Ссылки на предыдущие части:
Сразу хочу отметить, что данная статья, хоть и размещена в разделе уроков, является не совсем уроком, скорее просто размышления и примеры различных проектов. Но возможно она поможет кому-то чуть шире взглянуть на разнообразие проектов, которые могут присутствовать в работе визуализатора, и показать, что архитектурная визуализация не ограничивается только визом интерьеров по вычерченным развёрткам и ссылкам на модели с 3ddd.
В последнее время на форуме часто стал встречать сообщения, что без наличия подробного ТЗ многие фрилансеры не хотят даже рассматривать проект, всем подавай только полностью вычерченные планы, развёртки, фасады и сечения.
Однако есть два типа проектов, которые наиболее выгодны по соотношению затраченного времени и полученных денег. Первые – это когда архитектор/дизайнер профукал все сроки, и ему за два дня надо отвизуализировать стометровую квартиру или жилой комплекс из множества корпусов. Это самый сладкий вариант, когда уже никому не нужно особое качество, а во главу угла ставится скорость работы. Два дня напрягся, поработал сверхурочно и получил деньги как за неделю-две обычной работы. И никаких тебе потом корректировок и доработок.
Второй по уровню заработка тип проектов – это как раз тема этой статьи, проекты стадии концепции и эскизного предложения. В них допускается большой простор в уровне проработки и детализации, а больше ценится не фотореал и всякий декорчик, а умение передать необходимую атмосферу, наиболее полно понять замысел архитектора/дизайнера, найти в интернете нужные референсы и самостоятельно по ним проработать какие-то детали.
Такие проекты именно тем и хороши, что они скоротечные. Тут нет десятков итераций корректировок, эскиз и в виде визуализации всё также остаётся эскизом, поэтому не требует большого внимания к мелочам. Плюс по сравнению с механическим моделингом и визуализацией по чертежам такая работа кажется более интересной и творческой.
Ниже несколько примеров таких заданий, сделанных по ним визуализаций и примерная оценка стоимости каждой.
Вот, простое задание по интерьеру.
Из исходников только план конструктива и эскиз. Тут нет ничего сложного, но, судя по эскизу, важно показать именно атмосферу разноцветного освещения коридора.
Вот пример посложнее из того же проекта. Эскиз условный, но при моделировании надо сразу учитывать типовые размеры ресепшена, барабанных дверей, турникетов и самостоятельно проработать некоторые детали сверх того, что нарисовано на эскизе.
Прошу не обращать особо внимания на качество этих рендеров, это проект из 2011 года. Тут нет никаких особых деталей и проработки, но при этом этого более, чем достаточно, для визуализации простого эскиза. Оба этих рендера были сделаны за день и практически сразу приняты заказчиком, за исключением минимальных корректировок, типа изменения цвета диванчиков и добавления спотов на потолок. Итого день-полтора работы, и 12-15 тыс. в кармане.
Ну и покажу более хардкорный вариант.
Сначала эскизы здания:
Для кого-то это просто почеркушки, но если внимательно изучить эскиз, то можно понять, что это здание, шириной порядка 20 метров в пределах участка размером примерно 100х70 метров, которое ломаной лентой поднимается до высоты 25-30 метров. Важно ещё учитывать то, что эскизы не всегда правильны в пропорциях, и если построенная по размерам модель сильно отличается от эскиза, надо обязательно уточнить у архитектора, на что мы ориентируемся в первую очередь, на эскиз или на размеры.
На этапе концепции по каждому проекту подобных эскизов делаются десятки, и на них не нужно затрачивать много времени. Такая картинка делается за день максимум, при этом стоит тысяч 15.
А вот эскиз интерьера этого музея:
И вот что из этого получилось.
Опять же, тут нет никаких особых деталей, всё на уровне грубых крупных форм, такая визуализация так и остаётся эскизом и служит для первичного показа концепции заказчику. Конечно же, такие эскизы не визуализируются с первого раза, важно поэтапно обсуждать с архитектором каждый уровень проработки. Набросали боксами в сермате общие объёмы – согласовали и откорректировали. Обсудили материалы и освещение, сделали упрощённо, опять согласовали. Но всё равно работа по эскизам протекает на порядок быстрее, чем моделирование всех мелочей по чертежам.
