) вот во вкусс вилл на 20% цены выросли с прошлого лета. Как вам такой аргумент? )) инфляцию почему не учитываете за 8 месяцев?
Вопрос похожий где-то видел, но найти не могу. Восемь месяцев назад договоаривались с постоянной заказчицей о работе над проектом. Она проплатила половину стоимости работ, всё ок. И пропала.
Я периодически спрашивал будем ли работать, она говорила "да", но вот только сейчас, видимо, руки дошли до проекта. Тем временем у меня цены на услуги выросли.
Договаривались на одну сумму и, по логике, этой договорённости стоит придерживаться. Но прошло много времени, у меня куча работы по новому прайсу с другими заказчиками и ковыряться с проектом по старым ценам нет желания, если честно. Можно было бы отдать деньги и отказаться от проекта. Но это тоже не правильно, потому что человек рассчитывал на меня.
Как правильно поступить, чтобы ни себя, ни заказчицу не обидеть?
Это уже новый договор ''цена/срок'' если такой сильный промежуток. Физической бумаги с пунктом ''форс-мажор'' и ''фиксированных условий вне срока изготовления'' не было - так по мессенджеру оговорили что и как? Если не было - то всё по новой и заново. Доверие же обоюдное - всё поймёт. А если нет - то больше не вернётся, хотя и дешевле уже не найдёт.
Недели две назад по одному ЖК встало проектирование на заморозку на неопределённый срок, дошло только до черновых картинок и отозвали. Заказчик тоже ''пропал''. Я просто позвонил напрямую на личный номер и затребовал все деньги на что договаривались - поскольку мог и блокирнуть рабочий. Заказчик не стал спорить и просто закрыл весь объём - его риск что задача слетела по причине его заказчика а там его трудностей. Вторая итерация если будет - по новым ценам. Тоже с этим пришлось соглашаться, поскольку долго работаем.
При том что я не стану менять условия. Да, поменялись цены. Но и сроки старта проекта нигде не обговаривались, если уж на то пошло.
maltsev_stepan правильно написал, что я, видя ситуацию, должен был написать заказчице и спросить что делать. Либо она соглашается на повышение и пересчёт стоимости проекта, либо я возвращаю ей деньги. Сам провтыкал - сам себе виноват.
Может я в чьих-то глазах и буду дураком, который не выдрал из заказчицы разницу. Но совесть будет чиста потому что я осознал ошибку, принял её и сделал так, как договаривались. И ко мне уже вопросов никаких не будет.
На остальные ваши сообщения про инфляцию во вкусвилле, напряги и оправдания у меня ответа нет.
Делай работу по той цене, на какую договорились, даже если и была инфляция. 8 месяцев не сильно большой срок, чтобы сожалеть об упущенной выгоде. Эта разница в цене не стоит того, чтобы из-за нее портить отношения.
На остальные ваши сообщения про инфляцию во вкусвилле
Слушайте, я не знаю, чего вы так взъелись. Вы мне написали, что пример с долларом не подходит (хотя это был просто пример изменения суммы), я вам привкла другой пример, обоснование, по каким причинам ваша изначальная цена не актуальна. Это просто пояснение, что в пересчёте у вас тоже минус.
Цитата Firsozz:
При том что я не стану менять условия. Да, поменялись цены. Но и сроки старта проекта нигде не обговаривались, если уж на то пошло.
я конечно, очень извиняюсь, что привожу вам в пример поведение заказчика, аргументы, как если бы у вас был договор, которые вы, судя по всему вообще не принимаете в расчёт. Вас тут никто не на что не уговаривает. Вы же сюда пришли за советом? Люди вам отвечают. Я вам отвечаю, как щаквшчмк, который вообще без проблем бы доплатила, без вопросов. А вы зачем то начинаете срываться на людей, которые вам ответили. Делайте, как считаете нужным. Для вас это вопрос совести, хотя это просто работа, где и заказчики бывают вполне себе понимающими, и им не надо объяснять, что цены растут.
Цитата MountainTrooper:
Эта разница в цене не стоит того, чтобы из-за нее портить отношения.
Мне воо интересно, где вы таких заказчиков берете, которые на адекватный запрос - пересмотреть сумму, будут портить отношения с хорошим исполнителем? Я в какой-то другой вселенной видимо живу.. слава богу.
Цитата Firsozz:
Может я в чьих-то глазах и буду дураком
Вы для чего так себя накручиваете, не пойму? ) людям будет все равно, что вы решите делать ))) это ж не наши деньги )))
какой сейчас прайс актуальный, нужен рендер мебели в интерьере, нужно будет делать карточки для платформ озон или Wb,мебель корпусная,500 рублей рендер ракурса норм?
Либо она соглашается на повышение и пересчёт стоимости проекта, либо я возвращаю ей деньги
Да, разумеется Ваш ценник определяете только Вы сами, просто, на мой взгляд, лучше это делать в нормальной спокойной атмосфере заблаговременно, а не пост-фактум. Тут просто момент был упущен, что и является сутью вопроса. Остается надеяться что данный конкретный заказчик оценит Ваше отношение и это только укрепит ваше сотрудничество. Как доп-опция для акул бизнеса - на фоне укрепления отношений гораздо проще увеличить ценник не на условные 10% как всем другим заказчикам условных 4 месяца назад, а например на 15%. Это если совсем невтерпеж свою упущенную выгоду отбить) Так они отобьются спустя 2 проекта, а потом еще и дополнительно доход приносить будут - клиент то постоянный. Только это произойдет еще и в благоприятной форме. Но лично я б так делать не стал)) Просто повысил бы цену со следующего проекта как всем остальным, а там сочтетесь, ситуации разные бывают. Спустя время может оказаться что уже с Вашей стороны возникнет какая-либо неприятная ситуация и потребуется благосклонность клиента. Всегда лучше с людьми быть в добрых отношениях, чем "это просто бизнес".
Я бы предложил заказчику, что предоплата остаётся той же самой(ибо мы ее скушали уже), а остальная часть уже с пересчётом инфляций, подорожанием во вкусвилле и прочими трихомудриями и перипетиями во вселенной. Так справедливее мне кажется=)
С чего вы решили что я взъелся? Нет, всё хорошо. Просто донёс до вас, что у меня нет ответа или комментария к вашим другим ответам.
Цитата Катерина135:
как если бы у вас был договор
В том то и дело, что договора не было. Был бы договор - я бы сюда и не приходил за советом. А тут такая вот вилка получилась, я мнения выслушал (за что каждому благодарен) и составил своё, на основании чего и принял решение.
Цитата Катерина135:
А вы зачем то начинаете срываться на людей, которые вам ответили.
Где я срываюсь, в чём это выражено? Смайлики не ставлю, или что? 😃
Цитата zeroid:
Я бы предложил заказчику, что предоплата остаётся той же самой(ибо мы ее скушали уже), а остальная часть уже с пересчётом инфляций, подорожанием во вкусвиле и прочими трихомудриями и перипетиями во вселенной.
Мне кажется излишне заковыристо. Уже сделать по цене о которой договорились, а со следующего проекта на общих основаниях, так сказать.