Ну и проект из недавнего. Эскиз от заказчика, скетчаповская болванка в боксах и комментарий – архитектура приморских дворцов с колоннами, балюстрадами, арками и галереями. Расположение – на склоне горы среди леса.
Девять из десяти визуализаторов на такое задание скажут, что архитектор не хочет работать и перекладывает свою работу на визуализатора. В какой-то мере это правда, но это не повод отказываться от такого проекта. Чем больше у вас будет в работе проектов, чем больше будет постоянных заказчиков, тем бОльшие профессиональные перспективы перед вами откроются в дальнейшем.
В первую очередь после получения такого задания нужно идти в гугл и искать референсы. Если вы не архитектор или дизайнер, то не надо пытаться что-то додумывать самому, вряд ли это получится удачно. Всё уже давно придумано до нас, надо только это найти. Да и вообще, использование референсов в любом проекте значительно повышает качество итогового результата.
Делаем несколько разных деталей и затем из них, как их конструктора, собираем нашу архитектуру. Важно оставлять модель максимально параметрической и редактируемой, чтобы была возможно быстро корректировать что-то. Обязательно использовать инстансы и инстансные модификаторы на подобных объектах.
Делаем всё максимально просто по структуре, но при этом добавляя некоторый уровень проработки. К примеру, вот несколько скринов модели:
По сути, здесь все объекты – это простые сплайны со свипом или шеллом. Но, к примеру, используя для наличников не просто прямоугольные сечения, а чуть более сложные двухуровневые сечения, мы тратим на это то же самое время, но при этом добавляем некоторую детальность в модель. То же самое и с карнизами, сделав две-три ступени на карнизе мы сразу увеличиваем сложность фасада, не затратив на это сильно больше времени. Аналогично и с первыми этажами. Просто настроив модификатор FloorGenerator, мы получаем уже достаточно проработанный для общих видов фасад из крупных блоков. Для добавления различий между домами, делаем несколько вариаций окон – где-то широкие, где-то сдвоенные узкие, где-то арочные. Делаем дополнительный уровень на стены для увеличения пластики фасада, как на верхнем правом скрине и т.д.
Почти ничего этого нет на эскизах, но именно в этих мелочах и кроется успех картинки и скорость её утверждения у архитектора. На этом этапе для общего вида даже не важна архитектурная правильность конкретных деталей, важно именно их наличие, что даёт визуальную сложность при фактической простоте в модели.
Вся модель была собрана чуть более чем за один рабочий день, а на второй день Forest Pack’ом были рассажены деревья, и получилась такая картинка. Были совсем мелкие корректировки по деталям, но в целом практически всё было принято сразу.
Далее была просьба сделать ещё пару ракурсов, более ближних, но с акцентом на рельеф и общую атмосферу без привлечения лишнего внимания к деталям фасада, по возможности, максимально прикрыв их деревьями. Ниже эскизы ракурсов, верхний – вид площади между зданиями, нижний – слева со стороны въезда в комплекс.
Ещё за день были добавлены некоторые элементы благоустройства, и получились две такие картинки:
Как видите, по условным эскизам были выполнены вполне полноценные визуализации большого объёма. За такую работу можно смело брать тысяч 40, хотя заняла она суммарно чуть больше трёх дней.
Для того чтобы научиться понимать такие эскизы, нужно много времени уделять изучению и просмотру именно профессиональных эскизов и ручной графики. Многие по полдня висят на бехансе и в галереях сайтов, рассматривая чужие визуализации, в то время как наилучшие знания по композиции и вообще пространственному мышлению дают именно рисунки. Так что если хотите прокачивать этот навык, то ваш путь прямиком в Третьяковку или любые другие музеи с коллекциями архитектурной графики.
Если лень ходить по музеям, то существуют сотни книг с коллекциями рисунков тех же самых мастеров ручной архитектурной графики. Также полезно просматривать книги с рабочими эскизами разного уровня проработки именно от архитекторов. Мне нравится вот эта книга:
Architectural Visions - Contemporary Sketches, Perspectives, Drawings
На archdaily есть тоже неплохая подборка эскизов: https://www.archdaily.com/896643/100-architectural-sketches
Развивайтесь, расширяйте круг своих умений, и это позволит вам даже через 10-15 лет получать удовольствие от своей работы.